Исполнилось сорок дней, как ушел из жизни наш постоянный автор Вадим Рахимов. Это был разносторонний человек, который прекрасно знал коллективы нескольких крупных предприятий республики, был отличным пожарным и речником, играл в самодеятельном театре. Журналистике Вадим Маликович отдал более четверти века, активно сотрудничая со многими изданиями, в том числе центральными.
С 80-х годов В.Рахимов активно печатался в нашей газете. Незадолго до своей кончины он принес в редакцию очередной свой материал – зарисовку о ветеране речного флота Файрузе Галиевой. Его сегодняшняя публикация – наша дань памяти коллеги по перу.
До пятнадцати лет Файруза Галиева безвыездно жила в деревне Яна-Сага Камскоустьинского района Татарстана. Семья Галиевых была многодетной – родители нажили одиннадцать детей. И все девчонки. Сейчас в живых четверо. Трое – в Казани, а одна, Файруза Фаткулловна – самая шустрая, энергичная – в Санкт-Петербурге. Раз в год “челночит” она между Ленинградом (Файруза Фаткулловна не приемлет переиначенных названий) и Казанью. Видимо, привычка – ведь 34 года отдано ею водному транспорту. Была на Днепре, Двине, Дону, Волге, Каме…
В 1931 году однолеток Файрузы собрали в районе и отправили учиться на ткачих в Казань. Почти семь лет девушка отдала льнокомбинату. Работала, как воспитывали в семье, старательно и добросовестно. Уже в 1937 году о стахановке Галиевой заговорили в республике, писали в газетах. В это время комсомол бросил клич “Молодость – в авиацию, на флот!”
И Файрузу потянуло в Казанский речной техникум. Он и сейчас находится неподалеку от льнокомбината. Романтика, как полагает Файруза, в конце концов победила прагматизм, и она поступила в техникум.
Время учебы – пора по сей день незабвенная. Жили впроголодь, но интересно, весело. Учеба доставляла удовольствие.
В апреле 1941 года штурман Галиева вместе с другими пятью девчатами и тринадцатью парнями получила назначение в Днепро-Двинское речное пароходство. Файруза попала вторым помощником капитана на буксир “Марат”.
Вечером 21 июня буксир причалил в порту Пинск, что на Припяти. На следующее утро, в 4 часа – оглушительный гром бомбежки прервал мирный сон команды.
Вспоминает Файруза Фаткулловна:
– Творилось что-то невообразимое. Все смешалось: земля с водой, вода с воздухом, небо скрылось в дыму. Капитан Епифан Логвинович Гладков получил команду в срочном порядке везти в Киев народ. Подальше от этого ада. Погрузка людей, живых и раненых, шла под непрерывным огнем фашистов. Набили битком шесть барж и – ходу от причала! В пути сообразили замаскировать весь караван под плавучий зеленый остров ветками и деревьями. Это и сбило с толку врага. 26 июня транспорт добрался до Киева.
Последовал новый приказ – идти с продовольствием и боеприпасами в Гомель и забрать оттуда раненых. Там уже была передовая фронта. Река Соэн узкая, красивая. И на такую беззащитность – шквал огня. Помню, с 13 на 14 августа враг обрушил на Гомель мощный артудар. Наш “Марат” едва успевал перевозить раненых и войска, отступавшие под натиском врага. И так – целую неделю. В конце концов разрушенный, безжизненный город был сдан врагу.
Речникам была дана команда сойти на берег, а суда – затопить. Местные из команды заторопились домой, а я и еще группа беженцев, среди которых были и гражданские, и военные, решили пробираться к своим на восток. Наше пароходство эвакуировалось в Сталинград. И, как говорится, пошли мы, солнцем палимые. Где как: на попутках, на товарняках. Передвигались, ощущая все время опасное дыхание войны. Помню Чернигов, там тоже фашист зверствовал. Как я уцелела, лишь Аллаху ведомо. Ведь рядом люди гибли, как мошкара.
…Через месяц Файруза Фаткулловна добралась до Волги. В настоящей бане помылась. Тогда у девушки были смоляные косы до пояса, они ухода специального требовали. Сохраняла их Файруза долго.
Сталинград… Направили Ганиеву на пароход “Феликс Дзержинский”. На нем зазимовала она под Куйбышевом с однокурсницей Рукией Курмаевой, которая рвалась на фронт, чтобы отомстить за свою погибшую под бомбами родню. Вскоре она действительно стала летчицей, окончив Сызранское летное училище. С той поры Файруза потеряла след подруги…
Весной 42-го Галиева заняла место Рукии на пароходе “Память Азина”. Работы было хоть отбавляй. Фронт стремительно приближался к Волге. Приходилось снизу перевозить раненых, а сверху доставлять в город людей и боеприпасы с продовольствием. Под постоянными вражескими налетами и бомбежками.
В конце навигации война достала и “Память Азина”. Под Камышином перегруженный пароход в числе других судов попал под удары истребителей. Взрывы, стоны, проклятья…
Судьба благоволила Галиевой: из-под Камышина пароход благополучно выбрался. Только вот седина в косах появилась. Лишь весной следующего года, когда враг окончательно был разбит на Волге и фронт двинулся на Запад, пришла пора снова заняться мирными перевозками. Галиева перешла на “Серго Орджоникидзе”, где служил знакомый по техникуму Василий Степанов. Галиева снова втянулась в мирную работу…
В 1946 году у Файрузы Фаткулловны родилась дочь. Когда дочка подросла, мама вновь ушла в плавание по Волге. Снова “Память Азина” с капитаном Иваном Аникиным, “Одесса” с Иваном Мошкиным, плавучий дом отдыха “Клим Ворошилов”. А с 1960 года она – второй штурман на “Михаиле Калинине”. Это историческое судно, ведь в Гражданскую войну оно верно служило красным. Еще Валерий Чкалов на нем кочегарил, а в Отечественную пароход ходил под Сталинградом.
До 1975 года несла вахту на “Михаиле Калинине” Файруза Фаткулловна. Заработала 45 лет общего стажа, из которых 34 было отдано воде. Галиевой посвящен стенд в Национальном музее РТ, о ней есть материалы в Волгоградском музее речников. Она одна из немногих из памятного военного выпуска речного техникума. Неудивительно, что сейчас Файруза Фаткулловна так и говорит: “Я без всяких сомнений вернула бы время обратно. Ведь это моя жизнь, которая, как мне кажется, не жалела, но любила меня. Наверное, у нас любовь была обоюдная”.
Вадим РАХИМОВ.