Сага о Мухибуллиных

Ход времени неумолим.

Ход времени неумолим. Проходят дни, месяцы, годы. За повседневными событиями и проблемами мы подчас забываем остановиться, чтобы оглянуться назад, роанализировать свои поступки, вернуться к опыту предков, к доброму, привычному, вечному. Уходят наши отцы, деды, прадеды. Что мы знаем о них, что помним?


Наш рассказ – о четырех поколениях Мухибуллиных – защитниках России, которые служили ей верой и правдой целое столетие.


Основание древа

Мухибулла – основатель рода, родился и вырос в бедной семье в селе Лашманка нынешнего Черемшанского района. Село по-старому называлось Янга аул (Новая деревня) и возникло сто пятьдесят лет назад.


Мухибулла с рождения отличался отменным здоровьем, неизменно становился батыром на весенних сабантуях.


Его приметила богатая бездетная вдова, которая приютила у себя домработницу – девушку-сироту Гишкури. Ее-то и отдала с богатым приданым замуж за Мухибуллу. Зять-богатырь так понравился богатой теще, что в конце концов она сама напросилась к нему второй женой.


Когда началась русско-японская война, царское правительство из населяющих страну национальных меньшинств охотно брало на войну татар. Они отличались храбростью и преданностью властям.


В одну из гренадерских частей, куда принимали физически крепких рекрутов, взяли и Мухибуллу. За храбрость в бою он был награжден высокой царской наградой – Георгиевским крестом.


Из грязи – в князи

Возвратившись домой, солдат взялся за хозяйство. Самой дешевой обувью у крестьян считались тогда обыкновенные лапти, которые плели из лыка. Материалом для них служила кора молодых лип, растущих в царском лесу. А он охранялся денно и нощно.


Однажды Мухибулла отправился в лес за лыком. Набив мешок, двинулся домой, а за ним – царская охрана. Представитель власти догнал Мухибуллу уже около дома и начал вырывать у него мешок. Но здоровый гренадер не только не отдал свою добычу, но в гневе повалил преследователя и что есть мочи избил кнутом в присутствии причитающих домочадцев.


Полуживого охранника положили на повозку и в сопровождении понятых с “преступником” повезли в волостной центр Черемшан к земскому начальнику. О ЧП уже успели доложить на самые “верхи” – ведь о таких происшествиях должен был знать сам губернатор!.. Земский вышел навстречу к прибывшим. Он поднял за подбородок низко опущенную голову богатыря-“преступника” и… остолбенел!


С криком: “Это ты, Миша?” – начальник бросился на шею Мухибулле на глазах застывшей от изумления публики.


– За что же ты избил охранника?


“Преступник” в оправдание:


– Мне же надо кормить семью – плести лапти из лыка. А этот набросился на меня, я и не выдержал…


Земский дернул лежавшего на повозке охранника, который тут же вскочил. Указывая на Мухибуллу, начальник сказал:


– Знаешь, он – герой войны, награжден Георгиевским крестом. Если бы он даже прибил тебя – ему ничего не было бы…


Охранник оправдывался:


– Я ведь об этом не знал, не трогал бы вовек.


Какое счастье для Мухибуллы – земский начальник оказался его боевым командиром на русско-японской войне!..


Дома же в это время жена и дети уже оплакивали Мухибуллу: “Или в Сибирь, или на расстрел увели родимого…”


А тут въезжает в село тройка высокого начальства из Черемшана да прямо у дома гренадера останавливается. Все замирают: земский с Мухибуллой – в обнимку.


Начальник собрал сход и обратился к мужикам:


– Вы знаете, кто этот солдат? Он достоин быть вашим старостой.


Конечно, все – за.


Вот такие чудеса: в один день солдат из “преступника” стал сельским головою…


Отравленный выстрел

Через год Мухибулла стал уже старшиной Черемшанской волости. Нанял учителей русского языка для себя и для старшего сына Мингалима.


Но обе жены так и остались неграмотными. Решил Мухибулла найти им замену и жениться на видной, грамотной дочери сельского муллы из соседней деревни. Мулла Сунгатулла согласился выдать свою старшую дочь Махрузу за старшину. Но та, узнав о намерении родителя, ночью сбежала в соседнюю деревню к своему возлюбленному, за которого и вышла замуж. Старшина остался “с носом”.


Сгоряча он женился на красивой вдовушке из Лашманки и увез ее в Черемшан в качестве третьей жены.


Забегая вперед, необходимо сказать: после германской и Гражданской войн бежавшая Махруза в конце концов стала женой его старшего сына Мингалима. У них родился сын Нагим, о котором будет сказано ниже.


Во время своего десятилетнего правления волостью старшина Мухибулла строго наводил порядок на вверенной территории: прокладывал дороги, строил мосты, в первую очередь в родной Лашманке, где до этого и в помине не было ни улиц, ни переулков, ни мостов.


Когда выравнивали улицы, некоторым богачам пришлось уступить часть земли бедным. Те затаили обиду, дело дошло до заговора. Богатеи наняли за деньги одного бездомного конокрада убить старшину. Вручили наемнику охотничье ружье, начиненное зарядом, пропитанным мышьяком. Вскоре удобный день для тайной расправы настал.


Из трех жен старшины ни одна не знала русского языка. А ему нужна была супруга, владеющая им. Неподалеку от родного села была деревня, наполовину состоящая из русских. Старшине сообщили: там растет красавица из татарок, хорошо говорящая по-русски.


Недолго думая, Мухибулла на своей тройке поехал свататься. Уговорил уже родителей девушки, но бойкая девица вышла из своих апартаментов и отрезала:


– За Мухибуллу ни за что не пойду, но согласна стать женой его сына Мингалима.


Старшина подумал-подумал и согласился. Посадил ее на свой тарантас и повез в дом сына Мингалима. Тот сначала был против такой свадьбы, ведь у него уже была возлюбленная. Но разве можно идти против воли своего отца!


Объявили свадьбу – пир горой на всю округу. Тут наемный убийца и подстерег старшину.


Покушавшегося тут же поймали и чуть не растерзали. От неминуемой смерти его спас… сам Мухибулла. Сквозь зубы, преодолевая боль, он сказал: “Пусть судят его по закону”.


О трех злодеях, подговоривших конокрада на убийство старшины, село помнит до сих пор. Хотя это и было давным-давно – в 1916 году, в разгар германской войны.


Роковые испытания

Сразу после похорон отца – волостного старшины – Мингалим отправился на войну. Из села выехал с тем самым земским начальником – бывшим боевым командиром отца. Мингалим к тому времени неплохо владел русским языком и грамотой. Потому на фронте его взяли сразу в конную артиллерию ездовым. А вскоре он уже стал наводчиком.


Затем разразилась Февральская, позже – и Октябрьская революции, которые перевернули всю жизнь России. Мингалим Мухибуллин вступил в Красную Армию.


…В 1918 году белочехи дошли до Лашманки. Штаб белых расположился в самом исправном доме – бывшего волостного старшины Мухибуллы.


Неподалеку, в лесах, собрался отряд красных. Его командование отправило Мингалима в Лашманку на разведку. Красноармеец добирался глухой ночью до своего дома. Двор был полон лошадей белочехов. Разведчик решился на дерзость, используя только ему да родным известный подземный ход, ведущий до самого подполья дома.


Мингалим пробрался в подполье. Наверху, в горнице, заседал штаб белых. Разведчик, затаив дыхание, ловил каждое слово врагов. А до рассвета возвратился к своим… Артиллерист Мингалим в ряду многих сражений крепко запомнил тот бой с большой группой белочехов. Красные конники поголовно истребили противника.


После четырех лет войны, полных испытаний, красноармеец вернулся в родные края. Дом опустел – ушли из него обе богатые вдовы старшины. Красавица жена Минзифа умерла, оставив малолетнюю дочку. Старшие ее братишки были отданы в приют.


Будучи до этих пор в Донбассе, Мингалим заработал и скопил денег и первым делом купил лошадь. Позднее он одним из первых в деревне вместе с лошадью-кормилицей вступил в колхоз.


В деревне отличался честностью, за что колхозники каждый раз избирали его председателем ревизионной комиссии по контролю за содержанием хлебных складов.


В один из весенних вечеров семья была в сборе. Вдруг явился к ним в дом колхозный кладовщик и говорит:


– Мингалим! У вас четверо детей, живете впроголодь. Еще хлеба не посеяны. Когда они еще вырастут, созреют! Я считаю: вам, вашим соседям и остальным односельчанам будет не грешно взять из амбара хотя бы мешок муки на всех…


Бывший красноармеец схватил за грудки кладовщика:


– Как ты посмел? Что, думаешь, председателя ревкома можно купить за горсть муки? – и, размахивая кнутом, выпроводил того из дома. А жене, пытавшейся оправдать кладовщика, Мингалим сказал как отрезал:


– Наши дети не должны есть чужой хлеб!


И снова была война

Жизнь представителя третьего поколения Мухибуллиных также не назовешь скучной. Перед самой войной Нагим Мингалеевич окончил Лашманскую среднюю школу. Тогда ввели оплату за учебу в средней школе. Чтобы набрать 150 рублей для оплаты, Нагиму пришлось работать и на тракторе, и на комбайне с четырнадцати лет. Но он добился своего – школу окончил. Стал единственным комбайнером со средним образованием в окрестных МТС. За это ему дали бронь – освобождение от фронта на полтора года. К тому же ему было только семнадцать лет.


В первые же дни войны его однокашники ушли на фронт. Когда взяли на войну и его отца, Нагиму просто стало стыдно ходить по деревне: и он одно за другим подавал заявления с просьбой отправить на фронт. А пока не отпускали, на комбайне летом убирал хлеб, в холодную зиму 1941 – 1942 годов молотил снопы в различных колхозах района.


Весной 1942 года он добился-таки отправки на фронт. Его часть направили в блокированный Ленинград. В январе 1943 года в боях при прорыве вражеской блокады полковой разведчик Мухибуллин получил три тяжелых ранения. Не дав врачам ампутировать ногу, он на костылях приехал в Казань и поступил на авиамоторный завод (в будущем – КМПО) рядовым контролером.


Гимн созиданию

Здесь без отрыва от производства Нагим Мингалимович успешно закончил авиатехникум, затем – КАИ. После учебы его избрали заместителем секретаря парткома, председателем завкома. Он стал депутатом районного и Казанского городского советов.


На КМПО Н.М.Мухибуллин вырос до начальника цеха. А в 1965 году обком партии и Средневолжский совнархоз направили его на завод (нынешний “Элекон”) главным контролером – заместителем директора по качеству. Лишь однажды Мухибуллин оставлял родной “Элекон”, когда по направлению союзного главка временно исполнял обязанности директора смежного завода в армянском городе Раздан. На него была возложена задача вывода завода из тяжелого положения.


Нагим Мингалимович Мухибуллин, начиная со школьной скамьи, пишет стихи, является внештатным корреспондентом республиканских газет и членом Союза журналистов Татарстана. У него завидная сила воли и жизнелюбие. Подражая Маресьеву, он после госпиталя несколько лет занимался в кружке танцев и в итоге бросил костыли. Когда министерство выделило ему автомашину “Победа”, он уступил ее стахановцу одного из цехов своего предприятия.


Потомственный служака, внук, сын и отец солдата, кавалер многих орденов и медалей, Н.М.Мухибуллин продолжает трудиться в области маркетинга по реализации продукции.


Как всегда, в строю

Представитель пока что последнего на сегодня поколения династии защитников России Наиль Мухибуллин тоже начинал трудовую жизнь в КМПО, был первым секретарем Ленинского райкома ВЛКСМ Казани. По рекомендации руководства его приняли на ответственную работу в МВД Татарстана, где в итоге он дослужился до чина подполковника и стал начальником отдела.


Милицейская служба всегда на переднем крае борьбы со злом. Так что правнук героя русско-японской войны Мухибуллин неизменно в строю.


* * *


Дом основоположника династии, построенный еще в конце девятнадцатого века, до сих пор стоит в центре Лашманки. Здесь часто собираются потомки Мухибуллы, приходят они и на его могилу. Многочисленные внуки и правнуки отслужили в армии. Младший, Ринат Мухибуллин, который родился и вырос в этом памятном доме, воевал в Афганистане, получил тяжелые ранения.


Иной раз Мухибуллины по заведенной традиции собираются все вместе, чтобы съездить в Волгоград на Мамаев курган. Здесь в братской могиле похоронен артиллерист Мингалим Мухибуллин, который погиб под Сталинградом в конце 1942 года. И тогда совсем юные представители рода Мухибуллиных, живущие сегодня в разных концах Татарстана и даже за его пределами, внимают рассказам старших, боясь упустить хоть слово…


Роза ГАРЕЕВА.


На снимке: автор публикации с Нагимом Мингалимовичем Мухибуллиным. Позади – портрет его отца.


Фото из семейного архива Мухибуллиных.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще