За час до открытия. Целый поезд, состоящий из одного закрытого и двух открытых вагонов, движется по Грузинской.
Вагоны битком набиты: на скамейках по пяти пассажиров, на площадках – “сколько влезет” и даже “сверх того”. Кондуктор неустанно кричит, начиная с Серного озера:
– Господа, местов нету!
Он окончательно охрип и только машет безнадежно рукой…
Справа, слева, спереди и сзади гул, визг, писк.
– Господин кондуктор! Я только одной ножкой буду стоять. Другая пускай себе болтается в воздухе?
– Вам не разрешат, мне тоже не позволили болтать одной ножкой в воздухе!
– А вам что, моей ноги жалко?
– Не мне жалко… Встречный трамвай оборвет вам клешню, кто платить будет?..
– Прошу без дерзости. Я не рак, милостивый государь!
– А если не рак, так чего на живых людей прёте?!
– Барышня! Вы мне вцепились когтями в спину. Не рвите мне кожу!..
– Господа! Что же это такое? Со мной солнечный удар сейчас случится!
– Ай, ай, невежа! Зачем сел на колени! Кондуктор, остановите вагон!
– Господин! Вы бы на меня хотя не ртом дышали, а носом.
– У меня насморк. Я не могу носом!
– А если не можете, то не ездите на трамвае.
– Мадам! Выберите себе, пожалуйста, одну из моих ног по вашему вкусу и давите на мозоли… Нельзя же на обеих!
– Нахал! Кондуктор, этот господин меня оскорбил. Остановите вагон.
– Ежели из-за всякой мозоли вагон останавливать, мы не попадем на открытие выставки!
– Батюшки-светы! Где же мой Ванюшка? Такой белокуренький, в матросском костюмчике…
– А где мой галстук? Сел в вагон – был на мне галстук. Теперь еду без галстука!
– Может, вы его за билет отдали?
– За какой билет? Кондуктор, остановите вагон!
– Барышня! Виноградная кисть с вашей шляпы у меня все время во рту. Пощадите!
– Да что же это такое? Один слез с моих колен, другой сел. Кондуктор, прикажите господину сойти с моих колен.
– Кто это там говорит: граммофон или женщина?
– Как? Вы меня обозвали граммофоном?
Кондуктор:
– Прошу сойти с вагонов. Эти вагоны не на выставку, а в Академическую слободу!!!
“Казанский телеграф”, 1909 г.
* * *
В одной линии с киосками гг.Александровых, Людвига Нобеля и др. находится большой стеклянный киоск лито-типографии И.Н.Харитонова, экспонирующего все работы своего, несомненно, первоклассного заведения. Тут есть: альбомы текущих типографских и литографских работ, книги кассовые, конторские, расчетные; образцы брошюр, книжек и разных изданий, адресы, дипломы, похвальные листы, гравюры литографской работы, прейскуранты и проч.
В качестве “гвоздя” фигурируют новые, очень красивые татарские шрифты, образцы которых введены впервые в употребление типографией г-на Харитонова и за которые он удостоился неоднократных благодарностей и лестных отзывов от мусульманского населения не только Казанской губернии и всего Поволжья, но и самых далеких окраин России.
* * *
Знаменитое “казанское мыло” представлено на выставке в виде массивного, сложенного по кускам из разноцветного и разноформатного мыла киоска. Имеется здесь даже целый “мыльный” лев, гордо и величаво возлежащий с правой стороны киоска тоже на “мыльных” плитах. Само собою разумеется, что от этого “мыльного” изобилия стоит во всем отделе крупной промышленности убийственно сильный аромат, который при приближении к киоску не всякое обоняние может выдержать.
“Волжский вестник”, 1909 г.