Дед Мороз – партизан

Когда в 1926 году в Москве была создана мастерская (ныне училище) циркового искусства, то среди первых, кто пришел на отделение клоунады, был Владимир Хронусов, в то время – студент казанских архитектурных курсов.

Когда в 1926 году в Москве была создана мастерская (ныне училище) циркового искусства, то среди первых, кто пришел на отделение клоунады, был Владимир Хронусов, в то время – студент казанских архитектурных курсов. Учеба на новом месте увлекла его с головой.


Владимир Анатольевич с особой любовью вспоминает те времена. Еще бы! Ведь занятия вели признанные мастера цирка Д.Кара-Дмитриев, И.Москвин, молодой М.Местечкин. Беседы об эстетике проводил сам А.Луначарский, репертуар заказывали Д.Бедному, В.Лебедеву-Кумачу, В.Ардову. Это была удивительная плеяда одаренных наставников, пестовавших клоуна нового типа с современным репертуаром без скабрезностей и пошлостей.


Вместе с Хронусовым учились М.Румянцев (в то время было трудно предположить, что по прошествии ряда лет он станет знаменитым Карандашом), А.Менжинский, А.Сульянов… С последним Владимир Анатольевич долгое время работал в паре…


А как не помнить встречи с В.Маяковским! В первом Московском цирке поэт участвовал в постановке своей меломимы “Москва горит”. Будущий клоун играл в ней роль Глашатая. Общение с поэтом, который часто присутствовал на репетициях, помогая актерам осваивать роли, осталось в памяти навсегда.


Разве забыть Хронусову другие яркие эпизоды молодости: рейды по выявлению беспризорников в Москве, гастрольные поездки по районам, выступления на арене Московского цирка под псевдонимом Вольдемар!..


И снова Казань. Еще в студенческие годы В.Хронусов проявлял интерес к эстрадному искусству. В Казани он начал работать в концертно-эстрадном бюро (нынче филармония) артистом-сатириком, эксцентриком. Работы было много, приходилось часто разъезжать. Талант, поиск нового, злободневность репертуара – все это снискало Хронусову заслуженную любовь зрителя.


В воображении артиста рождались новые замыслы, но их осуществлению помешала война.


– Из нашего бюро на фронты Великой Отечественной войны ушли 15 человек, – вспоминает Владимир Анатольевич, – отменные мастера эстрады: А.Бендецкий, Б.Диков, Н.Затюремный, Н.Козловский, Н.Ефремов. А вернулись лишь четверо. Я попал в 42-ю армию, которая держала оборону Ленинграда, прослужил в ней до прорыва блокады в 1944 году. Затем были Рига и Кенигсберг. Здесь и застал меня День Победы.


Кавалер четырех боевых наград, дважды контуженный сержант В.А.Хронусов мог бы при желании поведать и о чисто военных эпизодах, но куда с большей охотой вспоминает он о другом.


…Зимой 1942 года в осажденном Ленинграде было не до веселья. Фашисты рвались к городу, страдавшему от обстрелов, голода и холода. И вот однажды перед изголодавшимися, не по возрасту серьезными детьми блокадного Ленинграда вместе с пушистой зеленой елкой появился… Дед Мороз! И не беда, что борода была из мочалки, а на плечах лежал вывернутый полушубок. Надо было видеть лица ребятишек! С Дедом Морозом к ним вновь вернулось безоблачное детство, ненадолго забылась страшная война.


– В горле стоял ком, на глаза наворачивались слезы, – вспоминает Хронусов, – а я играл с детьми вокруг елки, стараясь вспоминать самые веселые шутки. И каждого ребенка награждал сухарем за прочитанный стишок или спетую песенку.


Профессиональное мастерство актера предопределило и его роль на фронте. Смех причитался солдату наряду с пайком хлеба и порцией табака. Сержант Хронусов, выступавший под псевдонимом Антон Протиркин, словом, меткими сатирическими куплетами поднимал дух бойцов. Сцена – грузовик, зрительный зал – изрытая воронками передовая. Давняя задумка создать театр одного актера стала реальностью в этой немыслимой обстановке. Очень полюбился смекалистый Протиркин бойцам, его песни и куплеты передавались из одной части в другую. Так искусство Хронусова воевало на фронте…


После войны Владимир Анатольевич вернулся на казанскую эстраду. Он долгое время писал куплеты и эстрадные монологи, тесно сотрудничал с самодеятельными творческими силами, среди которых были поэт Б.Зернит, композитор и пианист Г.Ротт. На протяжении многих лет Хронусов являлся участником новогодних концертных бригад филармонии. Несколько поколений детей встречали Новый год с Хронусовым – Дедом Морозом. Артисту особо помнится первое послевоенное выступление в этой роли.


– Это был Дед-партизан в орденах и медалях. Дети очень внимательно слушали мои байки о военных приключениях, радовались и хохотали. Байки байками, но суть-то их – рассказ о героических ратных делах нашего народа.


Шло время. И вновь ветерана потянуло на цирковую арену. В конце пятидесятых годов он стал инспектором цирка. В 1977 году Владимир Анатольевич написал и поставил свое последнее новогоднее представление “Приключение Снегурочки в цирке”, где на сцену вновь вышел в роли Деда Мороза.


К тому времени в цирке ввели должность детского воспитателя, и веселый клоун Дед Мороз, большой друг детей, по праву занял ее.


– Видите ли, без работы я не умею жить. Да и о ребятишках не могу не думать. Ведь как-никак почти две трети жизни был в самом тесном контакте с ребятней, кое-что знаю и умею, могу рассказать и показать. Так что когда уже на пенсии мне предложили должность воспитателя детской комнаты в цирковой гостинице, я сразу согласился.


Хронусов нашел общий язык с детворой – они посещали музеи, театры и, конечно же, учились в школе. Вместе с детьми воспитатель и поныне организует всевозможные выставки детского творчества.


Но главной его целью было создать музей истории Казанского цирка. И вот совсем недавно она сбылась.


Хронусову в наступившем году исполняется 95 лет. Завидная и счастливая судьба, согретая радостью общения с детьми – самыми благодарными зрителями.


Вадим МАЛИКОВ.


На снимке: Владимир Хронусов в начале 60-х годов.


Фото из личного архива В.А.Хронусова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще