Село землепашцев, рыбаков, археологов…

Апастовское Деушево, лежащее в долине на берегу Свияги, кажется словно сошедшим со страниц гоголевских “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.

Автор статьи: Александр ГАВРИЛЕНКО

Апастовское Деушево, лежащее в долине на берегу Свияги, кажется словно сошедшим со страниц гоголевских “Вечеров на хуторе близ Диканьки”…


Странным образом этот татарский аул похож на украинское село летом. Те же озерца с гусями, развесистые вербы на центральной улице, яркие наряды селянок. Так и кажется, что проедет сейчас по улице казак-запорожец на добром коне, шумом и разноцветьем красок огласит окрестность малороссийская ярмарка, а ближе к вечеру вылетит из трубы одного из домов ведьма верхом на метле… Однако через несколько минут раздастся навстречу путнику приветливое “Исам ысыс”, выглянет из-за крыш минарет мечети, попадутся на глаза бабушки в по-татарски повязанных белых платках…


Главным же отличием деушева от соседних татарских сел является прежде всего его богатая история. На обычных огородах среди картофельных борозд находят здесь осколки керамики, подтверждающие древность поселения. И до сих пор называют деушевцы место у центрального пруда Штабом, так как считают, что именно здесь в незапамятные времена располагались валы военных укреплений и захоронения воинов.


У местного старожила и краеведа Кашифинура Валиуллина своя трактовка исторических событий, основанная на местной легенде. По его словам, некогда у булгарского хана Джанибека, находившегося в отъезде, родилась дочь. Жена, зная, что муж ее не терпит женщин и ждет только наследника, спрятала дочку с доверенными людьми в окрестностях нынешнего Деушева. Кузмиур, так звали девочку, росла здесь в безопасности, пока через пятнадцать лет хан каким-то образом не узнал о дочери и не послал своего военачальника Гайсу углы Амата привезти в Булгар “незаконнорожденную”. Выполнив волю хана, Амат привез Кузмиур во дворец, но на совете узнал, что понравившуюся ему Кузмиур решено повесить. Амат выкрал девушку и отвез ее обратно в Деушево. Там они и жили как муж и жена в доме как раз на том месте, которое сейчас называют Штабом. Однако для того, чтобы быть готовыми к визитам непрошеных гостей, на окружающих село высоких холмах – Кыз-Тау, Караул-Тау и рядом со старым руслом протекающей здесь Свияги, Амат и его люди поставили сторожевые вышки, откуда местные “пограничники” наблюдали за окрестностями.


Расчеты Амата оказались верными. Хан не смирился с потерей дочери-пленницы. На переговоры о выдаче “принцессы” он послал к Амату его друга. Тот вроде бы спокойно воспринял отказ выдать хану его дочь, но после окончания разговора выпустил две отравленные стрелы в Амата и Кузмиур. После этого в Деушеве началось грандиозное сражение между воинами той и другой стороны. Сын же Кузмиур остался жив и его отвезли хану. Может быть, после этого сердце его смягчилось, и Джанибек повелел своим подданным вновь отправиться в Деушево и похоронить на Кыз-тау – Девичьей горе свою дочь, ее мужа Амата и всех сражавшихся с обеих сторон. И сейчас в самом Деушеве то и дело находят не только старинное оружие, но также и останки воинов.


Так это или нет, и насколько история про булгарских Ромео и Джульетту соответствует действительности, – судить историкам. В частности, академику Альберту Бурханову, возглавлявшему так называемый Предволжский отряд Золотоордынской комплексной историко-археологической экспедиции Института истории им. Ш. Марджани АН Татарстана и Татарского государственного гуманитарного института, который работал в селе этим летом. Отряд проводил научные раскопки на горах Кыз-Тау и Караул-Тау, а также в центре села. Академик, кстати, считает, что остатки расположенных там курганов и поселений принадлежат более ранней, буртасской культуре, то есть прародителям современных татар и финно-угров.


По его мнению, регион Жебелестан (Горной стороны), где лежит Деушево, притягивал сюда людей еще с эпохи камня и бронзы до позднего средневековья. Он же являлся одной из важнейших территорий Волжской Булгарии, землей казанских ханов. Сюда тянулись скотоводы и охотники, земледельцы и ремесленники, купцы. Здесь шли войны между булгарами и владимиро-суздальскими князьями, между золотоордынскими беками, казанскими ханами и московскими правителями.


Раскопки, произведенные экспедицией, дали множество находок, свидетельствующих о быте древних поселенцев этих мест, но к большому разочарованию ревниво наблюдавших за археологами селян, ни золота, ни серебра тут так и не нашли. Что ж, нет – так нет. Повздыхав над разрытой Кыз-тау, деушевцы попросили лишь зарыть раскопы, чтобы не тревожить души своих, как они справедливо считают, предков.


Однако, по словам все того же Кашифинура Валиуллина, золото в курганах все же есть. Давно уже ходит в этих местах легенда, что один старик вырыл-таки на Караульной горе золотишко, да не на свое счастье – клад заставила вернуть обратно нечистая сила, а помогавший отцу сын вскоре ослеп. С тех пор охотников полазить за сокровищами на горы заметно поубавилось. Впрочем, у местной молодежи нависающие над Свиягой неподалеку от села Кыз-тау и Караул-тау – постоянное место романтических ночных посиделок…


Тем не менее, в сороковые годы прошедшего века, курганы вновь напомнили о себе – как раз накануне нашей победы в Великой Отечественной войне над ними несколько дней стояли светящиеся столбы. Исчезли они так же внезапно, как и появились, а все, что могли сказать об их природе приезжавшие сюда ученые, – так это, мол, возможно, образовался фосфор из закопанных в курганах костей. Объяснение, согласитесь, не самое убедительное, поэтому и верят деушевцы в чудеса… Поэтому и ходят помолиться о чем-нибудь сокровенном к безымянным могилкам на окраине села, а вернее – к покоящимся там святым, как считают селяне… Судя по дате на одном из могильных камней, можно сказать, что нынешнему Деушеву уже не менее 700 лет.


Единственному, кому здесь, пожалуй, не до чудес, так это председателю местного сельхозкооператива “Ялкын” Ильсуру Хасанову:


– Цены за горючее и электроэнергию растут не по дням, а по часам, а закупочные – на молоко и мясо – снижаются. Еще немного и придется наш колхоз распускать…


Ильсуру Садриевичу говорить эти слова особенно горько – ведь он председатель, можно сказать, потомственный. Здесь был председателем и его дед. Естественно, руководитель не мог не сказать о лучших тружениках хозяйства – механизаторах Зуфаре Нургалиеве, Айдаре Рахматуллине, свекловоде Миннисе Салаватуллиной, доярке Зульфире Хасановой. Водитель Анас Идрисов, даже не имея высшего образования, стал здесь главным инженером – до того умелые у него руки, светлая голова и велик авторитет среди товарищей…


У председателя свое объяснение, откуда пошло название села.


– После того, как сгорел лес, отделяющий поселение от песчаного карьера, Деушево часто засыпало песком – порой так, что двери невозможно было открыть. Той самой “большой работой” ( в переводе на русский язык так называется село) и стало высаживание десятков тысяч саженцев, которые, разрастаясь, вновь принесли в село затишье…


Деушево, Девицево, Девушкино… Русскому, которому “попадет на язык” это название, так и хочется “перекрестить” именно таким образом это самое настоящее татарское село. Однако, хоть без девушек в его истории и не обошлось, старожилы достаточно часто вспоминают, как были они… обращены в православие. Когда пришла в деревню царская власть, местных мусульман решили приобщить к христианской вере. Спорить с настойчивыми жандармами многим было не с руки, да и налоги для христиан были заметно меньше. Одним словом, православные в Деушеве все-таки появились. Но весьма своеобразные – в отсутствие изредка приезжавшего батюшки они наравне со всеми делали намаз, а завидев священника на окраине села, вытаскивали из-под пола иконы. До сих пор дома бывших христиан здесь отличают по разделенным крестом половинкам окон в отличие от цельных у “истинных” правоверных. А в старых переписных книгах до сих пор значатся Кузьма Никитин (Камалей Абязов), Минулла Павлов (Латыфов) и даже… бывший мулла Андрей Иванов (Гимадей Сайфиев).


Этот исторический анекдот закончился после революции, когда все Деушево вновь стало мусульманским, а иконы были мирно раздарены жителям соседних русских и чувашских сел. Однако о прошлых временах напоминает хотя бы то, что нынешний местный мулла Халимзян Гимадиев – сын одного из некогда крещенных мусульман…


Впрочем, переход в другую веру и обратно дался деушевцам сравнительно безболезненно. Больше горя принесла Великая Отечественная война, во время которой погибли 98 сельчан. Эти тяжелые годы довелось пережить и местной долгожительнице – Сахибжамал Гимадеевой, которой в прошлом году исполнилось ни много ни мало – 90 лет.


Оставшиеся же после войны в живых понемногу отстроили село, вырастили вишневые сады, а для души – не забывали о чудесной, прямо-таки волшебной рыбалке с карпами и карасями на Свияге и ближайшем к селу лесном безымянном озерце…


Так же, как и сотни лет назад, вечерами в небе над Деушевом высыпают необыкновенно яркие звезды. Сходятся на берег старики и мальчишки с удочками и, уставившись на едва белеющие в темноте поплавки, уже не отвлекаются ни на шуршащего в кустах Шурале, ни на таинственные огни на Кыз-тау, ни на пролетающих над их головами духов Амата и Кузмиур, ищущих своего ребенка. Прекрасен окружающий их мир, и ничто не внесет в их души диссонанса. Так и тянутся день за днем, за веком век в поистине сказочном Деушеве, где сказка не ложь, а быль…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще