Малиновый звон над слободой

Сверкающие купола церкви, желтеющая листва деревьев на просторных улицах – это яркая картина предстает перед глазами как-то сразу, как только после быстрой пятнадцатиминутной езды из райцентра Новошешминск показывается Архангельская слобода – удивительное село, в истории которого переплелись седая старина, духовность и современность.

Автор статьи: Геннадий АБРАМОВ

Сверкающие купола церкви, желтеющая листва деревьев на просторных улицах – это яркая картина предстает перед глазами как-то сразу, как только после быстрой пятнадцатиминутной езды из райцентра Новошешминск показывается Архангельская слобода – удивительное село, в истории которого переплелись седая старина, духовность и современность.


Середина семнадцатого века. Дремучими лесами покрыта значительная территория богатых черноземов Закамья. Но для многих оседлых земледельцев трагично заканчивается попытка их освоения. Постоянным грабежам и разорению со стороны кочевников и разбойников подвергаются поселения.


Для защиты от них здесь постепенно создаются оборонительные рубежи, так называемые засечные полосы, включающие Архангельскую, Петропавловскую, Черемуховскую, Екатерининскую слободы, Русское Волчье, которые по словарю С.Ожегова характеризуются, как “большие села с некрепостным населением”. В них, в частности, заселялись стрельцы, служивые люди, свободные крестьяне-землепашцы. По географическому положению эти слободы расположены полукругом, в древности они были соединены оборонительными валами и занимали в случае необходимости как бы круговую оборону.


Во времена крепостного права были для предков архангело-слободцев послабления в налогах и оброках. Но в целом они сполна разделили горькую крестьянскую долю, великим трудом отвоевывая у леса пашню, утверждая себя на матушке-земле.


До революции Архангельская слобода была крупнейшим в округе, зажиточным селом, насчитывавшим около тысячи дворов, более пяти тысяч жителей с развитыми ремеслами, династиями купцов, богатых людей Шатуновых, Барсуковых, Калмыковых, Макаровых, имевших маслобойки, шерстобойки, обдирки, мельницы. Почти все необходимое для жизни крестьяне производили своими руками. Многие имели ткацкие станки, развито было кожевенное, скорняжное, шорное, бочарное дело.


Испокон веков славились архангелослободцы мастерством пивоварения. Почти каждая семья умела варить ядреное, пахучее пиво, которым купцы торговали даже в больших городах. А какие яркие, зажигательные, с разносолами, вкусными пирогами, были здесь рождественские, пасхальные и другие праздники!


И еще один штрих к истории. Мост через Шешму построен здесь в пяти километрах от села. Дело в том, что когда архангелослободским купцам предложили построить мост на Оренбургском тракте в районе их села, то они отказались, считая, что с ним придет в село и разбойный люд. Тогда так называемый Екатерининский мост и был сооружен ниже по течению реки.


После трудов праведных, по праздникам и выходным жители села направлялись молиться в величественный трехпрестольный храм Вознесения Христова. По рассказам старожилов, построил его в 1876 году один из купцов, после смертельной опасности чудом оставшийся жив и давший Богу завет воздвигнуть храм.


В годы советской власти церковь была закрыта, использовалась под склады, но, к счастью, не разрушена. А после восстановления, 21 сентября 1994 года, в день Рождения Богородицы, малиновый звон колоколов известил, что храм вновь открыт и приглашает мирян на службу.


Не лучшие воспоминания хранит память сельчан о двадцатых годах – времени коллективизации. С разрушением вековых традиций, сложившегося уклада жизни, ликвидацией грамотных, состоятельных хозяев остановились мельницы, ушли в небытие многие ремесла. Продразверстка и прочие революционные поборы вымели из крестьянских сусеков все запасы хлеба, и в страшный, голодный 1921 год люди оказались брошенными на произвол судьбы. Дружные всходы зерновых были в ту весну, но потом в пятидесятиградусную жару выгорели не только хлеба, но даже камыши на берегу реки. Питались лебедой, желудями, и для многих сельчан этот год стал последним в жизни.


Если революция ликвидировала богатых людей, то насильственная коллективизация – многих середняков, наиболее предприимчивую часть крестьянства. Одних раскулачили, других репрессировали, третьих, лишив земли, “выдавили” из села. В начале тридцатых в Краснокамск сослали многодетную семью Ф.Барсукова, который в 1934 году вернулся на родину, вырыл землянку, посадил яблони и вновь был выслан в верхнеуслонское село Теньки.


С десятью детьми и беременной женой изгнали в Магнитогорск его брата П.Барсукова, семья которого трудолюбием и мастерством сумела прославить себя и на Магнитке. Заколотив окна домов, вынуждены были покинуть село семьи Анохиных, Рукавишниковых, Урядниковых, Апраскиных, и оно продолжало сокращаться, таять на глазах.


Началась Великая Отечественная война, и более 400 самых молодых и сильных архангело-


слободцев отправились защищать родную землю. Свыше 300 из них остались лежать на поле брани.


Горе не обошло стороной ни одну семью. Всех пятерых сыновей не дождались с войны Рукавишниковы, троих – Барсуковы, четверых – Анохины.


В начале тридцатых годов на базе села и его угодий было образовано три хозяйства, затем их стало два, а в 1954 году остался один колхоз им.Горького. Настоящим разорением обернулось его присоединение поэтапно к двум хозяйствам. Резко сократилось поголовье скота, в запустение пришли поля и фермы, да и само село.


Новая веха в истории Архангельской слободы связана с именем его сегодняшнего председателя, рачительного хозяина Е.Белоглазова. 18 лет бессменно стоит он у его штурвала. С образованием Новошешминского района в середине восьмидесятых годов на его карте появилось СПК “Архангельское”, коллектив которого, обретя самостоятельность, укрепил производственную базу, шаг за шагом восстановил отрасли и по отдаче полей и ферм вышел в районе на передовые позиции. В последние годы здесь получают до 30 и более центнеров зерна с гектара, до четырех тысяч килограммов в год молока от каждой коровы, рентабельно работает свиноферма, неплохие доходы дает овцепоголовье. Все это позволило только в прошлом году реализовать продукции на 15,5 миллиона рублей и получить 4 миллиона рублей чистой прибыли.


Стабильные доходы позволяют архангелослободцам строить жилье, развивать социальную сферу. За последние годы обновлено и построено вновь более 90 домов. Руководитель хозяйства стал инициатором восстановления православного храма, строительства пристроя к школе. Ключи от него первого сентября вручил школьникам предприниматель Н.Муртазин, на средства которого строители на “отлично” выполнили весь объем работ.


Настоящим украшением села стали новый Дом культуры, второй детский сад, которые практически готовы к новоселью. Если еще взять строительство отдельного спортивного зала, то только нынче здесь вступят в строй сразу четыре важнейших социальных объекта. Прямо скажем: в нынешние времена это крайне редкое явление на селе. И отметим: все они появились не без помощи ОАО “Татнефть”, НГДУ “Ямашнефть”.


На повестке дня – возведение капитального моста через Шешму в районе села – как раз там, где полтораста лет назад его отказались строить купцы.


Одними из первых в районе здесь провели газификацию, почти во все дома подведена вода, установлена телефонная станция на 50 номеров, создана сеть внутрихозяйственных дорог. Сорока почетным колхозникам к пенсии доплачивается 120 рублей, большие льготы, ссуды на материалы, транспорт предоставляются тем, кто ведет строительство домов.


Особый разговор об архангелослободских рысаках. Сколько раз на различных ипподромах звучало имя наездника Е.Белоглазова. Он просто влюблен в лошадиное племя, справедливо считая, что общение молодежи с лошадьми благотворно сказывается на воспитании. Кстати, все его три дочери – Наталья, Алена и Александра – с детства питают привязанность к ним.


Более 120 голов насчитывает табун лошадей, добрая половина из них – полукровки и чистопородные рысаки. Для улучшения потомства из Самары приобрели жеребца и пять кобыл. И сами продают своих рысаков.


Все больше появляется у лошадей заботливых друзей – школьников. Да и в целом интересы школы и хозяйства здесь просто неразделимы. Надо было видеть, как тепло рассказывал Евгений Александрович о школьном фольклорном ансамбле, коллективе преподавателей, и с какой благодарностью за помощь, внимание к школе говорила ее директор Н.Сердюк.


Много интересного сегодня в школьной жизни. Наряду с музейными экспонатами, расшитыми головными уборами, русскими национальными костюмами, выполненными большой мастерицей, завучем Е.Трошиной, нам показали своеобразную “книгу рекордов Гиннесса” Архангельской слободы, в которую занесены долгожители, самые распространенные фамилии, самые многодетные семьи, самые высокие сельчане и тяжеловесы…


И еще об одной изюминке поведала нам старейшая жительница П.Подопрелова, вырастившая семерых детей. Наделена она удивительной памятью на имена, события, талантом рассказчика, тамады на свадьбах в родном селе.


– Во все времена свадьбы игрались у нас, как увлекательные спектакли, – говорит она. – Эту добрую традицию мы сохранили с древних времен. До мелочей стараемся соблюдать весь старинный обрядовый свадебный колорит. И стараемся соблюдать старое правило: как можно меньше пития, как можно больше радости и веселья.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще