Волшебные нити ее мечты

За стеной играла чужая музыка, за окном светили чужие фонари и даже звезды на небе были чужие.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

information_items_1347369252

За стеной играла чужая музыка, за окном светили чужие фонари и даже звезды на небе были чужие. “Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех…” – невольно вспомнились строчки из популярной когда-то песенки. Таня задернула занавески, смахнула с ресницы неожиданную слезинку… Ей вдруг так захотелось домой, в Казань.


Как же она рвалась в Болгарию, на стажировку. Как радовалась, когда добилась своего. Диссертация двадцатитрехлетней аспирантки Казанской государственной академии ветеринарной медицины называлась “Государственный ветеринарно-санитарный надзор на мясоперерабатывающих предприятиях Республики Татарстан и Республики Болгарии”.


Татьяна КузьминаТаня стала перелистывать каталог, который ей подарила новая знакомая, мастерица очень популярного в Болгарии гобеленового шитья Гинка Попова. Взгляд невольно задержался на знакомом названии: “Казанская икона Божией Матери”. Таня быстро пролистала книжку, обнаружила, что существует набор для гобеленового вышивания иконы, который можно приобрести, и даже зажмурилась от волнения. Кажется… мечта сбывается!


Да, была такая мечта у Тани Кузьминой, девочки из Лениногорска, – вышить икону. В 1988 году она вместе с родителями путешествовала по Золотому кольцу России. Это был год 1000-летия крещения Руси, когда открыли все монастыри и каждый желающий мог полюбоваться красотой и величием церковного убранства.


Девочка с детства увлекалась вышивкой. Сначала, как все, освоила простенький крестик, потом более сложные венгерский крест, гладь. Наконец, уже став студенткой, стала вышивать бисером. Причем не какие-то банальные листики и цветочки, а настоящие картины. Танины работы с успехом экспонировались на многих республиканских выставках прикладного искусства.


Но об иконе только мечталось. Пока Таня “набивала руку”, готовя себя к ответственной и торжественной работе. Она решила, что первой вышьет икону Казанской Божией Матери. И вот почему:


– Во-первых, в России она самая почитаемая, – рассказывала Татьяна. – Во-вторых, она чудотворная. Достоверно известно, что икона находилась в шатре Петра I во время Полтавской битвы. Когда в 1812 году русские войска оставили Москву, Кутузов собственноручно вынес ее из Казанского собора на Красной площади, завернув в шинель. В-третьих, мой день рождения – в июле, а 21 июля празднуют Казанскую. У православных это один из самых почитаемых праздников. Моя бабушка живет рядом с монастырем Казанской Божией Матери под Ульяновском. Когда я у нее бываю, мы туда ходим, сочетая мой день рождения с празднованием Казанской.


Болгарская подружка Гинка Попова (директор фирмы, которая выпускает наборы для гобеленового шитья) свозила Таню в элитный софийский магазин специально для того, чтобы полюбоваться выставленным там прекрасным гобеленовым полотном.


– Когда я увидела это чудо – вышитую нитками картину по старинному немецкому сюжету, на которой изображена группа бродячих музыкантов в средневековом замке, была потрясена ее красотой, – вспоминает Таня Кузьмина. – Представьте работу размером метр двадцать на метр шестьдесят. Мне сказали, что музыкантов на гобелене три года вышивали две классные “гоблинерки” (так в Болгарии именуют специалистов гобеленового шитья).


Таня загорелась желанием приобрести полный комплект наборов для гобеленового шитья, но оказалось, что удовольствие это очень-очень дорогое, и бедной аспирантке из России оно не по карману. Тогда Гинка Попова подарила ей этот набор и даже поделилась некоторыми секретами гобеленовой вышивки. В свою очередь, Татьяна научила вышивке бисером Гинку и других болгарских рукодельниц, которым очень понравилась Танина картина “Зимнее утро”.


Так, в декабре 2000 года, еще будучи в Болгарии на стажировке, девушка начала вышивать Казанскую икону Божией Матери. Сейчас она ее завершает, торопится успеть к выставке прикладного искусства РТ, которая открывается в середине мая нынешнего года на Казанской ярмарке (ВИКО). Правда, “Танина икона” будет только демонстрироваться, пойдет вне конкурса.


Это удивительная работа – и по теме, и по исполнению. Эффект фантастический – глаза отказываются верить, что перед вами не рисунок в красках, а работа, выполненная нитками. Правда, нитками необычными – самыми лучшими французскими мулине фирмы DMC, которыми рукодельницу снабдили болгарские друзья. И иголка для шитья тоже элитная, с тупым кончиком, из особой стали.


– Нельзя работать, когда душа неспокойна, рассказывает Т.Кузьмина. – Иначе нитки будут путаться, а их приходится постоянно менять: стежок – и другой цвет пошел. Один стежок лишний сделаешь, и все! Схема у тебя “проползла”, приходится перешивать заново. Потом, икону надо вышивать только чистыми руками, иначе в них иголка не держится.


Есть у Тани задумка – вышить Казанскую икону Божией Матери размером примерно метр на метр еще и бисером (кроме лика и рук, которые выполняются только нитками).


– Как-то я загадала, еще в Болгарии, что если удачно защищусь, то подарю свою икону церкви, – призналась Таня. – Теперь я кандидат наук, мечтаю о докторской. Но с иконой… расстаться не могу. И вообще, все мои работы, как дети, должны быть при мне. Но если к 1000-летию Казани отреставрируют Благовещенский собор в Казанском Кремле, я готова подарить свою большую икону, выполненную бисером, этому храму…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще