Немалая часть жителей этой бугульминской деревни склонна объяснять ее название прозаично: мол, прадеды, переселенцы из прежде Шугуровского, ныне Лениногорского района, основавшие данное поселение в начале тридцатых годов XVIII века, испытывали по покинутым ими волей обстоятельств родным местам тоску-кручину, а посему обозначающее эти понятия татарское слово и стало основой имени деревни. Вот и появилось здесь поселение Сугушла. Ну а поскольку неподалеку, в соседнем районе, под таким же названием деревня уже существовала, добавили к его имени слово “Новая”. Но есть и другое, более романтическое предание о появлении этого топонима. Существовала якобы здесь ранее другая деревня. Название ее произошло от слова, которое переводится с татарского как “война”. Мужчины тут ратными способностями отличались и такую тягу к военным делам имели, что после совершеннолетия сразу уходили из деревни в поисках ратной славы. Но так было не всегда. Раньше жили тут нормальные мужики – хлебопашцы и скотоводы. Но в одночасье заболели они диковинным недугом, перековав безоглядно орала на мечи. Произошло же якобы сие несчастье по злому наговору жившей в соседнем селе колдуньи, осерчавшей, что в двух семьях отказались отдать дочерей замуж за ее сыновей. И поселилась с той поры в заговоренном селении беда. Парни, бряцая оружием, уходили невесть куда на погибель, а вдовы ратников, девицы, которым не с кем было идти под венец, лили слезы, убивая красоту свою в тяжкой мужской работе. Чернела лицом от того, что осталась без мужа и старшего сына, некая Марфа, прозванная Огородницей за то, что урожай овощей у нее всегда богатым выдавался. Младший ее сын пугающе быстро мужал. С ужасом ждала Марфа дня, когда возьмется за меч и ее работящий да заботливый Степанушка. Однажды, когда после ливней река возле селения начала затоплять подворья, деревенские угодья, бросился Степан спасать не личный скарб, а семьи диких пчел, которые отловил и приучил, увлекшись бортничеством. Перетаскал ульи на вершину соседней с деревней горы, которую и поныне называют Пчелиной. А Марья ломала голову, как спасти своего сына от злого рока, и надумала сходить к доброй ведунье, о которой прослышала от калик перехожих. Семь дней и ночей добиралась до нее. И не напрасно сбила в кровь ноги. Сказала ведунья, как отвести от деревни наговор. Вернувшись домой, собрала Марфа с помощью женщин имевшиеся в деревне мечи, пики да боевые топоры. Затем глухой ночью под приговоры перековали их Марфа с сыном в один огромный плуг, которым и опахали селение глубокой бороздой. А наутро встали деревенские мужики просветленными, будто пришли в себя наконец после болезненного забытья, и принялись с былым азартом за разную работу крестьянскую. Борозда же по сей день за околицей кое-где опоясывающим деревню оврагом сохранилась. И называется он исстари Сабанным, то есть Плужным. А деревня стала в округе самой мирной, зажиточной, славясь мастерами кузнечных, печных, плотницких и других дел. А еще отличали ее жителей особенная сплоченность, стремление помогать друг дружке всем миром, что стало присуще и поселившимся на их месте шугуровским переселенцам. Новоселы сначала вырыли землянки, поставили шалаши, а затем стали совместно строить дома, обустроили пруд, другие общинные строения возвели. Деревня удивляла большим числом умелых ремесленников, которые с одинаковой сноровкой и веревку из льна могли сплести, и деревянные колеса смастерить. Организовав впоследствии в деревне колхоз “Красногвардеец”, новосугушлинцы для увеличения коллективного достатка и маслобойку у себя завели. Еще одну особенность этого поселения надо отметить. Очень опрятно выглядит деревня. Все потому, что все здесь – от мала до велика – радеют за ее чистоту, благоустройство. Кстати, о местных ребятишках. Сызмальства они приучены активно участвовать в общинных делах деревни. Наравне со взрослыми постоянно убирают ее улицы, сообща охраняют как своих, так и чужих цыплят, гусят у пруда, чтобы тех не утащили хищники, собирают лекарственные травы для односельчан. Их же отцы и матери, сохранив такой же подход к работе, как и у своих предшественников, содействуют в меру сил наращиванию производственного потенциала сельхозкооператива имени Калинина, в состав которого теперь входит их деревня. И гордятся тем, что в отличие от многих поселений далеко окрест в ней практически нет заколоченных изб. Наоборот, в последнее время население Новой Сугушлы числом прирастать стало. Да и то: места-то здесь какие приглядные – лес, обильные разнотравьем луга, родники…
Ушла война из названия
Немалая часть жителей этой бугульминской деревни склонна объяснять ее название прозаично: мол, прадеды, переселенцы из прежде Шугуровского, ныне Лениногорского района, основавшие данное поселение в начале тридцатых годов XVIII века, испытывали по покинутым ими волей обстоятельств родным местам тоску-кручину, а посему обозначающее эти понятия татарское слово и стало основой имени деревни.
05.10.2002
+1
+1
+1
+1
Подпишитесь на новости газеты “Республика Татарстан” на Дзене и в Telegram