Плывет песня над деревней

Есть деревни, как живые легенды.

Есть деревни, как живые легенды. Но не былинные герои живут в них, а обыкновенные крестьяне – хранители древнего фольклора. Стерло время, унесло ветром пятилеток старинные обряды и песни. И произошло это почти повсеместно.


Но не в Актазиках. В марийской деревушке, что расположена в Менделеевском районе, в маленькой, всего-то на 60 дворов, не исчез за последнюю сотню лет дух старины. И причина этому – люди. Решили они не отдавать потоку времени то, что имели, решили сохранить и передать свое духовное наследство, полученное от бабушек и дедушек, своим детям.


В Актазиках живы редкие погребальные песни. Пронзительные слова любви к умершему проникают в каждый уголок дома, когда прощается деревня со своими односельчанами, собирая их в дальнюю дорогу. Прощальная песня как на ладонях несет душу Богу. Традиция похоронных песен живет здесь со дня основания Актазиков. Те же слова, тот же рыдающий речитатив, да и исполнительницы так похожи на бабушек со старинных фотографий.


Актазики сохранили свой песенный мир – тот, что существовал и сто, и двести лет назад – вопреки запретам. В их кладовой – не только погребальные причитания. Инна Килеева, родившаяся и выросшая здесь, впитавшая в себя красоту народного творчества, создала в Менделеевске при Дворце культуры им. Гассара, где работает художественным руководителем, фольклорный коллектив с богатым репертуаром. В этом репертуаре есть и до боли родные ей песни.


– Песни из деревни Актазики! – так и объявляет Инна со сцены.


Тут и рекрутские песни, и любовные, и “свадьбишные”. Трудно, конечно, приспособить современное ухо, избалованное ритмами времени, к протяжным мелодиям, не случайно в “арсенале” фольклорного ансамбля есть даже марийская эстрада.


А когда приезжает Инна с коллективом своим в Актазики, то в местном клубе мест свободных нет. Любят тут голосистую землячку, хотя и своих певуний достаточно.


Когда в дом к председателю Совета местного самоуправления С.Пашировой десять лет тому назад заглянула новая заведующая клубом Маргарита Григорьева и предложила создать фольклорный ансамбль, Сатина Яппаровна возражать не стала и даже обрадовалась, что такой инициативный человек появился в их деревне. А Маргарита принялась клуб подновлять и самостоятельно, не прося дотаций, ремонтировать. Видно, вспомнила, что училась когда-то в ПТУ на строителя.


Маргарита знала, что сельчане придут в клуб, как только станет в нем уютно и хорошо. И оказалась права. Бабушки в клуб пришли, прослышав, что их песни будут на магнитофон записывать, чтобы потом с молодыми разучивать. Так возник фольклорный коллектив и в Актазиках.


Клуб стал средоточием культурной жизни села. Между прочим, председатель СМС не только сама активная участница репетиций, но и бабушек стремится морально поддержать. То выделит средства на чаепитие, то подарки к празднику. Сатина Яппаровна Паширова вот уже 18 лет работает председателем Совета местного самоуправления. И всегда добивается средств, чтобы вывезти творческий коллектив на фестиваль финно-угорских песен. Все фольклористы – и Станислав Григорьев с женой Антонидой, и Нина Леонтьева, да и другие стали как родные. Когда завьюжит над Актазиками, они знают: у них есть теплый уголок – отремонтированный клуб, где им всегда рады.


А Паширова с Григорьевой мечтают о новом клубе, старенький-то тесноват. ПСК “Менделеевский” помог с кирпичом. Теперь надо строителей подыскивать, чтобы сделать кирпичный пристрой к клубу. Мечтают хозяйственные женщины и стены старого клуба обложить кирпичом, чтобы и тепло держалось, и вид у него был бы поприличней. Отопление в клуб провели электрическое.


В республике завершается фестиваль финно-угорской песни, и отдел культуры Менделеевского района пригласил на зональный фестиваль в Менделеевск коллектив из Актазиков. Женщины в ярких национальных костюмах, с монистами из старинных монет, в платьях со старинными вышивками и красивыми расшитыми фартуками вышли на сцену в полном составе.


Когда фольклористки запели свои протяжные, гортанные песни, я заметила, как руководительница фольклорного коллектива из другого района торопливо записывает слова марийской песни.


– Понравилась песня? – спросила я ее.


– Еще бы! Репертуар просто реликтовый. Они, по-моему, и не осознают, что поют! Просто бесценный клад их песни.


– Актазики – это кладовая песен, там их бытует не меньше сотни, – с восхищением говорит Инна Килеева. – И нигде больше вы таких не найдете, разве что в соседних с Актазиками деревнях.


И тут наш разговор прервался. Подбежала Маргарита Григорьева и быстро поменялась с Инной обувью. Она только что выступала в ее концертных сапожках.


Даже в фойе ДК им.Гассара проникала песня – настолько сильны были голоса деревенских певуний. И у меня перед глазами вставала деревня Актазики, окруженная дремучими лесами под хмурым нависшим осенним небом, деревня-легенда, которая, как древние сказания, вечна, потому что сумела запомнить песни предков.


Людмила СУХАНОВА.
Сотрудник республиканского
научно-методического Центра народного творчества.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще