Не верьте историкам, утверждающим, что небольшая деревушка Керекес, расположившаяся на берегу речки Авлашки в Заинском районе, появилась на свет всего двести лет назад. Жители этого населенного пункта считают иначе. Керекесцы кого хочешь разубедят в подлинности исторических дат. В последние годы несколько местных аксакалов всерьез взялись за изучение “родословной” своего края. Бывший директор школы Фаяз ага Гумеров и его соратник Кутдус ага Закиров с помощью земляков, которых судьба раскидала по всей стране, сейчас ведут активные поиски архивных материалов, систематизируют их. По словам старейшин, Керекесу куда больше нескольких сотен веков.
Понятно, что репутация обязывает быть старше соседних деревень. Ведь Керекес нынче знаменит после классного клипа, который время от времени демонстрируется на республиканском телевидении. Незамысловатый, но трогательный сюжет этого клипа строится на событиях сельской свадьбы. Причем свадьба была самая настоящая, как и гости, от души погулявшие на ней. А посмотрев этот клип, вы без проблем по добротной дороге можете добраться до самой деревни, куда приехать стоит. Где еще могут похвастаться знаменитыми певцами, регулярно услаждающими слух керекесцев на каждом сабантуе? Год назад на деревенском празднике выступал популярнейший Айдар Галимов, а нынче полрайона съехалось в Керекес посмотреть концертную программу любимого в народе Салавата. Праздники проходят в красивейшем месте, на благоустроенной площадке, в сени многолетних деревьев на берегу Авлашки. На один из этих сабантуев, помнится, пригласил нас нынешний заместитель директора Заинской ГРЭС Раис Гибадуллин, сам родом из соседнего Бегишева. Но поскольку жители всех окрестных деревень учились в одной средней школе, расположенной в Бегишеве, то и по жизни, просто на удивление, живут они в постоянном тесном контакте друг с другом. Бегишевской школе, которая достойна отдельного рассказа, за сто десять лет своего существования удалось создать в собственных стенах поразительную атмосферу общности, понимания, взаимного уважения. Школа дала республике целую плеяду достойнейших людей, среди которых шесть академиков, в том числе Мансур Хасанов, который возглавляет Академию наук РТ.
А в тот праздник бегишевец Раис Гарифович Гибадуллин водил нас по Керекесу и рассказывал много интересных и поучительных историй из жизни деревни. В прошлом она именовалась Керкесом, без второй буквы “е” в своем названии. Хотя глава рода, обосновавшегося здесь на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков, носил имя Керекес. Но вот что показалось мне особенно любопытным. Слова такого в татарском языке нет. Вернее, его нельзя объяснить на базе татарского языка. По этому поводу заинский краевед Владимир Малахов говорит: “Как утверждают профессор Елабужского пединститута Л.Арсланов и соавторы публикации “Финны, угры и самодийцы в Восточном Закамье (III в. до н.э. – ХIV в.н.э.)” Е. Казаков и К. Корепанов, более логично, что название села произошло от имени венгерских родов кари и каси, живших здесь в VIII-IX веках нашей эры. Об этих народах упоминал еще Константин Багрянородный – император Византии с 913 года, который стал в свое время организатором ряда энциклопедических сборников”.
Между прочим, в семнадцатом веке в Керекесе вместе с казанскими татарами, как утверждают материалы архивов, проживали и киргизы. Вероятнее всего, по мнению краеведов, это были киргизы-кайсаки, то есть казахи. Уже в середине следующего столетия, как показывают данные десятой царской ревизии, в деревне этой насчитывалось шестьдесят пять дворов с населением в 423 человека. Значились здесь мечеть и медресе. Населенный пункт год от года расширял свои границы. Прошло несколько десятилетий, и революцию семнадцатого года встретила почти тысяча керекесцев. Народ здесь слыл удачливым и небедным. Зимой деревенские отправлялись по большим промышленным городам на заработки, к весне возвращались к своим пашням. В царской России это дело считалось промыслом и именовалось смешным на современный слух словом – отходничество. Из ста шестидесяти семи дворов в Керекесе сто восемнадцать имели по одной-две лошади. Это, скажу вам, по тем временам высокий показатель уровня жизни. Много было и крупного рогатого скота.
Сегодня в Керекесе сто двадцать пять дворов, в которых живут двести семнадцать человек. Как видим, “царские” показатели значительно снизились. Но зато качеству жизни здесь позавидовать можно! Хорошие дороги ведут в деревню, в которой есть и начальная школа, и фельдшерско-акушерский пункт, и клуб, и магазин. Дома добротные, немало новых строений. Львиная доля благополучия деревни создана руками самих керекесцев. И действительно, непростой народ родится в этом удивительном крае. Земляками гордятся здесь по праву. Медикам, к примеру, многое скажет имя доктора медицинских наук В.Абдрахманова, работающего в институте им. Семашко в Москве. А сколько прекрасных сельских педагогов осталось в памяти местных жителей! Среди них и Мирсият Талбеев, многие годы преподававший в Бегишевской средней школе. Этот учитель имел огромный авторитет, его любили и уважали и дети, и взрослые. Мирсият ага сумел и детей своих воспитать уважаемыми людьми. Его сын Марат в свое время пошел было по стопам отца, после окончания института начав преподавать в родной школе, но, как говорят, большому кораблю – большое плавание: сельские рамки стали тесными. Сейчас у Марата Талбеева свое дело. А вот разговор о нем зашел еще и потому, что именно Марат Мирсиятович стал добрым ангелом своей малой родины. Благодаря ему появилась дорога до Керекеса. Именно он увековечил Керекес в известном клипе. Он взял на себя организацию деревенских праздников с приглашением знаменитостей. И родная школа благодарна своему выпускнику. Первый в Заинском районе компьютерный класс задолго до объявленной в республике компьютеризации школ появился именно в Бегишеве. Восемь компьютеров подарил тогда Марат Талбеев Бегишевской средней школе. Вот тебе и крошечный Керекес!
Много приходится слышать нынче жалоб на экономические проблемы деревни. Но можно, оказывается, жить и тут достойно и цивилизованно.
Все-таки прав был классик, сказав, что разруха начинается с самого человека. Позавидовала я керекесцам, вспомнив одну актанышскую деревню, где пришлось прожить несколько лет, – спивающуюся и разоренную, где умудрились спьяну сжечь прекрасный детский сад, где вот уже многие годы никак не могут осилить строительство мечети, где все праздники и начинаются и заканчиваются в день получки, а погост прирастает день ото дня могилами молодых совсем ребят…
В Керекесе живут другой жизнью. Полной интересными событиями. Растят малышей, для которых их малая родина тоже навсегда останется самой главной.