Два века поиска

8 сентября 1802 года Александр I издал манифест, согласно которому в России были образованы 8 министерств, в том числе и Министерство финансов.

8 сентября 1802 года Александр I издал манифест, согласно которому в России были образованы 8 министерств, в том числе и Министерство финансов. В манифесте подчеркивалось, что изменение системы государственного управления, “следуя великому духу преобразователя России Петра Первого”, должно “способствовать соблюдению и утверждению необходимого во всем порядка и умножению богатства…”.


Документ определил основные правила, которыми должны были руководствоваться назначенные министры. “Должность министра финансов, – говорилось в манифесте, – имеет два главных предмета: управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные… доходы, и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов”.


Порядок функционирования министерств определялся различными наказами. Так, в одном из наказов министру финансов говорилось: “В приумножении государственных доходов он наблюдает, чтобы новые способы не иссушали источников внутреннего государственного богатства; чтобы распределялись уравнительно на все состояния и промыслы, по мере выгод каждого… чтобы образ взимания их (доходов) был для правительства сопряжен с наименьшими издержками, а для частных людей не был бы притеснителен”. Этот наказ актуален и в наше время.


В первые годы функционирования министерства государственный бюджет формировался с большим дефицитом. В 1809 году, например, расходы бюджета в два раза превышали доходы. В этих условиях правительство поручило крупному государственному деятелю М.Сперанскому разработать меры “по немедленному и коренному исправлению финансов”. Сперанский представил программу финансовых преобразований, предусматривающую проведение неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. Разработан был и проект финансового закона, или сметных правил для руководства ведомств. Идеи Сперанского, хотя и не были реализованы в полной мере, оказали огромное воздействие на последующее развитие финансов России.


Главным источником доходов государственного бюджета в царское время были государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом в течение длительного времени (до 1882 года) была подушная подать, взимавшаяся со всех крестьян. С жителей городов вместо подушной подати с 1863 года стал взиматься налог с городских строений. Второе место по размеру поступлений в бюджет занимал оброк, т.е. плата казенных (государственных) крестьян за пользование землей, дифференцированная по классам губерний. Значительным был сбор с купеческого капитала, размер которого в процентах устанавливался по гильдиям. В 1885 году был установлен налог с доходов от процентных (ценных) бумаг. С 1893 года начал взиматься государственный квартирный налог.


Система акцизов внедрялась постепенно, вначале на табак, затем на сахар, соль, керосин, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и спички. В разные годы по-разному решался вопрос получения доходов в казну от производства и торговли алкогольной продукцией (питей). Поступления от водки всегда были весьма значительной опорой бюджета. Государство то брало на себя все производство и продажу “питей”, то отдавало этот бизнес в частные руки, получая в бюджет откупную плату, или акцизы с реализации алкоголя. Министерство финансов всегда выступало за государственную монополию на производство и реализацию винно-водочных изделий.


За 200 лет у руля Министерства финансов страны находились 48 министров. Многие из них оставили глубокий след в финансовой системе.


Егор Францевич Канкрин занимал пост министра в течение 21 года (1823-1844). При нем была осуществлена денежная реформа, восстановлено металлическое денежное обращение. Шестнадцать лет (1862-1878) пробыл на посту министра Михаил Христофорович Рейтерн. При нем заметно сокращены военные расходы и бюджетный дефицит, завершена подготовка реформ бюджетного, кассового и ревизионного дела, оформлена беспрецедентная сделка по продаже Америке (за бесценок) российской Аляски. В историю России по праву вошел Сергей Юрьевич Витте (1892-1903). Он видел развитие России в обеспечении твердого золотого рубля, индустриализации, в активном вмешательстве правительства в процессы рыночной экономики, в привлечении в страну иностранного капитала, в размещении российских займов за рубежом, модернизации сельского хозяйства.


В год свершения Октябрьской революции сменилось 6 министров финансов, в следующем году – еще два. Среди министров-революционеров можно отметить только Вячеслава Рудольфовича Менжинского. При нем были приняты декреты о национализации банков и об аннулировании всех государственных займов царского и Временного правительств. В 1918 году кассовые операции по исполнению государственного бюджета были возложены на Народный банк РСФСР, в чье ведение был передан Департамент государственного казначейства. Начиная с ноября 1922 года роль Министерства финансов России взяло на себя Министерство (наркомат) финансов Советского Союза. Первым наркомом финансов СССР был Григорий Яковлевич Сокольников. Под его руководством была проведена денежная реформа в 1922-1924 годах, позволившая стране покончить с финансовой разрухой, справиться с бюджетным дефицитом. При нем же была выпущена в обращение “золотая банкнота” – твердый советский червонец.


Многое сделал для развития советских финансов Николай Павлович Брюханов (1926-1930). Он претворил в жизнь второй этап денежной реформы 1924 года, обеспечил выпуск нужного количества государственных казначейских билетов и разменной монеты. По его инициативе проводился опыт безналичных расчетов и началась подготовка к налоговой реформе, введен налог с оборота и отчислений от прибыли.


Почти 22 года наркомом (а затем министром) финансов СССР был Арсений Григорьевич Зверев (1938-1960). На его плечи легла труднейшая обязанность по перестройке финансовой системы страны для удовлетворения военных нужд. В 1947 году Зверев принимал участие в подготовке и проведении денежной реформы. При нем была упорядочена система цен, причем налоги, долги и денежные обязательства оставались неизменными. Были снижены цены на товары первой необходимости. Специальным постановлением правительства от 28.02.1958 года рубль был переведен на золотую базу и его курс по отношению к иностранной валюте повысился. Укрепление финансов позволило в 1958 году отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке.


В течение четверти века пост министра финансов СССР занимал Василий Федорович Гарбузов (1960-1985). Под его руководством бюджетная система страны оказывала активное воздействие на мобилизацию денежных накоплений и экономию расходов государства. Вырос национальный доход, который использовался для повышения уровня благосостояния народа. В 1961 году был произведен обмен находившихся в обращении старых денежных знаков на новые.


Сложный и противоречивый период экономической жизни выпал на долю Бориса Ивановича Гостева (1985-1989). С одной стороны, началась работа по реализации Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и услуг, а с 1987 года – внедрение хозяйственного расчета. Расширяются права предприятий в использовании прибыли, проводятся мероприятия по повышению зарплаты, увеличиваются государственные отчисления на социальные нужды. Но, с другой стороны, рост доходов населения во многом происходит за счет сокращения доходов бюджета, ослабевает контроль за финансовыми потоками в экономике, углубляются бюджетные диспропорции.


После распада СССР в стране за 10 последних лет сменилось 12 министров финансов. Это связано, прежде всего, с поиском новых путей развития государства и сменой правительств.


После Октябрьской революции во главе финансового отдела Казанской губернии работал Александр Степанович Гордеев (1918-1924). Он целенаправленно и энергично боролся с последствиями голода 1921 года, устанавливал четкое взаимодействие с рыночным (“НЭПмановским”) сектором экономики, укреплял хозяйственную самостоятельность автономной республики.


Хамит Аюпович Аюпов занимал кресло министра в течение одиннадцати лет (1950-1951 и 1959-1969). Шамиль Асгатович Мустаев возглавлял это ведомство 15 лет (1969-1984). При нем Министерство финансов ТАССР обеспечивало ежегодное выполнение всех бюджетных назначений.


В эти и последующие годы финансовые органы республики большое внимание уделяли улучшению стиля и методов работы, более полной мобилизации резервов производства и повышению его эффективности. На коллегиях Минфина рассматривались итоги проведения комплексных ревизий исполнения райгорбюджетов республики. Материалы ревизий рассматривались в Кабинете Министров республики. В этих комплексных ревизиях наряду с работниками КРУ принимали участие специалисты всех отраслевых отделов Министерства финансов, а также других министерств и ведомств республики.


Потом, к сожалению, эта практика была забыта. Комплексные ревизии исполнения бюджетов районов и городов возродились только в 2002 году.


Кроме отделения КРУ и налоговиков, в структуре Министерства финансов республики в 90-е годы произошли и другие значительные изменения, связанные с переходом страны на рыночную экономику, с повышением статуса республики.


В целях концентрации большинства финансовых ресурсов республики в едином государственном бюджете в 1997 году в республиканском бюджете были консолидированы 10 государственных внебюджетных фондов, был создан Департамент по управлению целевыми бюджетными фондами. Консолидация фондов, кроме экономии средств на содержание аппарата, позволила улучшить качество сбора средств и соответственно увеличить финансовые потоки бюджета. В 1999 году, например, объем поступления доходов в республиканский бюджет по линии целевых фондов был доведен до 9,9 млрд. рублей, что составило почти половину суммы республиканского бюджета. В 2001 году с учетом федерального законодательства этот департамент был упразднен и передан в состав Департамента казначейства.


В 1999 году завершился перевод финансовой системы республики на казначейскую форму исполнения республиканского и местных бюджетов. В настоящее время территориальные отделения департамента открыты в 45 районах республики. Они осуществляют учет поступления всех доходов в республиканский и местные бюджеты, а также в целевые бюджетные фонды, распределяют эти доходы по уровням бюджетов, производят финансирование всех видов расходов бюджета и контроль за ними. С образованием в 2001 году на территории республики Управления федерального казначейства Минфина России по Республике Татарстан функция распределения доходов по уровням бюджетов от республиканского казначейства перешла к федеральному.


После перехода страны на рельсы рыночной экономики в России начался острый экономический кризис (инфляция, потеря платежеспособности предприятий и организаций). В условиях негативного влияния кризиса неплатежей на исполнение бюджета Минфин вынужден был в 1996 году создать предприятие, способное принимать от налогоплательщиков платежи в бюджет в виде натуральной продукции. Таким предприятием стало РГУП “Недоимка”, переименованное затем в ГУ “Республиканский долговой центр”. Принятая в счет уплаты платежей продукция реализовывалась через торговую сеть, а выручка поступала в бюджет. Кроме того, отдельные виды продукции выделялись непосредственно учреждениям социальной сферы в счет бюджетного финансирования. В “Недоимку” поступало и арестованное у неплательщиков имущество. Филиалы “Недоимки” были открыты во многих районах и городах республики.


Кризис неплатежей стал одной из причин задержек в выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений. Во многих районах и городах республики в 1997-1998 годах задержка в выплате заработной платы учителям и медицинским работникам доходила до 5-6 месяцев. Только благодаря жестким мерам в 1999 году удалось полностью погасить просроченную задолженность по заработной плате. Этому способствовали ежемесячно проводимые с руководителями местных финансовых и налоговых органов совещания по вопросам выполнения доходной части местных бюджетов в “живых” деньгах. Дотация райгорбюджетам перечислялась только на специальные счета по зарплате, что исключало возможность использования этих средств не по целевому назначению.


В 90-е годы большие изменения произошли в структуре расходов: из года в год уменьшалась доля средств, направляемых на финансирование отраслей материальной сферы, и повышалась доля, направляемая на социальные нужды. В 1999 году социальные расходы бюджета превысили 50 процентов. В 2002 году этот показатель составляет 58 процентов. Для сравнения: в первом бюджете республики (1921 год) на социальные нужды направлялось только 11 процентов от общей суммы расходов.


Таким образом, такие важнейшие социальные отрасли, как образование, здравоохранение, культура и социальное обеспечение, перестали финансироваться по остаточному принципу, как это было в течение всей истории финансовой системы республики. В результате значительно усилилось влияние государственного бюджета на повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения республики.


Р.ГАЙЗАТУЛЛИН.
Министр финансов Республики Татарстан.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще