Есть у села и память, и душа

– Неплохо бы на страницах вашей газеты рассказать о нашем самом отдаленном, но очень самобытном селе Новое Ибрайкино, – услышал я как-то пожелание главы Аксубаевской администрации И.

Автор статьи: Геннадий АБРАМОВ

– Неплохо бы на страницах вашей газеты рассказать о нашем самом отдаленном, но очень самобытном селе Новое Ибрайкино, – услышал я как-то пожелание главы Аксубаевской администрации И.Валеева. – У ибрайкинцев как бы подпитываешься, заряжаешься доброй энергией, отдыхаешь душой. Пока оно обделено асфальтовой дорогой, иными привычными для других благами, но только не замечательными людьми – мастеровитыми, самостоятельными.


И вот я в Новом Ибрайкине. Знакомлюсь с его историей.


В самой глуши, при слиянии речушек Малая Сульча и Чатран нашел себе надежное убежище И.Чаадаев (по летописям, родственник друга А.Пушкина – П.Чаадаева), бежавший от насильственного крещения из Новгородской губернии. Однако царские стражники нашли его и здесь. Требование их было жестоким, но по тем временам обычным: принимаешь крещение – получаешь жизнь, а нет – лямка на шею. Последовали отказ и неминуемая казнь. Вот с такой трагической страницы началась летопись села… Но что интересно, впоследствии один сын Чаадаевых принял православную веру, а другой – мусульманскую.


В дальнейшем село пополнялось и расширялось в основном за счет татарских поселенцев из разгромленных ополчений Степана Разина, Емельяна Пугачева – противников крещения, царского насилия.


До революции у села было название Чалтри. Потом, видно, решили, что если по соседству есть село Старое Ибрайкино, то почему бы не быть новому…


С незапамятных времен село было одним из самых людных в здешних местах. В нем и сегодня около полутора тысяч жителей.


– Чуть больше было сельчан в 1929 году, когда здесь образовался первый колхоз “Усяр”, сохранивший свое название до наших дней, – говорит его бывший председатель, уважаемый на селе сторожил Ирек Гарипович Батыршин. – Правда, и его коснулось разукрупнение, появление в годы войны на его базе колхозов им.Суворова, им.Кутузова. Но в конце сороковых “Усяр” вновь стал единым.


Непросто здесь проходила коллективизация. В первые ее месяцы под революционным нажимом в колхоз вошли все 670 хозяйств. А после появления известной статьи И.Сталина “Головокружение от успехов” заявления оставили лишь 16 беднейших. Но давление продолжалось. В назидание девять семей власти распрессировали и выслали под Архангельск и Магнитогорск.


Но и ибрайкинцы не оставались безучастными к происходящему. Редкий для того времени случай – они не дали арестовать владельца двух ветряных мельниц, делового, трудолюбивого односельчанина К.Шаммазова. До конца отстаивали и три мечети, которые в конце концов все-таки были закрыты.


Трудились же ибрайкинцы не покладая рук. Уже в начале тридцатых за высокую продуктивность полей и ферм их земляка-полевода З.Батыршина, кстати, дядю Ирека Гариповича, делегировали на первый Всесоюзный съезд колхозников, в президиуме которого он оказался между… И.Сталиным и М.Калининым. Соседство это не уберегло передовика от репрессий. Вскоре его, как и брата Х.Батыршина, зачисленного в известную группу Султан-Галеева, арестовали и этапировали в одну из казахстанских тюрем. Хариса расстреляли…


Менее драматичной оказалась судьба делегатов первого съезда колхозников Татарии механизатора В.Ахметзянова, доярки Х.Сабитовой, шофера Х.Вафина, которые в дар хозяйству от рабочего класса республики привезли сеялку, лобогрейку и жнейку.


Широкую известность в годы Великой Отечественной войны получила колхозница Х.Гильмутдинова, которая на строительство танка пожертвовала все свои сбережения – 50 тысяч рублей. Старики, женщины и дети за десятки километров на санях, тележках и даже на плечах доставляли семенное зерно с Нурлатского и Чистопольского элеваторов в свой колхоз, на быках пахали, вручную сеяли. Много выслали сельчане воинам на передовую теплой одежды, шерстяных носков, варежек. Да и как они могли подвести своего почитаемого земляка, руководителя Республиканской комиссии по сбору средств для фронта, Председателя Президиума Верховного Совета ТАССР Г.А.Динмухаметова, занимавшего этот ответственный пост с 1937-го по 1951 год – в труднейший, драматический период нашей истории.


Достойно воевали ибрайкинцы и на фронте. Из пятисот ушедших на войну почти 300 остались на полях сражений. С двумя орденами Славы вернулись с войны Н.Гиниатуллин, И.Сахабутдинов, М.Ризванов. С боевыми наградами, инвалидом, без ноги предстал перед родными фронтовик М.И.Абдрахманов, директор ибрайкинской школы. Все, кто знал Мансура Ибрагимовича, был рядом с ним, поражались мужеству, силе духа этого человека – первого из татар профессора, доктора философских наук, Председателя Верховного Совета ТАССР. Сегодня его именем названа ибрайкинская гимназия, в музее которой хранятся личные вещи, награды, научные работы, книги, многочисленные фотографии славного земляка, 90-летие которого будет торжественно отмечено здесь в январе будущего года. Ежегодно лучшим ученикам вручается премия имени М.Абдрахманова, присуждаемая правлением хозяйства и советом гимназии.


С волнением и гордостью руководитель музея, учитель истории Ш.Кабиров рассказывает о своих земляках – философе-просветителе, писателе Г.Гафурове, участнике парада Победы в 1945 году, генерал-майоре А.Адгамове, авторе учебника по татарской литературе М.Адгамовой, артистах – Ш.Фахрутдинове и А.Каюмовой…


– Помню, в середине шестидесятых годов, когда наше село навестил первый секретарь обкома КПСС Ф.Табеев, – рассказывает И.Батыршин, глядя на фотографии, запечатлевшие строительство школы, – я показал ему ветхое здание учебного заведения.


“Село с такой богатой историей достойно новой школы, -согласился Ф.Табеев. – Если за два года построишь ее, средства выкроим”. А мы на радостях меньше чем за год всем селом подняли двухэтажную красавицу. Тогда я убедился: с такими замечательными людьми можно и горы свернуть. Затем построили Дом культуры, магазин, фермы, мастерские.


Добавим, что и нынешний председатель В.Залалетдинов уверенно держит руль правления, помогает крестьянам в строительстве жилья, поддержал сооружение мечетей, одним из первых в районе завершил газификацию села, построил двухэтажный детский комбинат.


– Сегодня не хозяйство в долгу у тружеников села, – говорит Валязин Миншакирович, – а они на строительство, покупку дорогих вещей перебрали из казны почти 200 тысяч рублей. И это радует. Работая на земле, мы стараемся полностью обеспечить население ее плодами – мукой, гречихой, просом, подсолнечным маслом, медом, а школьников – бесплатным питанием. Есть даже свой инкубатор, в котором выводим для населения цыплят, утят и гусят.


Кроме 800 голов крупного рогатого скота, в личном пользовании ибрайкинцев 120 лошадей, более 100 машин, 50 тракторов. Об укреплении личных хозяйств говорит и тот факт, что здесь скоро откроется восьмой частный магазин. И это, пожалуй, самый веский аргумент в пользу растущего благосостояния сельчан.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще