31 октября – 6 ноября 1942 года
Подготовка наступления под Сталинградом вступила в завершающую стадию. Всю неделю возвратившийся из Москвы Жуков работает на Юго-Западном фронте. Проверяет готовность войск, проводит проигрыш контрнаступления в штабе фронта, в армиях и в войсках (до дивизии включительно). Ставкой определен день начала операции – 9 ноября.
6 ноября штаб Сталинградского фронта доносил в Ставку: “За последние два дня противник изменил тактику. Вермахт больше не атакует в Сталинграде крупными силами. Возможно, это связано с большими потерями, которые немцы понесли в предыдущие три недели”. Но нельзя исключить и того, что немецкое командование в ожидании советского контрнаступления начнет отвод войск из Сталинграда. Это серьезно нарушило бы планы советской Ставки.
Тем временем в руинах города, уже запорошенных первым снегом, идут стычки штурмовых групп с обеих сторон численностью в 6-8 человек каждая. Они вооружены автоматами, гранатами, ножами, иногда остро заточенными саперными лопатками. Людей почти не видно. Они перемещаются скрытно по ходам сообщения, лазам, трубам подземных коммуникаций. Артиллерия Сталинградского фронта, расположенная на левом берегу Волги, наносит сосредоточенные удары по противнику в Сталинграде и на подступах к нему. В самом городе имеются лишь батальонные и полковые пушки и минометы, которые перемещаются силой самих расчетов.
На Кавказе наши войска ведут упорные бои с перешедшей в наступление 1-й танковой армией вермахта на Нальчикском и Владикавказском направлениях. 2 ноября передовые части противника, прорвав внешний обвод оборонительных рубежей, захватили пригород Владикавказа. Но уже 5 ноября войска Закавказского фронта вынудили немцев перейти к обороне, а затем и сами перешли в наступление. Так была сорвана последняя попытка противника прорваться к Бакинскому и Грозненскому нефтяным районам и Закавказью.
Опубликованы традиционные “Лозунги ЦК ВКП(б)” к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В этом году дата юбилейная – четверть века. Все 52 лозунга посвящены войне. Среди них: “Славные защитники Сталинграда! С вами весь советский народ. Бейтесь до последней капли крови, беспощадно громите, отбрасывайте и истребляйте вражеские полчища. Да здравствуют героические защитники Сталинграда!”
Последний берлинский анекдот, отражающий настроения немецкого населения, “уставшего” ожидать сообщений из ставки фюрера об окончательном разгроме “советов”. Пародируются сводки верховного командования вермахта. Сначала: “У нас все идет хорошо”; потом: “У противника положение хуже, чем у нас”; затем: “У противника так же плохо, как и у нас”; и, наконец: “У нас и у противника дела идут все хуже”. Последнее сообщение уже совсем скоро заменит траурный звон колоколов, оплакивающих гибель 6-й армии генерал-фельдмаршала Паулюса.
Но этого представить в Германии пока еще никто не может.
Вечером 6 ноября на торжественном собрании в Москве с докладом выступает Сталин. Он повторяет прежние ошибочные оценки целей немецкой летней кампании этого года (взять Москву обходным движением), наши поражения объясняет исключительно отсутствием Второго фронта, лаконично и четко определяет главные наши задачи в войне: “Уничтожить гитлеровское государство и его вдохновителей… Уничтожить гитлеровскую армию и ее руководителей… Разрушить ненавистный “новый порядок” в Европе и покарать его строителей”. Общий настрой у вождя уверенный, ожидания оптимистичные. Это отмечают все, кто встречался со Сталиным в эти дни.
В тот же день Сталин подписывает праздничный приказ по Вооруженным Силам, который будет объявлен народу завтра. Ключевая фраза приказа: “Враг уже испытал однажды силу ударов Красной Армии под Ростовом, под Москвой, под Тихвином. Недалек тот день, когда враг узнает силу новых ударов Красной Армии. Будет и на нашей улице праздник!”