В насосном зале нефтеперекачивающей станции “Ковали”, входящей в структуру Казанского районного нефтепроводного управления (подразделение ОАО “Северо-Западные магистральные нефтепроводы”), из-за перегрева одного из агрегатов произошло возгорание. Создалась угроза распространения пожара на всю нефтенасосную, если не предположить худшее… Из помещения идет густой дым. Ситуация усугубляется тем, что автоматическая система пожаротушения не срабатывает…
Слава Богу, это не реальные события, а заранее спланированные, сымитированные препятствия, которые должен был преодолеть персонал НПС “Ковали” во время прошедшей на днях противоаварийной тренировки. С горящей нефтью может сравниться разве что преисподняя. Так что нефтепроводчики, занимающиеся транспортировкой “черного золота” по городам и весям нашей страны, обязаны быть готовы к быстрой ликвидации подобных ЧП. С этой целью ежемесячно на всех нефтеперекачивающих станциях проводятся учебно-тренировочные занятия, а ежеквартально – более масштабные отработки соответствующих оперативных планов.
Пена – враг огня
Одновременно с тем, как дежурный оператор НПС “Ковали” сообщает о случившейся чрезвычайной ситуации в пожарную часть “Лаишево” (поскольку станция находится на территории Лаишевского района), дирекции КРНУ, администрации района и прочим структурам, сотрудники станции под руководством ее начальника Наиля Валитова приступают к ликвидации пожара при помощи пожарного автомобиля (к слову – в пожарном депо НПС в наличии две спецмашины). Подача нефти в нефтепроводы Альметьевск-Горький-II,III, которые курируют “Ковали”, тут же перекрывается…
Начальник отдельного поста “Столбище” пожарной части Лаишевского района Юрий Саунин по прибытии с командой пожарных на место берет бразды правления в свои руки. Так предписано правилами пожарной безопасности. Боевой расчет мгновенно разворачивает стволы, спецавтомобили “становятся на гидрант”, то есть подключаются к местному водоисточнику.
– Зачастую нас незаслуженно упрекают в том, что мы приезжаем на место происшествия с пустыми машинами, – говорит майор Саунин. – Это обывательское, в корне неверное утверждение. Спецавтомобиль вмещает в себя 2100 литров жидкости, которая при борьбе с огнем расходуется всего-то за пять минут. Естественно, необходима дозаправка…
Кстати, водой тушить горящую нефть – все равно, что носить эту самую воду решетом. Эффект примерно такой же. Только пена может совладать с пылающим “черным золотом”. А создается она внутри контейнера “пожарки” при смешивании пенообразователя с жидкостью в пропорции примерно один к десяти.
И вот уже часть территории перед насосным блоком покрывается огромным пенным облаком.
– Мы находимся в постоянной готовности, – говорит Н.Валитов, – ведь нефтеперекачивающая станция – объект стратегический. Особенно пожароопасное время – конец апреля – начало мая, когда до появления молодой травы население сжигает сухие листья, не задумываясь о близости нефтепроводов. Только за этот май в Матюшино, где проходят две нефтяные нитки, шесть раз вызывали пожарную бригаду…
За безопасностью будет следить… компьютер
Пока для тушения огня на нефтепроводных объектах в автоматических системах пожаротушения используется генератор пены средней кратности (ГПС-600). Однако в ближайшее время на нефтеперекачивающей станции “Ковали” должна завершиться реконструкция существующей системы пожаротушения.
– Тогда в дело пойдут генераторы высокократной пены, – рассказывает инженер по пожарной безопасности Казанского РНУ Владимир Куликов. – Современные дымоустойчивые пеногенераторы способны за двадцать-тридцать секунд полностью заполнить пеной огромное помещение. Разработкой такой системы занимается предприятие “Гипротрубопровод”, входящее в структуру “Транснефти”. А на другом дочернем предприятии – “Черномортранснефть” – приступили к производству качественно нового пенообразователя (мультипены), с помощью которого можно создавать пену любой кратности – низкой, средней или высокой, в зависимости от объекта, где случился пожар.
Кроме того, в “Ковалях” планируется заменить релейную автоматику пожаротушения на микропроцессорную. То есть следить за безопасностью объекта будет компьютер. И при малейшем возгорании на мониторе высветится, в каком месте оно произошло, а затем в дело вступит система автоматического пожаротушения. Пока подобной системы в Татарстане нет. Нефтепроводный транспорт станет первым, поставленным под противопожарный компьютерный контроль…
А в это время в оперативном штабе пожаротушения идет “разбор полетов”. В принципе, действия как персонала станции, так и прибывшей пожарной бригады признаны удовлетворительными.