Малолызинский Совет местного самоуправления объединяет пять деревенек: Верхнюю, Среднюю, Нижнюю Ушму и Малые и Большие Лызи. Живут здесь удмурты, русские, татары, но больше всего удмуртов.
Как и когда происходило их расселение в Балтасинском крае? Как утверждают местные краеведы, движение ар (удмуртов) на север началось из Арских земель под давлением опричников Ивана Грозного, в середине XVI века завоевавших Казань. Переселенцы основали новый центр – Арбаш (Удмуртская голова), но позже были вытеснены и оттуда.
Ары селились в самых глухих местах: возле болот и оврагов, у маленьких речушек, углубляясь в дремучие тогда Верхнеушминские леса. Сама местность как бы способствовала рождению мрачных легенд, суеверий и предрассудков, которые и поныне сохраняются в фольклоре и местных топонимах.
Деревня Средняя Ушма расположена на краю глубокого оврага, именуемого Шайтаннюком – Лешим оврагом. Легенда гласит, что Леший (Шайтан) проклял это поселение и сделал так, чтобы больше 10 дворов здесь никогда не возникало. Другой овраг, возле Нижней Ушмы, где находится кладбище трех деревень, называется Бигернюк. “Бигер” по-удмуртски “татарин”, а “нюк” – овраг. Говорят, в 1921 году там умер странствующий дервиш. Его труп охраняли три дня и три ночи, пока из Арского кантона не приехало начальство и не распорядилось о похоронах. В овраге, где умер странник, посадили дерево – тальник, который растет и поныне.
А возле Больших Лыз, рассказывают предания, когда-то было чистое голубое озеро. Однажды каторжная цыганка, проезжая по проходящему мимо села Сибирскому тракту (по нему в свое время проезжал и знаменитый русский писатель Радищев), прополоскала в нем детские пеленки. Вода после этого испарилась, и озеро перекочевало в другое место и стало называться “Черным”, на его берегу сейчас база отдыха меховой фабрики.
Жуткое место есть и в Малых Лызях (“лызя” – лужа или болото), называется оно Шайдоры. Это “кладбище отверженных”, где до того, как предстать перед Божьим судом, находили временный покой мертворожденные дети, утопленники и некрещеные.
Вообще-то, удмурты считают себя православными, хотя есть среди них и язычники – одно такое село сохранилось по сей день. Первая церковь в Малых Лызях была построена в 1878 году, как записано в старых архивах, “тщанием и усердием прихожан”. Деревянный корпус прочно покоился на каменном фундаменте с кирпичными столбами, крыша была обита железом, церковь обслуживала всю округу – около 2000 прихожан.
Первым священником был Емельян Филиппов, ему положили жалование 300 рублей в год. Его помощник Василий Тимофеев имел сан дьякона и 100 рублей в год. Любопытно, что оба они были крещеными татарами.
***
Население в Малых Лызях и окрестных селах за столетия совместной жизни здорово перемешалось, и кто каких кровей сейчас выяснить довольно сложно. До прихода удмуртов здесь жили другие “лесные люди” – марийцы, которые тоже оказали свое влияние на местные нравы и обычаи. Около 20 процентов заключаемых браков здесь – смешанные.
Люди привыкли к такой этнической пестроте и относятся к ней спокойно, иногда с юмором. Один работник районной администрации раскрыл свою “семейную тайну”. У него двое детей, первый сын родился в Казани, когда еще отец и мать были студентами, а второй – в Ципье, великолепные воскресные ярмарки которой красочно описал известный татарский писатель Мухаммед Магдиев. Ципья – еще один центр компактного проживания удмуртов. Поэтому старший сын задал отцу вполне законный с его точки зрения вопрос: “Я родился в Казани – я татарин, а мой братик родился в Ципье – он удмурт?..”
А эту романтическую историю поведал председатель Малолызинского Совета местного самоуправления Анатолий Мухин. Дело было лет 40 назад, когда Анатолий, отслужив в армии, еще крутил шоферскую баранку.
Возвращался он как-то в Балтаси из Арска на стареньком грузовичке, когда вдруг на повороте увидел двух голосующих девчат. В кабину ГАЗ-51, как известно, можно посадить только одного человека – это и намеревался сделать молодой водитель, резко ударив по тормозам. Девчонки защебетали по-татарски, уговаривая взять их обеих.
Анатолий родился и вырос в Малых Лызях, где каждый с детства говорит на трех языках: русском, удмуртском и татарском. Но сделал вид, что ничего не понимает:
– Мин татарча белмим, не понимаю я, что вы говорите. Не могу я взять двух человек, не положено!
Но девки оказались нахрапистые, в наглую загрузились в машину – пушкой их теперь не вышибить. Драться, что ли, с ними?
– А-а, где наша не пропадала! – махнул рукой водитель на строгих гаишников и нажал педаль акселератора.
Пассажирки быстро освоились в новой обстановке и стали обсуждать свои амурные дела. Та, что постарше и опытней взахлеб начала делиться с подружкой своим любовным приключением, которое у нее случилось в общежитии Арского педтехникума. Она в таких восторженных тонах описывала достоинства своего кавалера, что ее слушательница только завистливо охала. Собеседницы были уверены, что водитель ничего не бельмесит по-татарски и потому так разошлись.
– Какая ты счастливая! – в очередной раз позавидовала младшая. – У меня такого еще никогда не было.
– А что ты теряешься? Смотри, рядом с тобой какой красавчик сидит. Давай его охмурим.
Надо ли говорить, что творилось в душе у водителя!
Но тут они и приехали. Девчонки стали совать водителю деньги.
– Акчагызда керакми, исэн-сау кайтыгыз! – неожиданно на чистом татарском языке произнес русоволосый шофер. – (И денег мне ваших не надо, счастливо добраться до дома!)
Пассажирки обомлели.
– Гафу итегез, абый! (Извините, дядя!) – только и могли произнести, после чего попутчиц как ветром сдуло.
***
Природа в Балтасях райская. Живописные холмы, увитые лесом, синяя гладь озер, многочисленные речушки… Не зря этот край называют “татарстанскими Альпами”.
Малые Лызи – один из сельских центров удмуртской культуры – раскинулись вдоль Сибирского тракта и реки Шошма, с востока и юга к деревне подходит лес, а западная граница отмечена оврагом Тычкина. Название татарское – “ташгэнэ” (“только камни”), здесь полно камней и разрабатывается каменный карьер.
Деревенька небольшая, имеет всего два переулка. В одном из них расположен дом знаменитого удмуртского писателя Григория Медведева, которого еще называют “удмуртским Шолоховым” – его главное произведение “Межа” перекликается с “Тихим Доном”. Почти все родственники писателя сейчас живут в Ижевске, на доме есть мемориальная доска. Недавно в Лызях открыли музей, в котором собраны экспонаты, связанные с творчеством Г.Медведева.
Фамилия Медведев очень распространена в Малых Лызях. Медведь – тотемное животное удмуртов, и сами они, когда впервые появились здесь, выйдя из топких болот, чем-то, наверное, походили на этих могучих обитателей леса. Так за ними и закрепилась кличка “медведи”, ставшая потом фамилией.
А Большие Лызи прославили Плотниковы, в настоящее время их осталось тринадцать семей. Тут все понятно: удмурты издревле были искусными плотниками, скорняками, а валенки валять лучше их не умел никто – известно, что в татарских деревнях это дело доверяли только им.
Малые Лызи знамениты еще своей школой. Первая школа, построенная на государственные средства на земле Федора Яковлевича Медведева, называлась “училище Казанского уезда”. В училище учили грамоте и богословию местных ребятишек. Семилетка появилась в
30-е годы прошлого века. Во время войны сюда приехало много эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Украины. Среди них были талантливые педагоги, они-то и заложили новую методику преподавания, которая отличалась таким качеством, что в Малалызинскую школу старались пристроить детей на обучение и из других населенных пунктов и даже из районного центра.
Основным занятием здешних крестьян было земледелие и животноводство. Так оно остается и поныне. Правда, лет 15-20 назад народ отсюда вдруг стал уезжать: кто в Ижевск, кто в соседнюю Кировскую область в поисках лучшей доли. Колхозы, не сумев обеспечить достойную жизнь, хирели. Сейчас в крестьянине просыпается хозяин. Малые Лызи и окрестные удмуртские села словно обретают второе рождение. Земля и лес, как и прежде, становятся главными кормилицами, а еще – скотина. Благо молоко сдавать далеко ездить не надо, до Балтасинского молочного завода- кстати, одного из лучших в республике – рукой подать.
Люди активно строятся, да такими хоромами обзаводятся, о которых раньше и мечтать-то было нельзя. Жизнь постепенно входит в стабильное русло. В отличие от других проблемных районов, демографическая ситуация в здешних местах благоприятная: рождаемость превышает смертность. Причем эта тенденция устойчиво удерживается на протяжении нескольких последних лет и даже усиливается. Значит, в будущее земляки “удмуртского Шолохова” смотрят с оптимизмом и надеждой.