…в 1925 году
Голод 1921-22 годов оставил нам в наследство множество беспризорных детей, которые были эвакуированы из Татреспублики на Украину, в Туркестан, Псковскую губернию, Северную область и т.д. Теперь дети возвращаются обратно. Этот поток реэвакуации тянется уже третий год.
Эвакбюро ежедневно собирает десятка два прибывающих в Татарию беспризорных детей, имеющих на руках реэвакуационные документы. Прибывают они в оборванном виде, почти лишенные одежды, с самыми неопределенными перспективами на будущее. Деревня их забыла. Родные многих умерли, а дальние родственники встречают неприветливо. Мешают детям устраиваться в деревне и благоприобретенные дурные привычки к мелким кражам, попрошайничеству, незнание ремесла земледелия. Сравнительно очень небольшому проценту беспризорных удается устроиться на фабриках и заводах, где иногда подростки проявляют себя дельными работниками.
Но большинство беспризорных не имеет никакой работы и ведет бродячий образ жизни, переезжая из города в город безбилетными пассажирами. Детские дома им не нравятся. Бегство их из детских домов почти повальное. Появляется вопрос: как дети проводят зиму, кто их обогревает?
Ответ может быть только один. Обогревает их тот, кто эксплуатирует. Детскую беспризорность используют прежде всего преступные элементы.
В борьбе с детской беспризорностью мы проявляем мало энергии. Несомненно, что одной милиции и Наркомпросу это дело не под силу. Надо побудить к воспитанию заблудшего подрастающего поколения советскую общественность.
…в 1942 году
По своим годам Федосья Андракова, колхозница алексеевской сельхозартели “Восход”, могла бы уже не работать – 79 годков минуло. Но в нелегкую для страны годину она не захотела оставаться дома и вышла в поле с серпом в руке. Андракова не только не отстает от других, она показывает пример самоотверженного труда молодым колхозникам. В день Федосья жнет по 0,3-0,35 гектара посевов, вырабатывая таким образом по две нормы.
…в 1956 году
В жизни Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля – торжественный день. Театр открывает свой первый сезон в новом замечательном здании.
По существу, это второе рождение театра. Созданный в 1939 году на основе Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории им.Чайковского, театр за 15 лет своего существования вырастил ряд талантливых артистов, известных не только казанским зрителям, но и далеко за пределами Татарской республики…
…в 1961 году
В книгохранилище Научной библиотеки им.Н.И.Лобаческого обнаружена редкая и интересная книга – первый стихотворный перевод “Илиады” Гомера на русский язык, сделанный известным поэтом Н.И.Гнедичем. Свыше двадцати лет жизни посвятил он работе над переводом великого памятника древнегреческой культуры. “Высоким подвигом” назвал этот труд А.С.Пушкин, отозвавшийся на перевод “Илиады” двустишием:
Слышу умолкнувший звук
божественной эллинской речи,
Старца великого тень
чую смущенной душой.
Книга, вышедшая в 1829 году в Петербурге, прекрасно сохранилась. На первом листе – автограф поэта: “Почтенному отцу Иакинфу на память отличного уважения от переводчика”.
Иакинф – монашеское имя известного русского ученого-востоковеда, нашего земляка Н.Я.Бичурина. Большой интерес к трудам Бичурина проявлял Пушкин, его высоко ценили также ссыльные декабристы, с которыми ученый подружился во время своих поездок в Сибирь.
…в 1996 году
С большим размахом началось в Казани переселение народа из ветхого жилья. Можно только радоваться этому, но у нас никогда не бывает так, чтобы в бочке меда не оказалась капля дегтя. Из трущоб, как правило, переселяют семейных. Одинокие же старики, инвалиды, беспомощные остаются в постоянном страхе: любой хулиган, бомж, пьяница или грабитель обижает их. И защиты искать негде. Почему такие люди превратились в отверженных?