Мордовская росинка в татарской глубинке

С каждым годом в cеле Починки Ново-Льяшево Тетюшского района становится все меньше жителей.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

С каждым годом в cеле Починки Ново-Льяшево Тетюшского района становится все меньше жителей. А ведь было время, когда жизнь здесь била ключом…


Сначала несколько слов о названии “Починки Ново-Льяшево”. К нему привыкли жители, так именуют это селение и местные краеведы, ссылаясь на старинные книги. Между тем в справочнике “Населенные пункты Республики Татарстан” (1997 год, Казань, АН РТ) у него значится иное, официальное название – “Починок – Новоильяшево, село на реке Беденьга в 32 километрах к юго-западу от Тетюш”. Однако, чтобы не обижать жителей, будем называть их село так, как они сами его зовут.


…Начиная с революционных времен Починки Ново-Льяшево считались в округе “законодателем мод”. Все новое прежде всего появлялось здесь.


Например, первая колхозная электростанция в Тетюшском районе построена в 1934 году в Починках. Причем, как утверждали очевидцы, очень быстро – всего за 25 майских дней колхозники возвели здание электростанции. Оборудование возили из Казани на нескольких десятках лошадей. Электрический свет вспыхнул в селе поздней осенью, когда уже лег снег. Люди, конечно, были наслышаны про электричество, на каждом углу обсуждали это чудо, верили и одновременно не верили в превосходство “лампочки Ильича” над керосиновой лампой. И все же когда электрический свет ярко осветил дома, многие жители Починков Ново-Льяшева оказались в шоке.


Вот, например, как рассказывал об электрическом феномене своим внукам старый колхозник Егор Алексеевич Кильянов:


“Я лежал на топчане как-то вечером. Уже было темно, только звезды заглядывали в окошко и слабо освещали внутренность избы. И вдруг у меня над головой вспыхнул яркий свет! Это было так неожиданно, что я вскочил, как ошалелый, с удивлением рассматривая свою избу и свисающую с потолка на шнуре лампочку, излучающую божественный свет. Так вот оно какое – электричество! И впрямь здорово светит. Меня переполняло чувство огромной радости, детского восторга. Не помня себя, как был – босиком, я выскочил на улицу и побежал по дороге. Хотелось убедиться, что электрический свет зажегся не только в нашем доме. Во всех окнах горел свет, и так же радостно люди выбегали на улицу, что-то кричали, поздравляли друг друга…”


А теперь об истории этого населенного пункта. Есть сведения, что деревня Починки Ново-Льяшево была построена в конце ХVII века. Сюда, на пустующие земли, относящиеся к Симбирскому уезду Симбирской губернии, переселилась мордва из села Льяшево, расположенного недалеко от Тетюш. Это Льяшево некогда имело название Починки Льяшево. Вот переселенцы и назвали свое новое место жительства Починки Ново-Льяшево. Переселенцев было немного, и все они носили фамилии Лапаевых и Морозовых.


Поначалу было трудно прижиться на чужой земле, тем более, что новоселов то и дело беспокоили бродячие, или, как их тогда называли, “дикие” люди (преступники), скрывавшиеся от властей. Тогда мирная мордва решила переселиться к чувашам в деревни Тайба Таушево и Черепаново. В 1839 или в 1840 году ушли на прежнее место, восстановили свою деревню Починки Ново-Льяшево. В нее переселились и несколько чувашских семей. И мордва, и чуваши жили дружно – ходили друг к другу в гости, вместе отмечали престольные праздники, роднились друг с другом.


В 1861 году в деревне числилось 50 дворов. На 129 душ удельных крестьян (женщины не в счет) в наделе было 692 десятины земли (десятина – чуть больше гектара). Население в основном занималось хлебопашеством. В зимнее время крестьяне нанимались на работу к лесопромышленникам.


В старых книгах сохранились сведения о так называемых “николаевских солдатах” из деревни Починки Ново-Льяшево, которые при Николае I служили в его армии. Один из них – Матвей Алексеевич Лапаев – служил в Польше. Молодым мужиком, оставив дома жену Домну, Матвей пешком отправился к месту службы. А что делать, железных дорог в России в ту пору не было. Солдат вернулся домой (опять пешком) стариком спустя 29 лет… Удивительно, но супруга его дождалась. Вот такие в старину терпеливые были жены.


Долгая царская служба выпала на долю и других уроженцев Починков Ново-Льяшева – Дмитрия Авдеева, Григория Кильянова, Ивана Иванова.


К 1910 году в деревне больше половины жителей оказались однофамильцами – Лапаевыми и Морозовыми. Это вносило путаницу. Надо было срочно кого-то переименовывать. Так в деревне появились Давыдовы, Мироновы, нареченные именами дедов и прадедов.


Грамотных людей в деревне было очень мало. За всю дореволюционную историю существования деревни Починки Ново-Льяшево лишь один человек сумел получить образование и даже звание учителя – это Антон Поликарпович Малинкин. В Первую мировую войну он стал офицером царской армии. Во время Октябрьской революции примкнул к белым, боролся против советской власти и затем эмигрировал в Маньчжурию.


Сейчас Починки Ново-Льяшево – крохотная деревушка из шестнадцти домов. Здесь нет магазина, и жителям приходится ходить за хлебом в соседнюю деревню Тайба Таушево. Зато в Починках находится школа, которую посещает детвора близлежащих деревень Максимовки, Салмановки, Старой Кульметьевки и Тайбы Таушева. Еще лет двадцать тому назад школа считалась большой – здесь обучалось более 150 ребят. Сейчас осталось 40 учеников и 12 учителей.


В совете местного самоуправления первым делом нам порекомендовали встретиться с Володаром Ивановичем Лапаевым, бывшим учителем истории и директором местной школы, любителем старины, краеведом, ныне пенсионером.


Его супруга Нина Владимировна (тоже бывшая учительница) поначалу встретила нас холодно. Едва приоткрыв тяжелые скрипучие ворота, сообщила, что Володар Иванович плохо себя чувствует. Но, заметив огромное разочарование на наших лицах, смягчилась и пригласила в избу, предупредив, правда, чтобы ненадолго.


Мы пробыли у Володара Ивановича как минимум часа два и ушли из дома Лапаевых, когда уже изрядно стемнело. Хозяева не отпускали, да и самим уходить не хотелось. Володар Иванович оказался прекрасным рассказчиком, глубоким знатоком родного края. Разузнав о цели нашего приезда, он вдруг решительно встал и куда-то вышел. А через некоторое время положил на стол несколько старых, потрепанных тетрадок и альбомов. Бесценных альбомов, потому что в них мы нашли массу исторического материала о Починках Ново-Льяшеве и о многих других окрестных деревнях. Часть записей в этих тетрадях сделал Володар Иванович, но в основном летопись края вел его отец Иван Алексеевич Лапаев. По образованию он не был историком (хотя кем только не был – пастухом, батраком, лесорубом, милиционером, председателем исполкома, инструктором Тетюшского райкома партии). Краеведение было его хобби. Когда другие мужики спешили на рыбалку, на охоту или заваливались спать на печку, Иван Алексеевич читал старые книги, журналы, газеты, рылся в пыльных архивах, беседовал с уважаемыми людьми, старательно делая записи.


“Исторические” гены, очевидно, бродили и в крови сына Володара (как пламенный коммунист, Иван Лапаев назвал сына в честь любимого революционера Володарского).


Восемнадцать лет Лапаев был директором местной школы. В свободное от работы время занимался любимой краеведческой работой. Много интересного “накопал”. Например, про соседнюю, бывшую барскую деревеню Салмановку и про другую, уже не существующую Сухую Салмановку. Про крохотную (всего 7 дворов) Старую Кульметьевку, основанную в XVII веке служилым татарином Кульметьевым, про Максимовку, которая образовалась в 20-е годы.


А про деревню Тайба Таушево, про ее основателя храброго Тауша Володар Иванович вообще может рассказывать часами. Недаром вся местная ребятня обожала его уроки истории.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще