Богатырская наша силушка…

Согласно преданиям и легендам, жившие в селе Малое Шемякино мужики отличались смелостью, богатырской силушкой и внушительным внешним видом.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА


Согласно преданиям и легендам, жившие в селе Малое Шемякино мужики отличались смелостью, богатырской силушкой и внушительным внешним видом. Здесь до сих пор народная молва хранит память о малошемякинских богатырях: Григории и Иване Осягиных, Сергее Колсанове, Григории Безродном, Иване Медведеве, Игнатии Костюхине, Николае Воронове… Как правило, все эти богатыри работали летом грузчиками в Самаре.


Иван Осягин, старший сын Григория Осягина, был до революции самым известным на всей Волге грузчиком, он легко взваливал на спину многопудовые ноши и даже не сгибался от тяжести. А Ивана Медведева, грозу всей округи, за то, что был жутким драчуном, прозвали Ванькой Медведем. Ох, и доставалось от Медведя его коллегам по профессии, самарским грузчикам. Хотя и сам буян, бывало, бит ходил – вся голова у него была в шрамах от ударов бутылками. Однажды Ванька Медведь, изрядно приняв на грудь, бесстрашно полез драться с двумя десятками грузчиков. Он схватил одного из них за ноги и стал крутить беднягой вокруг себя, как палицей, обороняясь от остальных…


Откуда пошло Малое Шемякино?

Здесь в 143 дворах проживает 368 жителей, среди которых русские и чуваши, но последних немного больше. В деревне есть средняя школа, медпункт, детсад, работают два магазина, действуют клуб, библиотека. По вечерам улицы Малого Шемякина освещают фонари – примечательный для сельской глубинки факт, свидетельствующий о торжестве цивилизации.


Но добраться до села от Тетюшей, например, непросто. Сначала нужно свернуть с трассы и доехать до Большого Шемякина, потом пройтись пешочком (потому что легковушка вряд ли проедет) километра четыре по извилистой проселочной дороге. Председатель Малошемякинского совета самоуправления Александр Ганькин рассказал, как не так давно в их село приехали высокопоставленные гости и очень удивились, что в столь глухом месте, так далеко от мира, можно жить…


А глухое и малодоступное это место – как раз посредине между Казанью и Симбирском – было некогда выбрано неспроста. Вокруг росли дремучие лиственные леса. Никто не знает точно, в каком году образовалось Малое Шемякино. Но местные краеведы предполагают, что лет 200 назад, а может, и поболее. Основали село беглые крепостные крестьяне.


Естественно, беглецы искали место для своего пристанища поглуше и подальше от каких-либо дорог. Приходили поодиночке или небольшими группами из разных российских губерний, в первую очередь из Верхнего и Среднего Поволжья.


Первые поселенцы начали свою жизнь на новом месте с раскорчевки леса, со строительства изб. В глубоких погребах жители держали множество кадок с припасами – солеными грибами, огурцами, мочеными яблоками, медом. В здешних лесах было полно ягод, грибов, диких яблок и груш. Летом мужики уходили на заработки, бурлачили на Волге, а зимой возвращались к семьям.


Невольно возникает вопрос: почему деревня называется Малое Шемякино? Ну, Малое понятно почему – потому что недалеко есть Большое. А Шемякино? Очевидно, не последнюю роль в этом названии сыграл так называемый “Шемякин суд”, отличавшийся, как известно из истории, особой жестокостью и несправедливостью к бедному трудовому люду. То ли избежавшие этого суда беглые крестьяне сами назвали себя “шемякинцами”, то ли жители других селений прозвали деревню Шемякино – никто теперь уж определить не может.


С сильными не борись, с богатыми – не судись

Дух свободы, словно вырвавшийся из бутылки джинн, пьянил и будоражил кровь бывшим крепостным крестьянам. Малошемякинцы отличались буйными характерами и смелыми поступками, чему в немалой степени способствовало пристрастие к “зеленому змию”. До революции драки в селе происходили чуть ли не каждый день. Только и разговоров было о том, кто кого поранил ножом или кому разбили голову кистенем. Но судебных разбирательств после деревенских драк не было, поскольку это считалось дорогим удовольствием для обеих сторон – и виновной, и пострадавшей. Дело было и вовсе проигрышным, если пострадавшим оказывался бедняк, а виновным – богатый.


Во время больших христианских праздников – Рождества, Масленицы, Пасхи – в просторных богатых домах Малого Шемякина неделями длились обильные пиршества, одна за другой откупоривались дубовые бочки из-под густого хлебного домашнего пива. На сытых лошадях, разукрашенных красивой сбруей, с бубенцами, катались богатые малошемякинцы, разодетые в дорогие дубленые шубы, в модные в ту пору кукморские валенки с красными кромками на белом фоне. И не дай Бог, попадется на пути бедняк на замызганной лошаденке, который не успеет уступить лихачам дорогу – бедняцкие сани вмиг с хохотом опрокидывали, и охальники уносились прочь.


Интересна история о том, как разбогател некогда здешний житель Сергей Борисович Колсанов. Он 25 лет прослужил в царской армии. За это ему был пожалован от царя земельный пай, выделены денежные средства, которые Колсанов умело вложил в дело. Разбогател, построил себе новый дом. Этот дом до сих пор сохранился, вернее, сохранились остатки добротного некогда дома бывшего царского солдата…


В настоящее время в Малом Шемякине живет Анатолий Макарович Колсанов. Наверняка какой-нибудь родственник раскулаченного Колсанова. Анатолий Макарович – человек в селе уважаемый. Всю жизнь работал в колхозе скотником, сейчас на пенсии, воспитал пятерых детей. С детства у него было хобби – плел лапти для всей деревни. Потом Колсанов стал плести корзины разных форм и размеров, короба, которые всегда нужны в хозяйстве. Так что до сих пор многие малошемякинцы пользуются колсановскими корзинками – крепкими, удобными, красивыми.


Молодых людей от 14 до 30 лет в деревне больше 50 человек. Многие ребята, закончив школу, учатся потом в техникумах и училищах, возвращаются в родное село, работают механизаторами.


В Малом Шемякине неплохой Дом культуры, которым руководит симпатичная Надя Туганова. После школы она шесть лет трудилась дояркой на ферме. Потом решила сменить профессию – поступила в Елабужское культпросветучилище на режиссерский факультет и стала заведовать местным клубом. Благодаря Надежде в селе создан народный чувашский коллектив “Молодость”. Надя сама активная его участница – и поет, и танцует. При клубе работает также драмкружок – спектакли о сельской жизни ставят на русском и чувашском языках.


Местную библиотеку, которая пользуется у всех жителей, но особенно у молодежи школьного возраста, большой популярностью, вот уже более 30 лет возглавляет Тамара Дмитриевна Карабанова. Сюда приходят не только почитать книги, полистать газеты и журналы, но и просто пообщаться, поучаствовать в постановке чувашских пьес.


Все мы родом из школы

Особой гордостью села Малое Шемякино всегда была школа. Она открылась здесь очень давно – еще в 1889 году при Никольской церкви стала действовать церковно-приходская школа. Первым учителем был Алексей Добросмыслов. Первыми учениками стали 25 мальчиков и 4 девочки. Писали ребятишки на грифельных досках, в обязательном порядке все ходили в церковь к заутрене, обедне и вечерне.


В 1951 году Никольскую церковь разобрали на стройматериалы и пустили их на строительство новой школы, которая получила статус семилетней. 50 лет отдал малошемякинской школе Маркел Степанович Туганов. Он из местных, родился в 1886 году. Школьники боготворили Маркела Степановича. За свой труд педагог Туганов был награжден орденом Ленина. Сам он также вырастил и воспитал 10 собственных детей.


Основоположником династии замечательных учителей села Малое Шемякино стал Иван Семенович Карабанов, который проработал в школе 30 лет, сначала учителем, а потом директором. Сейчас здесь трудятся две его дочери – Лидия Ивановна (директор школы) и Галина Ивановна.


…Вот и вечер

Мы уезжали из Малого Шемякина вечером, когда в небе уже зажглись звезды, запылали светом окна домов. Была суббота. По дороге встретилась группка молодых людей – веселых и мирных. Это студенты из райцентра домой на выходные приехали. Завклубом Надежда Туганова в ладненьком черном пальто и модных коротеньких сапожках на каблуках (ничем не хуже городских модниц) торопилась на работу – в клубе намечалась традиционная субботняя дискотека. Вот так и живет вдали от цивилизации вполне цивилизованно старинное село Малое Шемякино.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще