О Ямалиеве писать просто. Первый криминалист Прокуратуры Татарской АССР. Умелый организатор обучения следователей и прокуроров криминалистической технике, научным методам расследования. Передавая опыт и знания другим, он сам непосредственно участвовал в раскрытии преступлений. А громких дел в ушедшем веке им расследовано немало.
Оставшись в детстве без родителей, он не только окончил среднюю школу, но и получил юридическое образование. Правда, не сразу, война спутала все мечты и планы. Пройдя огненными фронтовыми верстами, получив тяжелые ранения, он по возвращении домой поступил в Казанский юридический институт. Там мы с ним и познакомились. Нурмухамет Карамутдинович с таким рвением стремился к знаниям, что мне, репетировавшему его (как и многих других фронтовиков), было чрезвычайно легко с ним заниматься. Учился он здорово, ходил в Сталинских стипендиатах, экзамены за последний курс института сдал экстерном…
Сначала Ямалиева направили в Кировскую районную прокуратуру помощником прокурора, где он работал и следователем, а потом выдвинули в центральный аппарат Прокуратуры ТАССР – сначала прокурором отдела по надзору за органами милиции, затем начальником отдела.
В 1958 году он был назначен прокурором-криминалистом и проработал в этой должности бессменно 13 лет. Здесь Ямалиев сумел создать образцовый кабинет криминалистики, стенды которого демонстрировались в Прокуратуре Союза ССР во время Всесоюзного совещания прокуроров союзных республик, краев и областей. Собранные в нем материалы вызвали большой интерес у всех присутствующих, которым Н.Ямалиев давал необходимые разъяснения.
Кабинет превратился в настоящий центр обучения следователей криминалистической технике, научным методам расследования, передовому опыту. Анализировались конкретные дела, результаты исследований, проводимых следственным отделом. Ямалиев много помогал следователям, выезжая на места тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Показывая коллегам, как тщательно провести осмотр места происшествия, обнаружить, зафиксировать, изъять и сохранить следы, оставленные преступником, подготовить постановления о назначении разного рода экспертиз с тем, чтобы вопросы в них ставились юридически грамотно и в то же время “исчерпывающе ограниченно”. Он участвовал в допросах основных свидетелей, подозреваемых и обвиняемых, конечно, с предварительным составлением планов этих допросов.
Обучая кадры, Н.Ямалиев учился и сам. Он, кстати, никогда не стеснялся признаться в том, чего не знает, и с благодарностью принимал любой дельный совет, помощь. Его открытый характер помогал ему устанавливать контакты с работниками правоохранительных органов любого ранга: его знали и руководители, и рядовые сотрудники. Четко налаженная система получения информации позволяла нам узнавать о неочевидных умышленных убийствах и других серьезных происшествиях тотчас, по телефону. Работником Н.Ямалиев был неуемным, его не надо было подталкивать, а, наоборот, в пределах разумного удерживать от выездов в районы (командировочные средства у нас всегда были ограничены). Личным примером, дисциплинированностью и постоянной тягой к знаниям он положительно влиял на всех работников прокуратуры.
Нурмухамет Карамутдинович страстный книголюб. Он имеет обширную библиотеку, где немало книг с автографами. Вот как надписал подаренную ему книгу М.Ш.Шаймиев: “Уважаемый Нурмухамет Карамутдинович! Вы, человек, прошедший славный боевой и трудовой путь, можете по праву гордиться тем, что обустраивали нашу страну и отстояли ее свободу.
Я желаю Вам и Вашим родным и близким доброго здоровья, счастья и благополучия!”
Автограф Героя Советского Союза Михаила Девятаева начинается словами: “Шерлоку Холмсу Нурмухамету Карамутдиновичу…” Сам Ямалиев по этому поводу вспоминает следующее. Несколько лет назад он ехал в Москву. В окно купе, где располагались Н.Ямалиев и его супруга, неожиданно влетел сверток, из которого посыпались денежные купюры. Их тут же подобрал третий пассажир и положил в свой портфель. Поезд тем временем приближался к Москве. Ямалиев сходил к проводнику вагона и попросил его обойти всех пассажиров и предложить тому, у кого, возможно, пропали деньги, обратиться в их купе. Владельцем утраченной суммы оказался Девятаев, у которого вор выкрал деньги и перебросил в соседнее окно своему сообщнику…
За самоотверженный труд в органах прокуратуры Н.К.Ямалиев награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ТАССР, много раз поощрялся Генеральным прокурором СССР, прокурорами РСФСР и ТАССР. Долгие годы он посвятил преподавательской деятельности. Однако ранения, полученные на фронте, все больше давали о себе знать. Утратив зрение и став инвалидом первой группы, Н.К.Ямалиев, к счастью для себя, не утратил жизнелюбия. Он все так же активен, мобилен и деятелен. Постоянно посещает спектакли, концерты, юбилейные торжества наших и российских писателей, композиторов, поэтов, художников. Он активный читатель специальной литературы для незрячих, а недавно библиотека Общества слепых пополнилась аудиокассетами, на которых в исполнении ведущих артистов Татарстана записано содержание книги “Распутывая клубки”, которую написал Нурмухамет Карамутдинович, отобразив в художественной форме будни следователя.
Недавно ему исполнилось восемьдесят лет. Глядя на этого неуемного, подвижного человека, хочется от души пожелать ему долголетия. Побольше бы в нашем мире таких энтузиастов!
Шанс ГАЛИМОВ.
Ветеран Великой Отечественной войны и труда,
заслуженный юрист Татарстана.