Порода – на высоте
Проехать равнодушно мимо села Никольское невозможно. Уже на дороге вас встречают, словно приглашают в гости, две лошади. Правда, всего лишь в скульптурном изображении, но почти как настоящие. Так и хочется крикнуть им: “Но-о, залетные!”
Это работа местного художника и скульптора Анатолия Михайловича Филиппова. Вообще-то по профессии никакой он не ваятель, в юности учился на судомеханика в Спасском Затоне и работал на пароходе, дослужился до помощника главного механика. В начале 50-х годов вернулся в Никольское, где жили родители, работал в кузнице, принадлежавшей конезаводу.
С легкой руки Анатолия Филиппова (или, наоборот, с тяжелой – все-таки кузнец) возле дома культуры появилась скульптура лошади в натуральную величину, а тройка лошадей неожиданно и смело украсила крышу клуба. А еще Анатолий Михайлович соорудил в селе фонтан (почему бы и нет, если речка под боком), совсем как в городе. Но фонтан не работает – у нынешнего руководства Никольского госплемконезавода нет средств, чтобы довести до ума самобытное творение Филиппова. Поэтому Анатолий Михайлович в некоторой обиде на российскую действительность – считает, что лучше Советской власти ничего не придумаешь…
Сивка-Бурка, вещая каурка…
Главная достопримечательность села Никольское, бесспорно, его старинный и прославленный конезавод. Он создан был по указу Петра I, который повелел организовать конные заводы повсеместно в Казанской, Азовской и Киевской губерниях.
В начале ХIХ века на Никольском конном заводе было 24 кобылы, 2 жеребца и около двух десятков жеребят. А к концу века – 33 кобылы, 6 жеребцов и более 30 жеребят. Никольский конезавод считался крупнейшим в России. Его воспитанники – орловские рысаки – постоянно завоевывали ценные призы на всевозможных международных выставках и всегда очень высоко ценились за границей.
Хозяевами конезавода на протяжении многих десятилетий были владельцы села Никольское господа Молоствовы – большие любители и знатоки лошадей. После национализации имения конезавод перешел в собственность Советской власти и в 1919 году получил название “Первый Госконзавод Наркомзема Татарской АССР имени Мулланура Вахитова”. В 1934 году в соседнем селе Антоновка образовался филиал конезавода – там выращивали тяжеловозов. В 1943 году в Спасский район были эвакуированы элитные орловские рысаки из Белоруссии, а с 1955 года в Никольском вновь стал действовать единый конезавод, специализирующийся исключительно на выведении орловских рысаков (кстати, недавно орловской рысистой породе лошадей исполнилось 225 лет).
В 50-е годы на конезаводе содержалось 240 племенных лошадей, хозяйство располагало также пятью тысячами голов крупного рогатого скота и еще было столько же свиней. Общая земельная площадь конезавода составляла 21311 гектаров. Одним словом, это было мощное, во всех отношениях передовое хозяйство, поддерживаемое и щедро финансируемое государством. И конезавод в Никольском того стоил – он играл огромную роль в улучшении всего коневодства Татарии и России. Особенные успехи были достигнуты с 1948-го по 1971 год, когда конной частью завода руководил заслуженный зоотехник ТАССР, большой ценитель лошадей Владимир Хлюпин.
Ветреник, сын Нафталина
Сейчас конной частью государственного племенного завода “Татарский” (это единственный в Татарстане конезавод, занимающийся выращиванием лошадей орловской породы) руководит главный зоотехник Николай Федоров. Он выпускник Тимирязевской сельхозакадемии, коренной житель села Никольское.
– Жить в Никольском и не любить лошадей невозможно, – говорит Николай Петрович. – Я тоже люблю, но не до фанатизма, как некоторые. Больше всего мне нравится селекционная работа – необычная и по-настоящему творческая. Вы, наверное, удивитесь, но внешний вид будущего жеребенка, степень его выносливости и другие качества можно заранее рассчитать, подобрав родителей и изучив их родословные. Недаром в имени родившегося жеребенка обязательно должны присутствовать слоги или буквы из имен отца и матери. Наша гордость и надежда – серый жеребец Ветреник родился от Нафталина и Ватаги. Родители вороного жеребца Боспора – Папирус и Бавария, а серого “орловца” Прохладного – Храбрый и Поправка I. У Залима отец с матерью – Мазок и Заделка, а у Кузбасса – Звонок и Кража. Так что селекционер, работающий с лошадьми, – своего рода экспериментатор, художник, который, смешивая разные краски, получает новый, нужный колор.
Правда, порой “колор” получается совсем не тот, на который рассчитывали. Но ведь и правил без исключения не бывает. Вот, например, на конюшне в отделении “отъемышей” (сюда поступают жеребята с шестимесячного возраста) есть удивительно красивый жеребенок с белым крестом на лбу. Самые ценные в орловской породе – лошади серой масти, есть также вороные, гнедые и рыжие.
Пообщавшись с Николаем Петровичем, прихожу к выводу, что он поскромничал, не зачислив себя в ранг “лошадиных фанатов”. На самом деле Федоров, конечно, настоящий фанат. Про питомцев своих он может говорить часами!
Лошади – существа необыкновенно умные. Вы только посмотрите Сивке-Бурке в глаза, скажите ей что-нибудь – вам не кажется, что она вас прекрасно поняла?.. Лошади чем-то похожи на людей (такое же разноликое, разнокастовое общество). Есть упряжные – тяжеловозы или простые работяги-крестьяне. Затем легкоупряжные, своеобразная лошадиная “интеллигенция”, это орловские, американские, французские рысаки. Наконец, верховые – изнеженные и избалованные вниманием тонконогие лошади-аристократы.
Подробно представляя всю лошадиную иерархию, Николай Федоров, между прочим, строго оборвал меня, когда я попыталась употребить слово “конь”. Оказывается, у профессиональных коневодов “конь” ассоциируется с чем-то непристойным, вроде евнуха, а настоящие лошади – это жеребцы и кобылы. Тут трудно спорить, однако почему-то завод в Никольском называется именно конезаводом, а сам Федоров – зоотехник по коневодству…
В 1919 году, прибрав в Никольском к рукам наследство помещиков Молоствовых, прежде всего их богатые конюшни и элитных орловских рысаков, представители Советской власти установили здесь свои порядки. Но “опыт, сын ошибок трудных”, на знаменитом конезаводе, к счастью, остался прежний, дореволюционный, заложенный еще давным-давно теми самыми просвещенными помещиками, умеющими ценить и выращивать легкоупряжных лошадей старейшей российской орловской рысистой породы. Она была выведена в Воронежской губернии путем скрещивания лошадей восточных пород (в частности, арабской) с западноевропейскими (голландской, датской, мекленбургской) по приказу и под непосредственным руководством фаворита Екатерины II графа Орлова и названа в его честь орловской.
В советские времена Никольский конезавод был “на коне”, постоянно завоевывал призовые места в испытаниях, проходивших в Ульяновске, Саратове, Ижевске, Нижнем Новгороде, Самаре, а также в Москве, Киеве, Харькове. Нынче завод не так богат, как прежде, даже, скорее, беден. Об этом “за глаза” говорят все в Спасском районе, кроме самих никольцев. Они, конечно, признают некоторые трудности в своем хозяйстве, но считают их временными.
В настоящее время на Никольском конном заводе содержатся 134 лошади. Из них 99 – чистопородные орловские рысаки (это 5 жеребцов-производителей, 45 племенных маток, остальные – молодняк до четырех лет). В рацион лошадей входят овес, сено, дают им также в качестве добавок соль, дрожжи, ячменные и пшеничные отруби. Раньше, когда финансирование было щедрее, жеребцам-производителям в качестве доппайка полагались также сахар и яйца. Теперь денег едва хватает на самое необходимое.
Зимой лошади живут в конюшнях, а летом – в левадах (специально огороженных вольерах). Самые комфортные условия у жеребцов-производителей. Они и зимой и летом занимают каждый отдельную “квартиру”, иначе перессорятся. Жеребцы – “народ” драчливый и амбициозный. А так как животные очень дорогие, их берегут и ухаживают за ними особенно тщательно. Минимальная цена лошади – 50 тысяч рублей. А, например, самый молодой на конезаводе вороной красавец Боспор, рожденный на Московском конезаводе, был куплен за 190 тысяч рублей. Цена, в первую очередь, зависит от возраста и от резвости жеребца. Для случки их используют лет до двадцати, потом продают (например, в цирк). Участь кобыл (некоторые в течение жизни приносят до 15 жеребят) печальна – по истечении времени их сдают на мясокомбинат…
Конную часть Никольского конезавода обслуживают 14 человек. Андрей Геннадьевич Сиринов – очень грамотный тренер, имеющий высшее ветеринарное образование. Постоянно принимают участие во всевозможных соревнованиях (и непременно получают призы) наездники Александр Борисов и Александр Кузнецов. Но самым именитым наездником в Никольском считается недавно вышедший на пенсию Владимир Егоров, который еще недавно был неоднократным победителем районных и республиканских соревнований на жеребце Ветреник.
Больше десяти лет заботится о жеребцах конюх Анатолий Стряпкин. А его коллега Виктор Алексеевич Щелкунов – один из лучших конюхов маточного отделения.
Чем конезавод отличается от обычной колхозной конюшни? В последней лошадей просто содержат для тех или иных хознужд. А конезавод – это, если хотите, бизнес, и очень выгодный, но не сиюминутный. И как любой “долгоиграющий” и очень специфический бизнес, коневодство требует терпения и хорошей финансовой подпитки. Увы, пока не хватает ни того, ни другого. Но хочется надеяться, что трудности эти – временные. Орловские рысаки из Никольского своего последнего слова еще не сказали.
Фильм, фильм, фильм!
Года четыре назад в Никольском снимали несколько эпизодов художественного фильма “Теплые ветры древних Булгар”. Для участия в эпизодах и массовках готовились приехать самодеятельные артисты из райцентра, но по каким-то причинам не приехали. Режиссеру было жалко терять время, да и день для съемок выдался идеальный. Короче, киношники пригласили для съемок местных мужиков. Те удивились предложению, но согласились. Во-первых, каждому за работу пообещали по 50 рублей, во-вторых, просто интересно сняться в настоящем кино. То-то было смеху, когда трактористов, водителей, конюхов загримировали и нарядили в халаты со звездами.
Один такой бородатый да страшный с ятаганом подходит к директору конезавода Сергею Борюшкину. Тот даже попятился, спрашивает:
– Ты кто такой?
А бородач хохочет:
– Что, не узнал? Да Сашка я, Балыкин.
Правда, пришлось потом режиссеру помучиться с горе-артистами. Представьте: поле боя, кругом убитые, которым полагается лежать смирно. И вдруг из-под одного “трупа” в голубом халате пополз кверху подозрительный, абсолютно не предусмотренный сценарием дымок. А это конюху скучно стало лежать “убитым”, решил покурить… Досталось ему потом за самовольное изменение сценария. Да еще халат сигаретой прожег, еле его заштопали, чтобы дыру скрыть. А сильнее всех в роль вошел водитель “Камаза” Валерий Николаев. Ему так понравилось быть артистом, что он всем своим близким заявил, что меняет профессию. Потом, правда, передумал. Все-таки крутить баранку автомобиля надежнее, чем сниматься в кино. Тем более что так пока и не дождались никольцы выхода на экраны нашумевшего фильма о теплых ветрах…
На снимках: творение кузнеца Анатолия Филиппова; чистокровный английский верховой Олимп – подарок президенту РТ М.Шаймиеву от главы Ингушетии Р. Аушева.