В наступившем году исполняется сто лет с тех пор, как нынешний Национальный музей РТ обзавелся одним из самых известных своих экспонатов – гигантским чучелом белуги. Длина рыбины составляет 4 метра 17 сантиметров. Вес прототипа, с которого чучело было “списано”, превышал 1000 килограммов. Сохранились сведения, что для перевозки пойманной белуги использовали шесть подвод.
МЕЖДУ ПРОЧИМ. Как и другие представители благородного семейства осетровых, из-за своей дороговизны белуга считалась в дореволюционной России “царской рыбой”. Вот и оригинал впечатляющего музейного экземпляра, который был пойман в низовьях Волги предположительно в 1900 году, предназначался специально для кухни императорского дворца. Когда известие об “эксклюзивном” улове дошло до Петербурга, Николай II распорядился увековечить белугу для потомков. Препарировать и сделать чучело поручили лучшим специалистам Санкт-Петербургского университета. Затем оно было передано на хранение в Эрмитаж.
15 марта 1902 года белугу поездом доставили в Казань – в качестве личного подарка российского государя казанскому городскому музею к его пятилетию. Это был знак признательности за успешно проведенную в 1894 году всероссийскую промышленную выставку, в память о которой и был основан музей.
С 1987 года белужий экспонат скрыт от взора посетителей. После злополучного пожара в музее его поразила серьезная немощь. Огонь, к счастью, пощадил рыбу, но вот сырости во время тушения пожара она “наглоталась” изрядно. В результате ее шкура “села” и во многих местах потрескалась. Еще позднее на ней образовалось несколько дыр, что сделало рыбу совсем уж непрезентабельной. Требовалось решительное вмешательство реставраторов.
По словам музейных работников, многие посетители не раз интересовались судьбой исчезнувшего с выставочных витрин чучела. И вот когда в октябре 2001 года “ремонт” белуги наконец-то начался, от сердобольных казанцев посыпались телефонные звонки с предложениями о содействии. Многие предлагали, например, помощь в очистке шкуры белуги от пыли. Позвонили даже из зеленодольского поселка Васильево – местные стеклодувы вызвались изготовить для экспоната новые стеклянные глаза по особой технологии.
Однако от помощи непрофессионалов пришлось отказаться – слишком велик риск загубить уникальный экспонат.
МЕЖДУ ПРОЧИМ. Ценность белуги представляет и такое ее уникальное в животном мире качество, как способность к акселерации. При благоприятных условиях любой представитель белужьего рода (а все они – долгожители и могут просуществовать до двухсот и более лет) достигает гигантских размеров. Есть вполне достоверные данные, что возле Астрахани в середине XIX века однажды выловили чудо-юдо весом в шесть тонн. А вот в Волжско-Камском бассейне водились экземпляры помельче – не больше полутора тонн. Самый памятный случай относится к 1921 году. Именно тогда возле Тетюш выловили белугу весом 960 килограммов – ее снимок вместе с бригадой рыболовов, ее поймавших, хранится в Национальном музее РТ.
Белуга – рыба хищная (она питается исключительно другими мелкими речными обитателями), однако ее беда в том, что неприхотливостью она не отличается. И если раньше ее можно было поймать в Волге даже гораздо выше Казани по течению (в Твери, например), то сейчас она никогда не поднимается выше Волжской ГЭС. В водоемах республики белуга полностью исчезла в 1953 году. Нарушение экологического равновесия, а главное – сооружение на Волге каскада водохранилищ создали для каспийской рыбы непреодолимые преграды на пути к икрометанию. Между тем рыба весом до пятисот килограммов могла выбрасывать до восьми миллионов икринок общей массой до трехсот килограммов.
Производить реставрацию чучела белуги руководство Национального музея РТ пригласило крупнейшего специалиста своего дела – таксидермиста Санкт-Петербургского зоологического музея Российской Академии наук Юрия Старикова. Юрий Владимирович имеет двадцатилетний опыт работы, в том числе – в престижных научных учреждениях и музейных хранилищах Германии, Швейцарии и Австралии.
Реставрация продлится до конца 2002 года и пройдет поэтапно. На первом этапе, который уже близок к завершению, натуральная шкура чучела будет очищена от накопившихся наслоений, пыли и старой окраски. Сейчас шкуру пропитывают особым раствором – чтобы “оживить” ее и ликвидировать характерные “вмятины”, которые образовались после усыхания кожи белуги. Работать приходится с помощью специальных импортных материалов, так что процедура эта недешевая.
Второй этап – восстановление внутренностей чучела и некоторых недостающих внешних атрибутов. Здесь важно укрепить, во-первых, деревянный каркас. Некоторые его элементы придется заменить. Использовать при этом необходимо особые сорта дерева – сосну и рябину. Именно эти материалы наиболее долговечны и податливы. Поменять придется и солому, которой в XIX веке набивали чучела. Она плотно нанизана на каркас, но кое-где заметно слежалась или усохла.
Много времени у Ю.Старикова заберет косметический ремонт: требуется возвращение белуге четырех усов-щупалец длиной от метра и более и не менее сложных по технологии изготовления плавников, которые сейчас у нее отсутствуют. А вот глаза у чучела маленькие. Их вместе с “фирменной” витриной сделают на одном из лучших профильных производств в мире – заказ уже размещен на немецкой фирме “Ротштайн”.
У нынешнего чучела будет также удлинен рог и полностью переделана полость рта, которая таксидермистами позапрошлого века была механически “списана” с человека. На фотографии хорошо видно, что язык у чучела “человеческий” и даже есть язычок носоглотки. Естественно, что ничего подобного у настоящих рыб нет. В этом случае наука имеет дело с так называемым таксидермическим курьезом – несоответствием действительности, которое было допущено по недосмотру. Чтобы не повторить ошибку авторов чучела, Национальный музей уже договорился с казанским ОАО “Холод” на предмет поставки живой белуги. С нее Стариков и будет снимать точные копии ряда “нелогичных” частей чучела.
Наконец, на заключительном этапе реставрации будет осуществлена покраска “освеженной” шкуры чучела.
Так что, возможно, через год красавица белуга вновь предстанет перед посетителями Национального музея РТ.
На снимке: Юрий Стариков и обновляемый им уникальный экспонат.