Редкая и, прямо скажем, поучительная судьба у алексеевского ученого, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Т.Давлетшина.
На землях своего района он вывел, внедрил и размножил высокопродуктивную, засухоустойчивую, скороспелую культуру сорго, за короткий период занявшую в республике десятки тысяч гектаров. За свои достижения из рук Президента М.Шаймиева получил Т.Давлетшин диплом лауреата Государственной премии РТ.
В разное время довелось мне бывать на испытательном поле – полигоне Закамской селекционно-семеноводческой опытной станции. И всегда поражали высоченные посевы на ее делянках различных сортов сорго, других трав, увлеченная работа студентов, аспирантов.
На этот раз опытное поле встретило нас черным покрывалом поднятой зяби, желтеющими квадратами сорго.
– Почему выбрали именно эту культуру? – предопределяет мой вопрос Тагир Зуфарович. И тут же отвечает: – В кормовом балансе животноводства республики явный дефицит сахара. В сорго же его до 10-15 процентов, что значительно больше, чем в кукурузе. А если иметь в виду стабильные и высокие урожаи культур сорго, непритязательность их к влаге, удобрениям, способность обогащать кормосмеси, почву, быть прекрасными предшественниками для зерновых, низкий расход семян – всего 20 килограммов на гектар, то как кормовые культуры они просто незаменимы.
Проблема в том, что красная линия границы их выращивания в России раньше заканчивалась Ростовом, Саратовом и до полного созревания необходимо было соответствующее количество теплых дней – суммарный температурный режим до трех тысяч градусов тепла. Ученые поставили задачу вывести для нашего региона скороспелый сорт и снизить планку общей потребности сорго в температуре до 2000 градусов и ниже.
…Как говорится, не думал и не гадал сельский паренек, что когда-то пойдет в науку, хотя и был одним из лучших учеников в Среднетиганской школе. Сын хлебороба, как и многие его сверстники, мечтал поступить в сельхозинститут, стать специалистом. Набрав высший аттестационный балл, стал студентом. По окончании вуза вернулся в Алексеевский район, где трудился главным специалистом по мелиорации, кормопроизводству, с нуля создал базу и возглавил затем ПМК “Мелиорация”.
За опытом, знаниями молодому специалисту приходилось обращаться к заведующему кафедрой мелиорации сельхозинститута, доктору сельскохозяйственных наук Н.Моисенко. А за практической помощью – к Р.Сабирову, в то время управляющему трестом “Татмелиоводстрой”, который имел тогда на вооружении мощную материально-техническую базу. Эти незаурядные, талантливые руководители – ученый и практик – возродили у Тагира Зуфаровича глубокий интерес к практической науке, осознанию того, что без нее не может быть движения вперед. Выбор специализации, темы для будущей диссертации уже в аспирантуре определяли вместе с профессором А.Зиганшиным – легендарным человеком – фронтовиком, опытным, заботливым наставником, большим ученым, создавшим свою научную школу.
По сути, тема была определена самой жизнью. Неудачей закончилась попытка завоза из южных регионов семян сорговых культур и их размножения в районе. Ранние посевы вымерзли, поздние не созревали, и со всей очевидностью стал вопрос, а почему бы не взяться за выведение скороспелого, холодостойкого сорта суданской травы, как еще называют сорго.
Но уже первые опыты показали, что без богатого исходного материала, научно-производственной базы поставленную задачу не решить. И первым шагом в этом направлении стало создание в Алексеевске Закамского зонального опытного поля, которое, укрепляясь, развиваясь, переросло в селекционно-семеноводческую станцию. Эта идея А.Зиганшина нашла поддержку генерального директора ТатНИИ сельского хозяйства, академика Л.Зариповой, ставшей активной помощницей укрепления базы и развертывания научно-исследовательской работы.
Поиски необходимого материала – семян сорговых культур – привели Т.Давлетшина и руководителя его проекта во Всесоюзный институт растениеводства, к главному специалисту по сорго, члену-корреспонденту Российской академии сельскохозяйственных наук Б.Малиновскому, горячо поддержавшему идею татарстанцев. Он принял самое активное участие в разработке новой программы селекции, в отборе хранившихся тогда в их институте холодостойких и скороспелых семян сорго.
С того времени ученый стал ежегодно приезжать на алексеевскую станцию, проверять результаты опытов, помогать отбирать и накапливать селекционный материал. Так, шаг за шагом добились того, что семена сорго стали созревать и в наших условиях, сложилась цельная система его возделывания, семеноводства и размножения.
Если в 1995 году эта культура занимала в районе четыре тысячи гектаров, то спустя три года – семь тысяч, а ныне – 10 тысяч гектаров. Из 100 тысяч гектаров, засеянных в республике, все сорта изучены или выведены коллективом Закамской опытной станции.
По мере накопления материала Т.Давлетшин набирался опыта и как ученый. Конкретные результаты по селекции, семеноводству, технологии возделывания сорго легли в его монографию “Культура сорго в Татарстане”, ставшую основой докторской диссертации.
Конечно, выполнить столь значительный объем работ одному просто не по плечу. Рядом были известные ученые, с которыми он и разделил высокую награду. За большой труд по разработке возделывания, организации семеноводства травянистого сорго и широкому внедрению его в производство большой группе ученых и практиков была присуждена Государственная премия РТ в области науки и техники.
Кроме научно-практической работы, Закамская опытная станция совместно с учебными заведениями успешно ведет подготовку ученых кадров. На ее базе защитились семь кандидатов наук, здесь проходят практику многие студенты.
– Нельзя не оценить по достоинству внимание, поддержку, которые оказывают коллективу станции глава районной администрации А.Демидов и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Татарстана, – отмечает Т.Давлетшин. – Разве мы смогли бы на свои скудные средства, в период жесткого кризиса приобрести все это, – показывает он на добротные склады, тракторы, комбайны, новое административное здание. – Конечно, не сидим сложа руки и сами – зарабатываем на продаже элитных семян кормовых и зерновых культур.
Заметим, что в опытном поле в 100 гектаров девяносто занимают колосовые, другие культуры, и ученый-практик вплотную занимается технологией их возделывания, разработкой научно обоснованных севооборотов, испытанием и внедрением перспективных, урожайных сортов. Он считает, что в рыночных условиях нужно активно работать не только с нашими сортами, но и с сортами южных и северных регионов страны, где большой опыт селекционной работы, богатый набор продовольственных пшениц. Отличный урожай дали нынче их сорта “пирамида”, “прохоровка” и другие.
И как убежденный сторонник травопольных севооборотов, в которых необходимо иметь до 50 процентов сеяных трав, Т.Давлетшин ратует за их повсеместное внедрение, возвращение к бесценному опыту великого ученого Р.Вильямса, который постоянно говорил, что необходимо “по обороту пласта многолетних трав пшеницу сеять”.
– Мы безвозвратно теряем плодородие почв, – подчеркивает Тагир Зуфарович. – Если сто лет назад в закамских черноземах было 12 процентов гумуса, то сейчас наполовину меньше. Остановить их обеднение смогут сеяные травы, не только обогащающие, очищающие, но и надежно защищающие почву от эрозии, позволяющие выращивать экологически чистую продукцию мировых стандартов.