Имя крупного ученого, организатора науки и общественного деятеля Мидхата Каримовича Мухарямова широко известно научной общественности нашей республики. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР и ТАССР, участник Великой Отечественной войны, руководитель академического института гуманитарного профиля, наставник целой плеяды молодых ученых-историков – он был неординарной, яркой личностью, оставившей добрую память в умах и сердцах близко знавших его современников.
После окончания сельской семилетки в 1938 году Мидхат поступает в Казанский техникум связи. В 1940-м добровольно уходит в армию, становится курсантом Сызранского танкового училища. Выпуск состоялся уже в грозные дни Великой Отечественной. Мухарямов начал свой боевой путь в январе 1942 года в 9-й армии Юго-Западного фронта в рядах 25-й танковой бригады. Ему, командиру роты тяжелых танков КВ, довелось испытать иссушающее душу отступление, жестокие сражения с врагом, длительные, изнурительные марш-броски. В сентябре 1942 года он участвовал в отчаянно-смелом броске танковой бригады, о котором написала газета “Правда”, а впоследствии – маршал А.М.Василевский в книге “Дело всей жизни”. В этом сражении в подбитом танке Мидхат получил тяжелые ожоги и был эвакуирован в глубокий тыловой госпиталь в Алтайском крае. Едва оправившись от ран, он вновь рвется на фронт. С декабря
1942-го по январь 1944 года Мухарямов выполнял боевые задания в качестве офицера связи 6-го танкового корпуса 1-й танковой армии, проявляя не раз находчивость и отвагу. Корпус отличился в боях на Курской дуге летом 1943 года, стал гвардейским. В январе 1944-го при наступлении на Винницко-Жмеринском направлении фронта гвардии капитан Мухарямов был тяжело ранен.
В госпитале ему ампутировали правую ногу, была угроза ампутации и второй, но танкист с риском для жизни отстоял ее, хотя и сильно изуродованную. Затем практически в течение всей жизни испытывал приступы мучительных фантомных болей в культе…
Однако никакие удары судьбы не смогли сломить неукротимый дух бывшего фронтовика. В 1945 году он поступает в Казанский юридический институт, который заканчивает досрочно, с отличием. Но судьба распорядилась, чтобы М.Мухарямов стал историком. Осенью 1948 года он поступил в аспирантуру Института языка, литературы и истории КФАН СССР. С тех пор вся его жизнь, все радости и невзгоды были связаны с ИЯЛИ. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации М.Мухарямов работает ученым секретарем, заведующим сектором истории, затем в течение почти двух десятков лет возглавлял ИЯЛИ. Исследование национально-государственного строительства в республике вылилось в защиту докторской диссертации. Кроме того, эта тема воплотилась в главы книги “История культурной революции в Татарской АССР”, статьи о творчестве К.Насыри, Г.Тукая, Г.Ибрагимова и др. Мидхат Каримович работал в тесном содружестве с коллегами из различных вузов Казани, сотрудниками архивов. На этом поприще он участвовал в подготовке и издании таких значимых для своего времени трудов, как второй том “Истории Татарской АССР”, однотомный и краткий варианты истории республики, два издания “Очерков истории партийной организации Татарии”, многочисленные сборники и документы, материалы и воспоминания об Октябрьской революции, Гражданской войне, об образовании Татарской АССР, которые увидели свет в Москве и Казани.
В “послужном списке” ученого значится более двухсот публикаций, в том числе 16 монографий (некоторые написаны в соавторстве). М.К.Мухарямов жил и творил в пору, когда тоталитарная система жестко регламентировала любые явления в социальной и идеологической сферах. Идеологический диктат давил на него вдвое сильнее: как на историка и как на руководителя гуманитарного научного учреждения. Поэтому написанное им далеко не всегда соответствовало его убеждениям. В рамках официально дозволенного он пытался еще при жизни Сталина отстаивать свои принципиальные позиции. Так, в 1952 г. он, ученый секретарь института, вместе с заведующим сектором Х.Г.Гимади написал на имя генсека письмо, в котором его авторы, рискуя немалым, доказывали необходимость оставления в БСЭ статьи о Муллануре Вахитове. После долгих споров и разбирательств специальная экспертная комиссия, созданная по указанию Суслова, решила вопрос положительно, но с рядом существенных оговорок. Сильнейшему давлению и откровенным гонениям со стороны партийных структур он подвергся после издания своей книги “Октябрь и национальный вопрос в Татарии” в 1958 году. Главной “статьей” обвинения явилось то, что якобы Мухарямов переоценил позитивные моменты в национальном движении татар, в частности, роль М.Вахитова и Мусульманского социалистического комитета. Специально организованное “обсуждение”, более походившее на “осуждение”, продолжалось два дня, где Мидхат Каримович перед многочисленной аудиторией мужественно отстаивал свое детище, ссылаясь на подлинные документы.
На протяжении практически всей своей научной жизни он испытывал чувство неудовлетворенности, творческого дискомфорта, связанного с невозможностью объективно освещать исторические события, деятельность крупных фигур общественного и национального движения. И тем ценнее становилось каждое новое слово, адекватно отражающее события давнего и недавнего прошлого.
Достойна особого внимания роль М.К.Мухарямова в подготовке научной смены. Под его руководством десятки аспирантов и соискателей стали историками-профессионалами, среди которых много кандидатов и докторов наук, работающих ныне в различных вузах республики. Немало найдется людей, которые гордятся тем, что им довелось работать рука об руку с ним или под его непосредственным руководством. Автор этих строк относит себя к их числу.
При всей своей занятости и проблемах со здоровьем он вел еще и огромную общественную работу: избирался депутатом Казанского Совета депутатов трудящихся, активно участвовал в лекционной пропаганде, состоял членом редколлегии журналов “Казан утлары”, “Совет мэктэбе”, Комитета по республиканским премиям им. Г.Тукая, президиума КФАН СССР, в течение многих лет избирался в состав ревизионной комиссии Татарского обкома КПСС, различных научных советов.
К счастью, Мидхат Каримович дожил до того дня, когда началось крушение идеологической парадигмы тоталитарного государства, которое повлекло за собой кардинальные изменения в мироощущении общества. В этих условиях множество сюжетов и социальных явлений претерпело существенное изменение оценок, получив принципиально новые характеристики. Ученый живо среагировал на свежие веяния в социальной атмосфере страны, с вдохновением принялся за исправление искаженных до неузнаваемости страниц истории Татарстана, татарского народа. Свидетельство тому его последние работы, опубликованные в 1992-1993 гг. или оставшиеся в рукописи. Болью за допущенную фальсификацию реальной действительности и стремлением восстановить историческую правду пронизана рецензия ученого на раздел “История” готовившегося к изданию Татарского энциклопедического словаря. Увы, эта рецензия, датированная 15 февраля 1993 года, оказалась последней работой, вышедшей из-под его пера.
М.К.Мухарямов ушел из жизни, прожив немногим более 70 лет. Современники, близко знавшие этого человека, считали его эталоном мужественности, благородства, олицетворением многих человеческих добродетелей. Другие, имея в виду научные заслуги ученого, убеждены в высокой значимости его трудов в отечественной историографии. Третьи искренне благодарны ему за то, что он вручил им “путевку в жизнь”, оказав действенную помощь и поддержку в овладении нелегкой, но благородной профессией историка.
Равиль АМИРХАНОВ.
Доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РТ.