Ниагарский водопад

В октябре 1990 года делегация Татарстана, которую возглавлял тогдашний Премьер-министр республики Мухаммат Галлямович Сабиров, побывала в Соединенных Штатах Америки.

М.Г.СабировВ октябре 1990 года делегация Татарстана, которую возглавлял тогдашний Премьер-министр республики Мухаммат Галлямович Сабиров, побывала в Соединенных Штатах Америки. В ее состав вошли директора крупных промышленных предприятий, ведущие специалисты. В этой поездке довелось участвовать и мне как помощнику Премьер-министра. Эту командировку я часто вспоминаю. И не только потому, что у нас было много интересных встреч, поездок по стране. Я, наверное, впервые увидел, как даже вдали от республики Мухаммат Галлямович держал под контролем большое татарстанское хозяйство. Мне то и дело поступали распоряжения связаться по телефону с Казанью и узнать, как идет уборка сахарной свеклы, картошки, какая в республике погода, как дела на крупных промышленных предприятиях. Премьер спрашивал и о том, какие цены в магазинах, сколько стоит мясо на базаре, как идет торговля овощами.


Много времени уходило на то, чтобы связаться сначала с Москвой, а потом оттуда дозвониться в Казань. Так что на любование красотами Америки у меня не оставалось времени: нужно было постоянно быть начеку, имея при себе блокнот и карандаш. График работы нашей делегации был довольно плотным. Вопросы нефти и ее переработки обсуждались в штатах Техас и Оклахома, прямо на промышленных объектах. Мы встречались со специалистами разного ранга, разговаривали с высшими менеджерами, руководителями компаний, президентами корпораций, губернаторами.


Губернатор штата Оклахома Генри Беллмон пригласил нас к себе в рабочий кабинет. Мухаммат Галлямович и глава штата сразу нашли общий язык, между ними завязался настолько интересный разговор, что продолжить его решили уже в непринужденной обстановке – дома у Генри Беллмона. Конечно, нам было интересно узнать, как живет американский губернатор. Разумеется, он не бедствовал. Ездит на джипе с охраной, мебель в доме богатая и подобрана со вкусом, угощал нас хозяин, как говорится, по первому разряду. Заметив наш интерес к интерьеру, губернатор сообщил, что все это (даже посуда, столовые приборы, люстры и подсвечники) лично ему не принадлежит и перейдет к следующему главе штата.


Добавлю, что наша беседа затрагивала чисто экономические и житейские вопросы. Политики мы не касались. Это, можно сказать, была беседа двух понравившихся друг другу людей, тем более, что собеседники хорошо знали проблемы нефтедобычи и нефтепереработки. В конечном счете долгий разговор не прошел даром. Премьер решил всерьез подумать о закупке для нужд республики небольшого нефтеперерабатывающего завода. Проработка этого вопроса была поручена заместителю Премьер-министра Валерию Стекольщикову и генеральному директору “Татнефти” Ринату Галееву. Именно благодаря их расчетам и усилиям через два года был закуплен завод, смонтированный недалеко от Альметьевска. Завод быстро начал давать первую продукцию – бензин и битум.


В ходе этой командировки мы уделяли большое внимание изучению работы машиностроительных предприятий. И не случайно. В состав нашей делегации были включены директор объединения “Казанькомпрессормаш” Ахмет Галеев и ведущие специалисты этого предприятия. Именно для них и было организовано посещение крупнейшей американской компании “Дрессер”, специализирующейся на производстве компрессоров. (Забегая вперед, отмечу, что именно компания “Дрессер” сегодня по всем направлениям теснит отечественные компрессоростроительные заводы.) Хозяева показали нам практически все: офисы, испытательные полигоны, цеха, лаборатории, чертежные залы… Наши компрессоростроители, казалось, были готовы остаться на фирме еще на неделю, они засыпали хозяев вопросами. И что интересно: Мухаммат Галлямович их не торопил, не подгонял, не напоминал, что у нас мало времени, что нас ждут где-то в другом месте. Премьер, наоборот, провоцировал своих людей на более детальное изучение производственного процесса, обращал их внимание на мелочи, которые пропускал “замыленный” глаз профессионала.


Видно было, что руководители компании на самом деле заинтересованы в налаживании контактов с конкурентами. Этому способствовала, как я думаю, и дружба между президентом компании “Дрессер” г-ном Мерфи (он один из сенаторов США) и премьером республики. Но нельзя же было злоупотреблять гостеприимством. Мы стали торопиться в Нью-Йорк, чтобы оттуда вылететь в Москву. Нам подготовили 12-местный самолет фирмы “Дрессер”.


Еще на взлете Мухаммат Галлямович предложил мне изучить маршрут полета. Я попросил у пилотов разрешения побыть немного в кабине самолета. Там было довольно тесно, но летчики все же нашли и для меня местечко. Штурман с разрешения командира экипажа рассказал мне о маршруте и между прочим заметил, что мы пролетим в 90 километрах от Ниагарского водопада, который находится на границе с Канадой. Я поинтересовался: а сколько времени займет отклонение от маршрута в сторону этой достопримечательности? Не более 40 минут, ответили мне. Тогда, набравшись смелости, я попросил командира: а нельзя ли отклониться и взглянуть на это чудо природы? Командир, хлопнув меня по плечу, произнес: “О`кей!”. В течение пяти минут он согласовал изменение маршрута с наземными навигационными службами и сообщил об этом президенту фирмы. Г-н Мерфи, как сказал пилот, с удовольствием поддержал эту идею и посетовал, что он сам не догадался об этом.


Я вернулся в салон самолета, ожидая, какую реакцию вызовет мой сюрприз у делегации. Но тут зазвучал голос командира экипажа, а на экране в салоне высветились две линии нашего маршрута: старая и новая. Мухаммат Галлямович попросил меня узнать, что бы это значило. Я тут же ответил, что мы завернем на Ниагарский водопад, чтобы полюбоваться прелестями природы.


– А кто так решил?- спросил Сабиров. И, узнав о моем единоличном решении, премьер тут же перешел на “вы”, что ничего хорошего не предвещало. – Как вы могли изменить маршрут, не согласовав со мной? Что подумают об этом американцы? Идите и отмените вашу затею!


Я пошел в кабину… Вдруг слышу:


– Погодите, это несолидно, они, наверное, подумают, что я меняю свои решения по нескольку раз на день. Ведь пилоту и в голову не придет, что помощник принимает решения без согласования с премьером…


Минут через пятнадцать наш самолет начал снижение. Мы пролетали над одним из Великих озер. А вот и Ниагарский водопад. Зрелище – фантастическое! Наш самолет снизился настолько, что в салоне был слышен гул несущегося потока воды. Она падала с 50-метровой высоты. Все “прилипли” к иллюминаторам и забыли о неприятном инциденте. Все, кроме меня. Самолет сделал два круга над водопадом, пилот сообщил, что противоположный берег озера – территория Канады. Все стали бурно обсуждать увиденное.


Я сидел в отдалении от всех, упрямо глядя в иллюминатор – на облака. Краем глаза вижу, что Ахмет Галеев о чем-то шепчется с Мухамматом Галлямовичем, кивая в мою сторону. Пауза. Потом Сабиров, обращаясь ко мне, говорит: “Чего сидишь там в одиночестве, давай к нам. Если бы не ты, когда бы мы увидели такой водопад!”


Это только одна из поездок за рубеж. Их было много. Делегации, которые возглавлял Премьер-министр, выезжали и в Сингапур, и в Тайвань, и в Южную Корею, и в Европу. И везде премьер со своей командой договаривался о взаимовыгодных экономических контактах. Многие страны впервые узнавали правду о нашей республике и поняли, как выгодно с нами сотрудничать.


Альберт РИЯНОВ.
Помощник Премьер-министра РТ М.Г.Сабирова.


* * *


Сегодня Мухаммату Галлямовичу Сабирову исполняется 70 лет. Редакция “РТ” поздравляет его с юбилеем и желает крепкого здоровья, благополучия.


Фото М.Козловского.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще