Болгария далекая и близкая

Как уже сообщала наша газета, во второй половине сентября группа главных редакторов ведущих республиканских и областных газет России побывала в Болгарии.

information_items_1347369276

Как уже сообщала наша газета, во второй половине сентября группа главных редакторов ведущих республиканских и областных газет России побывала в Болгарии. Их принимали президент страны, премьер-министр, губернаторы и мэры крупнейших городов. Российские журналисты встречались с депутатами Народного собрания, бизнесменами, работниками болгарских средств массовой информации, представителями общественных организаций. Посланцы России знакомились с политической и социально-экономической жизнью Болгарии, культурными и историческими достопримечательностями. Маршрут поездки пролегал через Софию, Пловдив, Шипку, Габрово, Бяла, Обзор (да-да, именно так называется город – Обзор), Варну, Несебр, Велико-Тырново, курорты и туристические комплексы – полторы тысячи километров по дорогам этой южной страны исколесил автобус с российской делегацией, в состав которой входил и главный редактор газеты “Республика Татарстан” Евгений Лисин.


Эта поездка была организована по инициативе болгарской стороны и поддержана правительством Москвы. Кроме того, с российской стороны принимали участие Московский фонд развития межрегиональных связей “Сотрудничество”, общенациональная газета “Россия”, межрегиональное агентство информации “Вся Россия” и группа “Центр-регион”.


Мавзолей Димитрова взрывали семь раз

Мы приземлились в Софии 15 сентября. В Москве было холодно и пасмурно, а здесь ярко сияло солнце, небо чистое – ни облачка, 19 градусов тепла. Нас встречали представители российского посольства, Союза журналистов Болгарии, корреспонденты газет, телевидения и радио.


Разместили нас в гостинице при торговом представительстве России. Расположено оно рядом с посольством, состоящим из двух- и трехэтажных зданий, привольно раскинувшихся на нескольких гектарах. Здесь и парк, спортивные площадки. Другие посольства – английское нам попалось, итальянское, французское – это по одному четырех- или пятиэтажному зданию и больше ничего, а тут целый городок, наглядная демонстрация когда-то нерушимой болгаро-российской дружбы, симпатий и предпочтений.


Каждому из нас предоставили по номеру. Это большая комната с просторной лоджией плюс кухня с электрической плитой, холодильником, навесными и напольными шкафами, огромный шифоньер для одежды, а еще комод, массивный стол, крепко сколоченная тумбочка – все это добротно, надежно, основательно. По-советски, в общем. На кухне – чайник, соль и сахарный песок, в холодильнике – баллон минеральной воды, что, конечно, очень кстати в этот жаркий день. Спасибо!


По старой привычке проверяю радиоприемник, телефон, телевизор – работают исправно. По телевизору ловится около сорока каналов, в том числе ОРТ (первый канал) и РТР (как будто из России не выезжал!), несколько каналов дублируются на русский язык. Есть программы на турецком, английском, французском и других языках, не считая, конечно, болгарского. Благодать для телеманов.


София, здесь был Мавзолей Г.ДимитроваВ первый день знакомимся с Софией. Сразу направляемся на центральную площадь. Вот царский дворец – в годы войны в нем пребывал царь Борис, втянувший Болгарию в союз с Гитлером, теперь дворцом владеет наследник Бориса. На площадь выходят также здания Народного собрания (парламента), Совета Министров и бывшего ЦК Компартии Болгарии. Причем в здании Совета Министров первый этаж занимает универсам, доступный для всех горожан. А напротив царского дворца раньше стоял Мавзолей Георгия Димитрова, и площадь таким образом была закольцована административными зданиями. Теперь площадь разомкнута. Там, где находился мавзолей, теперь какие-то эстрадные подмостки, разноцветные и разнокалиберные киоски, стоянка машин.


Мавзолей взрывали при большом скоплении народа (тело Георгия Димитрова еще раньше было вынесено и кремировано). На этой торжественной церемонии присутствовали и члены правительства, народные депутаты, люди разных чинов и званий. Кое-кто прихватил с собой детей. Как при публичной казни важных государственных преступников в средние века. Но зрелище было испорчено: раздался взрыв, а мавзолей как стоял, так и продолжал стоять. И только после седьмого взрыва это монументальное сооружение было разрушено.


Спрашивается, зачем его нужно было сносить, да еще таким варварски-демонстративным способом? Разве нельзя было использовать это здание с пользой для города? Можно было открыть в нем картинную галерею. Или организовать музей. Ясно же, что борьба с памятниками – пустая затея. А впрочем, что это мы все про болгар – у нас в Свердловске в бытность первым секретарем обкома партии Бориса Ельцина по его команде снесли бульдозерами за одну ночь Ипатьевский особняк, в котором провела последние дни и была расстреляна венценосная семья – император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дети и слуги. Взрыв мавзолея понадобился новому болгарскому руководству для того, я думаю, чтобы громогласно распрощаться с коммунистическим прошлым и дать знать Советскому Союзу, что наступили иные времена – у них, у болгар, собственная гордость, и они тяготятся своей зависимостью от “старшего брата”, не хотят быть “сателлитом”. Известно же, что Георгий Димитров во время войны находился в Советском Союзе, а Тодор Живков был готов от имени своего народа высказать просьбу о включении Болгарии в состав СССР на правах союзной республики.


Пырванов-демократ

Главной целью нашего приглашения в Болгарию была встреча с президентом страны Георгием Пырвановым. Она была назначена на 17 сентября, а на следующий день он вылетал в Москву на встречу с Владимиром Путиным. Российским журналистам болгарский лидер хотел объяснить мотивы своих действий по дальнейшему построению отношений между нашими странами и, что называется, сверить часы перед предстоящими переговорами.


У входа в президентский дворец по бокам застыли два гвардейца в парадной форме. Как у нас при мавзолее в Москве. Бесполезно упрашивать “помахать маме ручкой”. Стоят, как манекены в магазине. Правда, один гвардеец, когда я проходил, скосил на меня глаза. Ага, живой!


В кабинете у президента за его креслом – два знамени: болгарский и Совета Европы с 12 звездами. Потом мы видели такое сочетание знамен в кабинетах мэров и губернаторов. Как нам объяснили, звездный флаг символизирует движение Болгарии в сторону демократической Европы и НАТО. В первую очередь Болгария хочет дружить с сильными государствами, а не с ослабленной Россией.


А вот и президент. Это высокий симпатичный мужчина, статный, с великолепной выправкой, моложавого вида. Настоящий мачо. Или плейбой – как хотите. Такие мужчины особенно нравятся женщинам.


Он родился в сельской местности в 1957 году. Окончил математическую гимназию, а затем исторический факультет Софийского университета. Защитил докторскую диссертацию, начал работать научным сотрудником в Институте истории Болгарской Компартии. Его научные интересы были связаны с историей болгарской социал-демократии. Женат, имеет двух сыновей.


С 1994 года и до избрания его президентом в ноябре 2001 года Пырванов являлся депутатом Народного собрания. В 1997 году он становится председателем парламентской фракции Демократических левых сил. В этом качестве он показывает себя активным сторонником укрепления российско-болгарских отношений. Так, в октябре 1997 года он от имени фракции дает отпор ряду высших государственных лиц и политиков из среды правящего большинства, которые сделали неосторожные и неуместные заявления, внесшие напряженность в отношения между Софией и Москвой. Тогда из их уст прозвучали обвинения России в “экономическом вымогательстве” и “имперских амбициях”, начал раздуваться шпионский скандал. Правительство пыталось превратить противоречия с “Газпромом” в проблему межгосударственных отношений. Были прекращены передачи Общественного российского телевидения, болгарскую прессу стала заполнять негативная информация о России. Такую политику Пырванов назвал недальновидной, противоречащей и традициям, и хорошо осознанному болгарскому национальному интересу. “Демократические левые силы за равноправные, взаимовыгодные отношения с Россией, – заявил он. – Наше тесное экономическое взаимодействие должно быть необходимым элементом нашей целостной стратегии встраивания в мировой рынок. Мы убеждены, что ухудшение отношений между Софией и Москвой… создает прямую угрозу безопасности страны, работе ряда структуроформирующих предприятий, снабжению промышленности и населения энергоисточниками”.


Пырванов сказал также (и это очень важно отметить!), что “повышенная активность в сотрудничестве Болгарии с Европейским Союзом и НАТО не должна идти за счет наших отношений с другими важными партнерами Болгарии, в том числе с Российской Федерацией”. Он подчеркивает, что подобная практика “не только не улучшит позиций Болгарии среди наших партнеров в Западной Европе и США, но и уменьшит шансы страны на успешное участие в европейской интеграции…”


Через несколько недель после этого выступления Пырванова напряженность в болгаро-российских отношениях обострилась настолько, что это дало основание говорить о кризисе между Софией и Москвой. Заметные проявления дипломатического неуважения со стороны высших государственных лиц, представителей различных ведомств, многочисленные недоброжелательные жесты части правящего большинства по отношению к России, сколько бы ни умаляли их значения, были способны привести к серьезному охлаждению двусторонних отношений с одним из ведущих стратегических партнеров Болгарии. Создались предпосылки для блокирования экономических, торговых и духовных связей. Пырванов вновь поднимается на парламентскую трибуну и от имени Демократических левых сил задается вопросами: “Кто и почему заинтересован в дестабилизации болгаро-российских отношений? Не является ли это очередной попыткой отвлечь внимание от управленческого бессилия правительства, указать на внешнего врага?” Лидер демократов негодует по поводу того, что “уже немало времени сознательно суживается духовное общение. Русская культура последовательно вытесняется из Болгарии, ограничивается и болгарское присутствие в России. Мотивацию необходимости поворота нельзя исчерпывать нравственными и историческими аргументами… Россия предоставляет нам самый большой концертный зал, самый просторный театральный салон, самую многолюдную художественную галерею”. Он в очередной раз заявляет: “В рамках сбалансированной политики, где приоритеты хорошо осмыслены и расставлены, Россия занимает место ключевого фактора и партнера Болгарии”.


Я пытаюсь понять, когда начался поворот Пырванова-политика к иным приоритетам, к европейским стандартам. Когда он начал отводить болгаро-российские отношения на второй план? С какого момента активный приверженец укрепления болгаро-российских отношений стал уступать стороннику вступления в НАТО? С того момента, когда он был избран президентом страны и стал лидером всех болгар – и левых, и правых? И консерваторов, и либералов? Политиков и хозяйственников? Русофилов и русофобов?


Нет, думаю, все-таки раньше – в июне 2001 года, когда в однопалатном Народном собрании ровно половину депутатских мандатов – 120 из 240 – получили представители Национального движения, возглавляемого бывшим царем Симеоном Вторым. Комментируя оглушительный успех этого движения, некоторые аналитики приходили к выводу, что Симеон II стал новым человеком для людей, уставших от традиционного набора политических физиономий (тот же случай, что у нас с Путиным?). Нельзя исключать, что на эту фигуру сделали ставку представители крупного капитала, решившие упаковать свои надежды и интересы в такую необычную, свежую обертку. Некоторые посчитали, что бывший царь, являющийся, как известно, неплохим экономистом и сильным бизнесменом, способен реально приблизить болгар к светлому будущему – по крайней мере, привлечь в страну серьезные западные инвестиции. Более единодушны эксперты были в том, что каких-то крупных позитивных перемен в российско-болгарских отношениях теперь ждать не приходится, а прозападная составляющая в политике болгарского правительства скорее всего усилится. Нельзя забывать, что одним из программных положений блока Симеона II является вступление в НАТО и Европейский Союз.


Пырванов-президент

19 января 2002 года Пырванов приносил клятву в Народном собрании в качестве вновь избранного президента и все еще сохранял привычную риторику о необходимости укрепления болгаро-российских отношений, но мотив этот звучал уже глуше и не столь определенно. Да, он заявлял, что “мы должны хранить и помнить свои корни, что мы должны возродить, обогатить и перенести национальные традиции и в новый век, через все перипетии времени”, но вот что касается состояния и перспектив отношений с Российской Федерацией, Украиной и государствами СНГ, то они уже стали нуждаться в “новом прочтении”, поскольку здесь “накопились проблемы, которые в целом тормозят сотрудничество с этими партнерами”. Отныне Пырванов считает важнейшей, первоочередной стратегической задачей “полноправное членство в Европейском Союзе”. “Я ставлю эту задачу на первое место не случайно, – говорит он. – Наше членство в ЕС представляет собой своего рода “сертификат” качества жизни для нас, международную оценку степени модернизации страны”. Пырванов теперь полагает, что и укрепление национальной безопасности Болгарии, и создание благоприятных условий для ускоренного развития реформ, и эффективная защита прав и интересов болгарских граждан за рубежом, и даже укрепление демократии, развитие гражданского общества в стране возможны только при условии членства в Европейском Союзе и НАТО. Во как! И он, Пырванов, убежден, что предстоит проделать большую работу по выполнению требований, выдвигаемых ЕС и НАТО перед теми странами, которые хотят встать под их руку. Вплоть до “гармонизации болгарского и европейского законодательств” и “изменения Конституции”.


Президент Болгарии Г.Пырванов встречается с народомНо вот какая закавыка. Заявляя о готовности послушно выполнять требования Альянса, Пырванов и правительство надеялись на привлечение иностранных инвестиций и технологий, на то, что наступит финансовая стабилизация и болгарская экономика возродится на основе принципов свободного рынка и частного предпринимательства, повысится конкурентоспособность болгарских товаров, болгарские предприниматели, получив больше свободы и стимулов, найдут новые высокотехнологичные сферы и новые ниши в глобализирующемся мире, – и все это будет генерировать экономический рост, что позволит высвободить и обеспечить необходимые ресурсы для решения проблем в социальной сфере. Но ожидания, увы, не оправдались (далее я достаточно подробно об этом расскажу). И маятник качнулся в другую сторону – Пырванов засобирался в Москву вместе с десантом болгарских бизнесменов.


…Когда началась беседа с президентом, я включил диктофон и, положившись на него, не утруждал себя подробными записями в блокноте, фиксируя лишь смысловые акценты и экспрессивную окраску, эмоциональную напряженность отдельных высказываний. Но когда я пришел в гостиницу и стал расшифровывать магнитофонную запись, пленка оказалась пустой – полтора часа ничем и никем не нарушаемой тишины. Но я-то хорошо помнил, что диктофон был включен и я переворачивал пленку, когда одна сторона закончилась. И вот я теперь пытаюсь по отрывочным записям в блокноте восстановить ход беседы.


Самым трудным для Пырванова оказался вопрос о вступлении Болгарии в НАТО. Он надолго задумался, стремясь тщательнее отбирать слова. Вот его ответ:


– Я отдаю себе отчет, что в России многим не понравится стремление Болгарии вступить в НАТО… Но речь идет о суверенном выборе страны. 67 процентов нашего населения высказались за такое решение. Я вас уверяю, что этот шаг не будет представлять какой-либо угрозы для России. Отправляясь в Москву на встречу с Путиным, я надеюсь, что нам удастся активизировать отношения между нашими странами. Ведь Россия – самая большая в мире страна по территории, где органически переплетаются различные культуры и живут различные народы. Ваша страна располагает всеми видами ресурсов, которые имеют ключевое значение для успешного развития в XXI веке, – от энергетических до интеллектуальных. Россия занимает срединное геополитическое положение между двумя самыми быстро развивающимися регионами в мире – Западно-Европейским и Тихоокеанским. Через ее территорию проходят самые прямые транспортные и коммуникационные связи между странами этих регионов. Думаю, что этого вполне достаточно для того, чтобы определить роль современной России в глобальных отношениях. К этому следует добавить ее активную роль как постоянного члена Совета Безопасности ООН, партнерские отношения с рядом международных организаций.


Отвечая на вопрос о том, каким он видит место России во внешнеполитической и экономической стратегии Болгарии, Пырванов подчеркнул, что безопасность в евроазиатском пространстве немыслима без демократической и стабильной России. Едва ли есть в мире государство, которое бы игнорировало Москву в планировании своей внешней политики или бы недооценивало ее потенциал и интересы, в том числе и в Юго-Восточной Европе.


Что касается болгаро-российских отношений, то они прошли через различные периоды в новой истории нашей страны, – подчеркнул Пырванов. – В некоторые годы они опускались до точки замерзания. В конце концов маятник в наших отношениях с Россией должен быть остановлен. Они должны быть уравновешены, поставлены на реалистичную и прагматичную основу. Необходимы быстрые и взаимовыгодные решения открытых вопросов и проблем, существующих в наших взаимоотношениях. Для Болгарии жизненно важно, например, чтобы транзитный поток энергоносителей из России в Европу проходил через нашу страну. Особое значение для нас имеют облегчение доступа товаров и услуг к огромному российскому рынку. Важно также восстановить культурный и научный обмен, контакты между гражданскими структурами, между народами двух стран.


Президент заверил, что в последние месяцы Болгария начала активно работать “в направлении уравновешивания”, как он выразился, болгаро-российских отношений. Связи между двумя государствами освободились от бремени идеологии, подчиненности. Активизация отношений, бесспорно, является позитивной тенденцией, которую он, президент, полностью разделяет и в рамках своих полномочий полностью поддерживает. Его рабочий визит в Москву, еще раз подчеркнул Пырванов, будет сосредоточен на стимулировании двустороннего диалога во всех областях, стимулировании бизнес-контактов и связей в области науки и культуры. Болгария будет продолжать делать ставку на прагматизм и политический разум при решении проблем во взаимоотношениях.


Если же говорить конкретнее, поездка в Москву имеет для болгарского руководства несколько основных акцентов. Современное состояние двустороннего экономического сотрудничества никого удовлетворить не может, несмотря на то, что Россия является самым крупным торгово-экономическим партнером Болгарии. Надо изыскивать новые возможности. В рамках посещения также планируется проведение болгаро-российского бизнес-форума, который поможет установлению и развитию прямых контактов между бизнесменами двух стран.


Не менее важный акцент будет поставлен на прямые связи между регионами. Думается, неплохо было бы организовать встречу с руководителями российских региональных общин. – Пырванов употребил именно это слово. Видимо, потому, что в Болгарии единицами административного деления являются области и общины. – В состав делегации я включил представителей Национального союза общин. Уверен, что данная встреча могла бы дать конкретные предложения.


(Продолжение следует).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще