Капитан теплохода Файруза Галиева

Исполнилось сорок дней, как ушел из жизни наш постоянный автор Вадим Рахимов.

Исполнилось сорок дней, как ушел из жизни наш постоянный автор Вадим Рахимов. Это был разносторонний человек, который прекрасно знал коллективы нескольких крупных предприятий республики, был отличным пожарным и речником, играл в самодеятельном театре. Журналистике Вадим Маликович отдал более четверти века, активно сотрудничая со многими изданиями, в том числе центральными.


С 80-х годов В.Рахимов активно печатался в нашей газете. Незадолго до своей кончины он принес в редакцию очередной свой материал – зарисовку о ветеране речного флота Файрузе Галиевой. Его сегодняшняя публикация – наша дань памяти коллеги по перу.


До пятнадцати лет Файруза Галиева безвыездно жила в деревне Яна-Сага Камскоустьинского района Татарстана. Семья Галиевых была многодетной – родители нажили одиннадцать детей. И все девчонки. Сейчас в живых четверо. Трое – в Казани, а одна, Файруза Фаткулловна – самая шустрая, энергичная – в Санкт-Петербурге. Раз в год “челночит” она между Ленинградом (Файруза Фаткулловна не приемлет переиначенных названий) и Казанью. Видимо, привычка – ведь 34 года отдано ею водному транспорту. Была на Днепре, Двине, Дону, Волге, Каме…


В 1931 году однолеток Файрузы собрали в районе и отправили учиться на ткачих в Казань. Почти семь лет девушка отдала льнокомбинату. Работала, как воспитывали в семье, старательно и добросовестно. Уже в 1937 году о стахановке Галиевой заговорили в республике, писали в газетах. В это время комсомол бросил клич “Молодость – в авиацию, на флот!”


И Файрузу потянуло в Казанский речной техникум. Он и сейчас находится неподалеку от льнокомбината. Романтика, как полагает Файруза, в конце концов победила прагматизм, и она поступила в техникум.


Время учебы – пора по сей день незабвенная. Жили впроголодь, но интересно, весело. Учеба доставляла удовольствие.


В апреле 1941 года штурман Галиева вместе с другими пятью девчатами и тринадцатью парнями получила назначение в Днепро-Двинское речное пароходство. Файруза попала вторым помощником капитана на буксир “Марат”.


Вечером 21 июня буксир причалил в порту Пинск, что на Припяти. На следующее утро, в 4 часа – оглушительный гром бомбежки прервал мирный сон команды.


Вспоминает Файруза Фаткулловна:


– Творилось что-то невообразимое. Все смешалось: земля с водой, вода с воздухом, небо скрылось в дыму. Капитан Епифан Логвинович Гладков получил команду в срочном порядке везти в Киев народ. Подальше от этого ада. Погрузка людей, живых и раненых, шла под непрерывным огнем фашистов. Набили битком шесть барж и – ходу от причала! В пути сообразили замаскировать весь караван под плавучий зеленый остров ветками и деревьями. Это и сбило с толку врага. 26 июня транспорт добрался до Киева.


Последовал новый приказ – идти с продовольствием и боеприпасами в Гомель и забрать оттуда раненых. Там уже была передовая фронта. Река Соэн узкая, красивая. И на такую беззащитность – шквал огня. Помню, с 13 на 14 августа враг обрушил на Гомель мощный артудар. Наш “Марат” едва успевал перевозить раненых и войска, отступавшие под натиском врага. И так – целую неделю. В конце концов разрушенный, безжизненный город был сдан врагу.


Речникам была дана команда сойти на берег, а суда – затопить. Местные из команды заторопились домой, а я и еще группа беженцев, среди которых были и гражданские, и военные, решили пробираться к своим на восток. Наше пароходство эвакуировалось в Сталинград. И, как говорится, пошли мы, солнцем палимые. Где как: на попутках, на товарняках. Передвигались, ощущая все время опасное дыхание войны. Помню Чернигов, там тоже фашист зверствовал. Как я уцелела, лишь Аллаху ведомо. Ведь рядом люди гибли, как мошкара.


…Через месяц Файруза Фаткулловна добралась до Волги. В настоящей бане помылась. Тогда у девушки были смоляные косы до пояса, они ухода специального требовали. Сохраняла их Файруза долго.


Сталинград… Направили Ганиеву на пароход “Феликс Дзержинский”. На нем зазимовала она под Куйбышевом с однокурсницей Рукией Курмаевой, которая рвалась на фронт, чтобы отомстить за свою погибшую под бомбами родню. Вскоре она действительно стала летчицей, окончив Сызранское летное училище. С той поры Файруза потеряла след подруги…


Весной 42-го Галиева заняла место Рукии на пароходе “Память Азина”. Работы было хоть отбавляй. Фронт стремительно приближался к Волге. Приходилось снизу перевозить раненых, а сверху доставлять в город людей и боеприпасы с продовольствием. Под постоянными вражескими налетами и бомбежками.


В конце навигации война достала и “Память Азина”. Под Камышином перегруженный пароход в числе других судов попал под удары истребителей. Взрывы, стоны, проклятья…


Судьба благоволила Галиевой: из-под Камышина пароход благополучно выбрался. Только вот седина в косах появилась. Лишь весной следующего года, когда враг окончательно был разбит на Волге и фронт двинулся на Запад, пришла пора снова заняться мирными перевозками. Галиева перешла на “Серго Орджоникидзе”, где служил знакомый по техникуму Василий Степанов. Галиева снова втянулась в мирную работу…


В 1946 году у Файрузы Фаткулловны родилась дочь. Когда дочка подросла, мама вновь ушла в плавание по Волге. Снова “Память Азина” с капитаном Иваном Аникиным, “Одесса” с Иваном Мошкиным, плавучий дом отдыха “Клим Ворошилов”. А с 1960 года она – второй штурман на “Михаиле Калинине”. Это историческое судно, ведь в Гражданскую войну оно верно служило красным. Еще Валерий Чкалов на нем кочегарил, а в Отечественную пароход ходил под Сталинградом.


До 1975 года несла вахту на “Михаиле Калинине” Файруза Фаткулловна. Заработала 45 лет общего стажа, из которых 34 было отдано воде. Галиевой посвящен стенд в Национальном музее РТ, о ней есть материалы в Волгоградском музее речников. Она одна из немногих из памятного военного выпуска речного техникума. Неудивительно, что сейчас Файруза Фаткулловна так и говорит: “Я без всяких сомнений вернула бы время обратно. Ведь это моя жизнь, которая, как мне кажется, не жалела, но любила меня. Наверное, у нас любовь была обоюдная”.


Вадим РАХИМОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще