Там, где кипела жизнь…

Густо заполонила трава обочины узенькой проселочной дороги.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Густо заполонила трава обочины узенькой проселочной дороги. Мокрая от только что выпавшего дождя, она, петляя, вела из села Старое Русское Маматкозино Верхнеуслонского района в Новое Русское Маматкозино. Название, вроде, говорило само за себя – раз новое, значит более интересное, добротное и устойчивое. Однако селение не то чтобы разочаровало при встрече, но невольно заставило задуматься о жизни бренной и печально вздохнуть…


Это брошенное, умирающее село. Жителей в Новом Русском Маматкозине осталось меньше, чем пальцев на руке. Идешь по улице – а вокруг старые полуразвалившиеся, с проломленными крышами дома укоризненно смотрят пустыми окнами-глазницами. И кругом удивительно безлюдно. Господи, сколько их здесь, этих страшных мертвых домов!


А в противовес вокруг буйная зеленая красота. Представьте: волнистые раздольные холмы, словно плотно укутанные салатовой замшей пирамиды, устремили свои вершины в бездонное небо, заросли буйного нежно-зеленого леса подступили прямо к деревне, словно обняли ее своими ветвями. Говорят, в лесу море грибов и ягод, куча всякого зверья. Посреди села огромной изумрудиной застыло ослепительно красивое озеро, робко освещенное алыми лучами заходящего солнца. Тихо, привольно, волшебно, и время словно замерло. Недаром это местечко облюбовали охотники. Говорят, поохотиться сюда приезжают разные высокопоставленные чиновники. Например, бывал спикер нашего татарстанского парламента Фарид Мухаметшин. Но давно бывал, лет шесть назад, а то и больше. Не узнал бы он сейчас Нового Русского Маматкозина…


Не верится даже, что когда-то это село было центром всех трех, расположенных по соседству друг с другом Маматкозино – Старого Русского, Татарского и Нового Русского… После войны в Новом Русском насчитывалось аж 150 дворов (в то время, как в Старом Русском только 120).


Между прочим, заметно несоответствие в названии Совета местного самоуправления – везде он значится как Новорусско-Маматкозинский Совет. Почему? Когда-то и впрямь сельсовет находился в этом селе, но давно, и об этом мало кто помнит. Зато название “Новорусско-Маматкозинский Совет” осталось в обиходе, несмотря на то, что местная власть давно перебралась в Старое Русское Маматкозино. Название сохранилось как память о прошлом или как укор современности?


… И только на краю села теплилась жизнь. Пожилой, но еще очень бодрый и активный мужчина в старой рваной куртке, по самые глаза засыпанный опилками, пилил бревна электропилой. Она жужжала, как стая разъяренных ос. Но я почему-то даже обрадовалась этому не очень приятному звуку – хоть наконец увидела жизнь в мертвой деревне.


Анатолий Васильевич Бурнашевский живет в Новом Русском Маматкозине десять лет. Но знает это село с детства, сколько раз прибегал сюда босоногим мальчишкой. Сам он родом из соседней деревеньки Муратово. Стояла она в паре километров, за бугром, имела 25 домов. Теперь в Муратове только трава растет да ветер бродит. Сгинуло Муратово.


– Неужели печальная судьба брошенной деревни постигнет и Новое Русское Маматкозино?- с тревогой спрашивали Анатолий Васильевич и его жена Нина Николаевна. – А такое стояло огромное село, столько в нем людей жило! Здесь и школа работала. А какая мощная была свиноферма – до 2000 голов держали! А сколько коров, другой живности! А какие поля колосились вокруг!


Увы, теперь ничего не осталось. Почти ничего…


– Если не проведут газ, село умрет, – мрачно сказал Бурнашевский, с тоской оглядывая свой дом, надворные постройки, огромный новый сеновал, который ему не так давно помогали строить сыновья. – А если появится газ, деревня может возродиться, непременно возродится, – в раздумье добавил Анатолий Васильевич. – Люди вернутся. Или приедут другие.


Значит, дело только в газе. Так почему его нет? Но, отвечая на этот вопрос, председатель Совета местного самоуправления старательно прятал глаза от старика Бурнашевского. Дело в том, что вся проектно-сметная документация давно готова. Бери и подводи голубое живительное топливо к Новому Русскому Маматкозино. Но денег на это неперспективное село нет. И неизвестно, когда появятся. Бюджет сельсовета скуден, а дыр надо уйму залатать.


Между прочим, некоторая доля вины за плачевное положение этого села лежит на АО “Казаньстройтранс”. В конце восьмидесятых годов эта небедная столичная фирма облюбовала миленькое село в глубинке Верхнеуслонского района, взяло его на свой баланс, решив организовать здесь подсобное хозяйство. Были построены коровник, свинарник, помещение для техники, несколько домов. Но дела почему-то не пошли. И фирма их безжалостно свернула. При этом технику вывезли, скот пустили под нож. Остались пустые помещения.


Правда, в последнее время на местной свиноферме возникло некоторое оживление. В свинарнике появились хрюшки – сейчас их несколько десятков. Говорят, скоро их будет больше. В коровнике замычали коровы. Пока их совсем немного. Но это только начало. Дай Бог!


…За селом, прямо посреди зеленого пшеничного поля, неожиданно и нелепо возвышается огороженный заборчиком островок с парой берез и кучкой кустиков. Почему этот “кусок” ничем не примечательной с виду дикой растительности пожалели, когда пахали поле?


Прошли через поле к островку. Здесь, в тени берез, стояли друг напротив друга два прямоугольных старинных камня с полуистершимися непонятными письменами. Возможно, арабская вязь, а может, и другой язык. Никто не знает. И хотя древние камни занесены в книгу “Археологические памятники ТАССР”, про них нигде нет подробной информации. Значится только дата – ХVI век.


А местные жители между тем сочинили легенду (может, она передавалась из поколения в поколение) о том, что это древняя булгарская могила. И под камнями будто покоится некий просвещенный странник или сказитель, который ходил по деревням и весям с проповедями. И звали его будто Мамат-ходжа. Отсюда и название. В Маматкозине странник умер, и его здесь похоронили. Кстати, такой же камень, говорят, нашли на кладбище в селе Сеитово.


Мы попробовали разобрать древние надписи. Увы… А так хотелось узнать, что же там написано. Неужели историкам это не интересно? А вот еще одна полубыль-полулегенда, со сверхъестественным оттенком. Говорят, пробовали убрать отсюда эти камни. Но люди, которые сдвинули их с места, неожиданно почувствовали, что не могут подняться, что их словно придавило, приклеило к земле. И тогда камни спешно водрузили обратно и больше не их трогали. От греха подальше…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще