О, ветер Чатыр-Тау!

Первым известным нам письменным источником, рассказывающим о том, что на Чатыр-Тау велась промышленная разработка полезных ископаемых, в частности меди, является многотомный труд знаменитого естествоиспытателя и географа Петра Симона Палласа “Путешествие по разным провинциям Российского государства”, созданный им по итогам экспедиции 1768-1774 годов.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

Первым известным нам письменным источником, рассказывающим о том, что на Чатыр-Тау велась промышленная разработка полезных ископаемых, в частности меди, является многотомный труд знаменитого естествоиспытателя и географа Петра Симона Палласа “Путешествие по разным провинциям Российского государства”, созданный им по итогам экспедиции 1768-1774 годов.


Отроги Чатыр-ТауВ частности, Паллас так описывает увиденное в здешнем крае (текст дается с сохранением орфографии и пунктуации): “Через 10 верст от Чалпы приехали мы к деревне и реке Сугоят, которая между берегами, состоящими из красноватого илу, течет по слоям известкового камня. Здесь живут также Уфяне и Казанские татары и имеют в деревне мечеть. Несколько далее достигли мы малой Сугоят, и потом Сапей ауль, до большой Татарской деревни с мечетью при р. Вердшель лежащей, имеющей свое название от некоего Башкирца, коего потомки там по сие время живут.


В сей стране по левую сторону дороги и от помянутой деревни прямо на восток видна высокая слоистая гора, которая к нарочито высокому Шатырь Тау возвышаясь подымается…”


Далее путешественник рассказывает, что, несмотря на сильную грозу и отдаленность от дороги, он отважился подняться к медному руднику, разрабатываемому на одном из отрогов Шатырь Тау (Чатыр-Тау) недалеко от Иштирякского медного завода. Переночевав в Тайкино (Туйкино), наутро он пустился в дальнейший путь (то есть в сторону Бугульмы) через Балташево (Балтачево)…


Как видим, со времен академика Палласа, пересекшего в 1772 году территорию нынешнего Азнакаевского района с севера на юг, названия здешних деревень – Чалпы, Сухояш, Балтачево, Сапеево, Туйкино – практически не изменились.


Азнакаевский край действительно богат полезными ископаемыми. Конечно, о нефти до XX века ничего не было известно, но вот залежи медных руд с содержанием меди до двух-четырех процентов выходили прямо на поверхность в нескольких местах. И ныне остатки рудниковых шахт можно видеть на склонах Чатыр-Тау. Одна из них (возможно, та самая, где побывал Петр Симон Паллас) в виде пещеры еще до недавнего времени являлась объектом экскурсий здешней ребятни. Старожилы аула Уразай места разработок медной руды называют “паткуп” (от русского “подкоп”). Следы разработок, то есть так называемые медные ямы (бакыр базлары), сохранились также возле аулов Асей, Ирекле, Учалле.


Ну а широко встречаемые выходы песка, различных глин, известняка и доломитов с давних пор использовались для строительства. Огромные плиты-сколы, легко поддающиеся распиловке, шли на возведение мостов, амбаров, клетей, фундаментов домов и даже заборов. Из них делали также надгробия, строили мавзолеи.


Но вернемся к самой Чатыр-Тау. Ныне это место считается заповедной зоной. Здесь запрещено пасти скот, вести какие-то разработки (щебня, например). И вообще – знаменитая гора является гордостью азнакаевцев, сюда часто приглашают важных гостей.


Старики говорят, что в чреве Чатыр-Тау лежит огромный магнит. И много в горе серебра. Потому-то вода, вытекающая из ее недр, – святая и не портится годами. Скептики проверяли, и действительно, запечатанная в бутылке жидкость оказалась на поверку чиста как слеза и через пять лет. Вот и не верь старикам после этого!


Впрочем, о Чатыр-Тау много чего говорят. Будто некая потусторонняя добрая сила есть у горы. Человек, верящий в это и побывавший там хоть раз, излечивается душевно и физически. Может быть, и так. Паломников-одиночек, взбирающихся на ее “столовую” макушку, чтоб взглянуть оттуда на мир, хватает во все времена года. Какие они думы думают, каким богам молятся, стоя здесь под пронизывающим ветром…


О, ветер Чатыр-Тау!


Вероятно, нет местного поэта, не воспевшего это состояние эйфории, когда тебя, как птицу, подхватывают мощные восходящие потоки. Кажется, можно лечь на этот плотный поток, который упругими волнами проходит сквозь пальцы раскинутых рук-крыльев. И ты паришь, паришь ненасытным взглядом по дымке сиреневых далей, где угадываются поля, перелески, аулы, дороги, отроги гор… Глаз не встречает выше препятствий, будто ты на самой макушке мира, и можно смотреть на север, восток, юг и запад. Круговая панорама!


Проверено: у Чатыр-Тау есть своя аура. Постойте босиком на ее колкой степной траве. Испытайте тихое блаженство от ее горьковато-мятного духа, ощутите пальцами вечность древних камней-уступов. Так было всегда, так будет всегда…


Чатыр-Тау щедра. Она очищает душу, унося все суетное, и придает ей крылья.


Вы вернетесь сюда. Непременно вернетесь!


На снимке: отроги Чатыр-Тау. Это одна из самых высоких точек республики (334,5 метра над уровнем моря).


Фото В.Севастьянова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще