Многие открытия совершаются как бы случайно. Менделеев, например, свою знаменитую таблицу увидел во сне. Архимед сделал открытие, купаясь в ванной…
На первый взгляд, 1000-летний возраст Елабуги тоже был установлен довольно просто и случайно. Два студента Елабужского пединститута, Владимир Кузнецов и Рамиль Загрутдинов, решили во время летних каникул немного заработать и подрядились к хозяевам Елизовым. Требовалось убрать на огороде верхний слой чернозема и добраться до песка, который нужен был для строительства печки. Втыкая лопату в мягкий, как пух, песок, Рамиль наткнулся на что-то твердое. Аккуратно окопав неизвестный предмет, он вытащил… человеческий череп. “Как бы в криминал не вляпаться!” – мелькнула мысль. Но, успокоившись, Рамиль с Володей внимательно осмотрели находку.
– Да ему тысяча лет! – успокоил Володя приятеля.
И как в воду глядел!
Но это выяснилось позже. А пока студенты – по счастливой случайности они оказались активистами археологического кружка – по всем правилам науки заложили в огороде раскоп. Очистив от земли несколько найденных тут же бусинок, ребята понесли показывать их известному в Елабуге археологу Альберту Нигамаеву.
– Мы зашли в кабинет, я протер бусинки и ахнул, – вспоминает Альберт Зуфарович. – На солнце блеснуло серебро! Мы вернулись к Елизовым и договорились, чтобы они ничего не трогали на раскопе, – вскоре обещали начать там работы.
Подобные находки в старой части Елабуги нередки. Несколько месяцев назад буквально через дорогу от Елизовых тоже было обнаружено древнее захоронение. Но профессионально им никто не занимался.
При археологических раскопках в огороде у Елизовых выявили еще пять костяков (только два из них были цельными) и массу любопытных находок. Одно из захоронений оказалось женским. Слева у изголовья стоял кувшин, справа нашли височное кольцо и бусинки – так называемые “пестрые глазки”, у правого предплечья – миниатюрный нож, а внизу были обнаружены “шумящие подвески” угро-тюркского происхождения. Весь материал был идентичен тому, который археологи многих поколений находили на Булгарском и Билярском городищах.
Альберт Нигамаев собрал находки и поехал в Казань к своему учителю Фаязу Хузину на экспертизу. Но тот был занят раскопками в Казанском Кремле. В кабинете находился только археолог Айрат Ситдиков. Нигамаев протянул ему бусинки и попросил дать им предварительную датировку.
– Десятый век – Булгар или Биляр, материал узкодатируемый, – уверенно заключил археолог.
Нигамаев не поверил. Тут подошел Хузин, взял височное кольцо и долго его изучал.
– Из Елабуги? – догадался учитель, хотя Нигамаев еще ни слова не сказал о происхождении находок.
– Да.
– Поздравляю! Это настоящее открытие! Теперь смело можно говорить о 1000-летии вашего города.
В тот же день состоялось заседание президиума Академии наук Татарстана, где были представлены елабужские бусинки. Они стали тем последним аргументом, который окончательно убедил всех ученых в столь почтенном возрасте Елабуги.
Хотя подобные предположения высказывались уже давно. Приведенный выше рассказ – лишь один сюжет из истории Елабужского городища. Широкие раскопки на территории Елабуги в 1993 году проводил известный археолог Альфред Халиков. Потом на базе Елабужского историко-архитектурного и художественного заповедника состоялась научно-практическая конференция, на которой уточнялась дата возникновения поселения. Да и сам Альберт Нигамаев с 1996 года ведет здесь регулярные исследования. Почти половина найденного им керамического материала относится к булгарскому периоду. Но не хватало какой-то одной решающей находки, на которую и натолкнулись студенты Елабужского пединститута.
Р.УТЯКОВ.