“Славянские” березки

Напротив Трехозерского сельсовета стоит полуразрушенное и зияющее пустыми окнами-глазницами здание бывшего комбината бытовых услуг.

information_items_1347369248

Напротив Трехозерского сельсовета стоит полуразрушенное и зияющее пустыми окнами-глазницами здание бывшего комбината бытовых услуг. Да, существовало когда-то такое заведение в селе Три Озера Спасского района, пользовалось большой популярностью у населения. И десять лет на комбинате бытовых услуг работал телемастером наш герой Владимир Петряев. Не сказать, что по зову сердца занялся этим ремеслом, просто одно время человеку больше некуда было податься – тяжелое наследственное заболевание мышц сделало его инвалидом…


Но то было давно, а в настоящее время В.Петряев руководит в сельском Доме культуры вокально-инструментальным ансамблем “Славяне” и одновременно является директором Болгарского филиала музыкальной школы искусств по классу баяна. Владимир Яковлевич удивительный человек – волевой, интеллигентный, умный, добрый. Недаром к нему так тянется молодежь.


Мы пришли к Петряевым под вечер, когда на село опустились сумерки. Маленький грустный домик с видавшим виды деревянным крылечком на берегу озера… Подумалось: здесь наверняка живут боль и одиночество. Ведь мы шли в гости к инвалиду первой группы и его сестре, тоже инвалиду. Но поняли, что ошиблись, едва отворили дверь в аккуратную и чистую горенку и увидели склоненную над кнопками баяна юную девичью головку, а рядом, в инвалидной коляске, и самого учителя – Владимира Яковлевича Петряева. Одиночеством тут и не пахло! Что же касается боли…


В детстве он даже не успел толком помечтать о том, кем быть. Потому что уже в 15 лет оказался прикован к постели, и ни летчиком, ни моряком, ни даже простым инженером стать уже не мог.


Одно время была мысль поступить в техникум связи, но, представив, как его станут вносить на руках в аудиторию и как нелепо он будет выглядеть на фоне здоровых студентов, тут же решил никого, в том числе и себя, не напрягать учебой. К тому же инвалидная коляска в то время была непозволительной роскошью и для городского инвалида, что уж говорить о пареньке из глухомани.


Оставалось одно доступное увлечение – музыка. Молодежь конца шестидесятых сходила с ума от “Битлз”. Юный Владимир Петряев не был исключением. Тем более что хорошо играл на семиструнной гитаре. А хотелось взять в руки необычную и очень модную в ту пору электрогитару, как у знаменитых англичан. Но где ее купить, а главное, откуда взять столько денег?


А тут один знакомый парнишка попробовал собственными силами такую красоту смастерить. Смастерить-то он ее смастерил, а вот подключить не смог. Принес Володе Петряеву, который давно уже техникой увлекался, даже выписывал журнал “Радио”. Допотопной и смешной была та первая электрогитара, однако факт – Володька смог ее подключить и на ней можно было худо-бедно бренчать.


Но, как говорится, нет предела совершенству. Владимир загорелся сделать собственную, более “качественную” электрогитару. Составил чертежи, схемы, достал нужные детали. В этом ему очень помогли лучшие друзья – братья Морянины, Саша и Коля (Николай впоследствии стал поэтом), и Женя Гладков. Общими усилиями сделали довольно приличный по тем временам инструмент. Но одна гитара – не ансамбль, а хотелось создать музыкальный коллектив. И ребята придумали приделать датчики к акустическим гитарам, достали усилитель, а в качестве ударного инструмента приспособили… пионерский барабан. Так родился ансамбль. Его назвали торжественно – “Славяне” (идея Коли Морянина).


Репетировали на крыльце у Володи Петряева или на лужайке рядом с его домом. Как-то мимо проходил парторг совхоза, присел, хмыкнул и говорит:


– А ведь хорошо у вас получается, хоть и самоучки. Приходите выступать в клуб.


Это было не просто приглашение, это было признание! Володя Петряев постеснялся пойти в народ. Остальные же участники ансамбля упаковали самодельные инструменты и с энтузиазмом потащили их в сельский клуб – он в ту пору находился в бывших барских конюшнях на берегу озера. Володя с завистью смотрел на них в окно и думал, что в клубе, конечно же, будут танцы, которые он терпеть не мог. Ребята вернулись поздно вечером воодушевленные и счастливые. Их выступление прошло на “ура”.


Для Володи Петряева началась новая жизнь – на второй концерт его все-таки затащили. Он независимо и гордо сидел в сторонке, на операторском месте, и регулировал работу электроаппаратуры.


Так в селе Три Озера родился инструментальный ансамбль. А вскоре он обрел солистов-вокалистов. Приехали на лето городские пацаны из Казани и предложили: “Давайте попробуем вместе: вокал – наш”. Потом нашлись и свои, сельские голоса.


Ребят заметили, стали везде приглашать. Колхоз не скупился – выделял транспорт. Ездили с концертами по окрестным селам, выступали в райцентре и даже в Казани побывали на фестивале комсомольской песни, став дипломантами.


Состав ансамбля постоянно менялся: закончив школу, молодежь разъезжалась кто куда. Всегда на месте оставался только Владимир Петряев, которого безоговорочно признали художественным руководителем коллектива. В начале


90-х годов Владимир Яковлевич создал в селе еще два ансамбля – только уже в составе девчонок, и назывались они “Мечта” и “Последний шанс”. Словом, культурная жизнь в селе била ключом. На фестиваль “Трехозерская весна” в Три Озера съезжались музыкальные коллективы со всего района.


Каждый год в августе на берегу озера возле дома Владимира Яковлевича Петряева собирается народ. Много бывает приезжих. Объятия, радостные возгласы, воспоминания, фото на память и… новая березка. Так повелось, что каждый, кто был “славянином”, должен посадить березу. Целая роща уже выросла! Скоро ансамблю исполнится тридцать лет. Поседели мальчишки, которые его когда-то создавали, но по-прежнему глаза их светятся задором.


Руководителем сельского Дома культуры лет двадцать тому назад был симпатичный и обаятельный парнишка Анатолий Глухов, который дружил с Владимиром Петряевым. Часто вместе репетировали, спорили, строили планы, ведь Владимир тогда еще верил, что медицина продвинется вперед и доктора поставят его на ноги. Глухов поддерживал в нем эту веру и говорил, что о таланте Володи еще узнает весь мир. Как-то Анатолий съездил по турпутевке во Францию, а вернувшись, сообщил друзьям, что отныне мечтает жить только там. Над ним, конечно, посмеялись, мол, ишь ты чего захотел. Но прошло время, Анатолий стал студентом Ленинградского института имени Крупской, женился и, представьте себе, уехал-таки во Францию!


До сих пор в доме Владимира Яковлевича раздаются телефонные звонки с родины знаменитого шансонье Шарля Азнавура. Никто уже не удивляется – это подает о себе весточки месье Анатоль Глухофф. Подолгу на проводе висит, минут по тридцать. Смеется, когда его останавливают, говорит, что у них это дешево…


А Владимир Петряев живет все в тех же Трех Озерах, вот отметил недавно свое 50-летие. На юбилей ему подарили синтезатор “Ямаха” – замечательный инструмент, мечта любого музыканта. Играй – не хочу! Да только в руках силы нет. Болезнь, увы, прогрессирует, так что на “Ямахе” ныне с удовольствием играют ученики Владимира Яковлевича.


Но недавно у Петряева вновь появилась надежда. Говорят, медики сделали открытие и в Москве уже научились лечить его болезнь…


Л.КАРТАШОВА.


На снимках: Володя Петряев со своей первой собственноручно сделанной гитарой, 1974 год; В.Я.Петряев на юбилее ансамбля “Славяне”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще