За партой – только “Яковлевы”

Нижнекамское чувашское общество – пример того, как можно добиваться нужных результатов, действуя по принципу: большой энтузиазм – реальные цели.

Автор статьи: Ирина МИТРЮШКИНА

Нижнекамское чувашское общество – пример того, как можно добиваться нужных результатов, действуя по принципу: большой энтузиазм – реальные цели. А история его создания – хрестоматийный пример активного самовыражения представителей одной из наций в многонациональном городе.


В 1989 году Наталья Зотеева, приехав в Нижнекамск, решила осуществить давнюю мечту: создать чувашский драматический театр. Именно театр, ибо драмкружки остались в городах ее предыдущих местожительств. Вместе с первым редактором чувашской республиканской газеты в Татарстане Владимиром Даниловым – тогда редактором городского радио – они дали в газете объявление о наборе артистов. И в определенный день 16 человек собрались, чтобы решить: с чего начать? Взвесив возможности, решили начать с фольклорного ансамбля, которому тут же нашли название – “Шанкрав”. С ансамблем связано начало не только будущего драматического театра, но и чувашского культурного центра. Его первым председателем стал руководитель фольклористов Борис Никитин.


Воскресная школа под руководством Николая Атряскина стала вторым этапом в создании чувашского общества. Первыми ее учениками были дети его организаторов, а первой учительницей – Вера Юнусова, педагог по образованию и главная певунья ансамбля “Шанкрав”.


На будущий год исполнится десять лет с момента формирования первого класса воскресной школы, которая два года назад переросла в чувашскую гимназию. Кстати, единственную в Татарстане. Она расположена в здании детского сада, рассчитанного по проекту на 300 дошколят и перестроенного под “новые” задачи. Каждое утро школьный автобус подвозит к ее крыльцу 159 ребятишек в возрасте от 7 до 17 лет, пожелавших в ней учится.


Основные предметы преподаются в гимназии на русском языке. На “гуманитарных” уроках – музыки, биологии, изобразительного искусства – постепенно переходят на чувашский. И, конечно же, немало времени и сил отдается изучению родного языка. Благо и художественной литературы, и методических пособий на нем – с избытком. Библиотека комплектовалась с первого дня воскресной школы.


В этом году у гимназии – первый выпуск. Ребят ориентируют в основном на поступление в Чувашский государственный университет. С ним у гимназии договор, по которому преподаватели ЧГУ в течение года приезжают в Нижнекамск со спецкурсами.


Директор гимназии Анатолий Гаврилов, возглавляющий одновременно и чувашское общество, весьма доволен сегодняшним положением дел. Он благодарен за поддержку местной власти и руководителям городских предприятий. Просить у них помощь, как и принимать ее, не считает зазорным. Утверждает, что случаев отказа в поддержке не было.


Основную причину успеха общества А.Гаврилов видит в правильной постановке дела.


– С самого начала, – говорит он, – мы не ждали, как другие, когда дети к нам придут, а шли к ним сами. Занимались с ребятами, желающими изучать родной язык, в детских садах, школах. Чтобы привлечь взрослое население, шли с концертами и спектаклями на городские мероприятия. В Нижнекамске живет около 9 тысяч чуваш.


Нельзя сказать, что всегда все было гладко. Да и бывает ли так? Отмечались даже попытки – со стороны отдельных республиканских ведомств – закрыть и воскресную школу, и центр внешкольной работы. Но всегда находился выход.


Сегодня при гимназии действует центр искусств и народных ремесел. Его участники собирают материал для будущего краеведческого музея. Здесь же разместились драматический театр “Тамажа”, детский вокальный ансамбль “Сеспиль”. Фольклорный ансамбль “Шанкрав” с первого дня “прописан” в Доме народного творчества.


При общественно-культурном центре действует союз чувашских писателей и композиторов “Хильгам”. Его участники пишут стихи и песни на родном языке, активно печатаются в республиканской газете “Сувар”, готовят к выпуску сборник, где будут представлены все нижнекамские авторы.


…Возможно, это случайность, что большинство известных творческих людей и просветителей чувашского народа – выходцы не из Чувашии, а из соседних регионов. Многие – из Татарстана. Один из них – Иван Яковлевич Яковлев, в середине ХIХ века открывший в Симбирске первую национальную школу, создавший чувашский алфавит. Его портрет встречает каждого, перешагнувшего порог нижнекамской чувашской гимназии, где за партами сидят 159 его последователей. По крайней мере, в это почему-то хочется верить.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще