Недалеко от Оренбургской трассы, на крутом левобережье Камы, обрамленном глубокими лесистыми оврагами, стоит красивое, песенное, рыбное и грибное село Кубассы.
Как и для других крестьян, легким во все времена житье-бытье кубасцев не назовешь. Но с какой любовью к родному краю, его истории говорят старожилы, люди помоложе о своем селе, будто на всем белом свете нет лучше и краше его. Не случайно они первыми в районе создали свой музей, по крупице собрав связанные с селом исторические документы, фотографии, прекрасные изделия своих предков, которые охотно показала мне их собирательница и хранительница А.Захарова, бессменный сельский библиотекарь.
Сведения об истории и дате образования села противоречивы. Главный исторический документ в музее – запись в 1826 году со слов некоего Ф.Сидорова, жившего здесь. В нем говорится, что село Кубассы вначале называлось Сергиевское, ибо церковь в нем начали закладывать в Сергиев день, 8 октября, который на все времена стал здесь престольным праздником. Основателями же села называют… пиратов, обитавших на берегу Камы и занимавшихся грабежом барж. Предводитель их носил фамилию Кубасов. Она и дала потом название речке Кубасске и селу.
Александра Сергеевна отмечает и другое: в книге “Археологические памятники Республики Татарстан” указано, что село основано в середине XIX века. “И все-таки мы считаем, что оно более древнее”, – говорит она.
Далее А.Захарова сообщает, что Кубассы издревле было селом вольным, а Березовка, расположенная через овраг, – барским. Там жили три барина, которые боялись кубасцев и не селились с ними. И не зря. С барыней, издевавшейся над женщинами, угрозами принуждавшей рожениц откармливать грудью борзых щенков, их мужья жестоко потом расправились.
Кубасцы отличались не только независимым характером, но и высоким мастерством, талантом, одевая, обувая жителей как своих, так и соседних сел. Не без гордости показывает моя собеседница ручной ткацкий станок и расшитые белоснежные полотенца, льняные рубашки, которые сейчас вновь входят в моду. Трудно поверить, что им уже более века. Далеко за пределами губернии славились здешние искусно выделанная кожа, шелковые с золотой нитью пояса. “Боже, сохрани дитя мое”, – читаю на одном из них. Заказы на такие пояса поступали даже из Нижнего Новгорода, куда вывозили их на Всероссийскую ярмарку.
Не было износу и валенкам, сработанным местными мастерами, торговавшими ими по всему Закамью. Особым секретом владели они и при поисках в недрах земли источников питьевой воды, рытье колодцев. Сотни домов построили в округе и отменные плотники из династий Зотеевых, Косолаповых, Мясниковых. В этой связи А.Захарова вспоминает своего деда А.Галактеева, который мог обыкновенным топором не только сладить сруб, но и смастерить… детскую коляску. Кстати, ее мама Мария Александровна – известная доярка, а муж – Алексей Федорович – передовой комбайнер, заслуженный механизатор, главный мельник села, своими руками восстановивший из руин сельскую мельницу. С красным дипломом закончила сельхозакадемию дочь Марина, продолжает династию хлеборобов сын Владимир.
Далеко не радужным, даже трагичным был здесь период коллективизации. Крепкие, зажиточные хозяйства Мироновых, Платоновых, Нестеровых, Жуковых, Кузнецовых, Архиповых и многих других были раскулачены, в небытие канули конфискованные у них ветряные, паровые мельницы, маслобойки, крупорушки. Власти насильно выгребали у крестьян последний хлеб, забирали коров, лошадей, инвентарь. Плач стоял на улицах села. А бедный люд, объединившись в первый колхоз “Доброволец”, стал просто голодать.
“Работали за трудодни-палочки, – пишет один из первых его председателей Д.Крашенинников, позднее поднявший и укрепивший это хозяйство. – Хлеб вывозили подчистую, не оставляя даже на семена. Люди из села разбегались, уезжая в основном в Пермь, чтобы как-то выжить. Посевную проводили с малолетними детьми. Зерновые жали серпами”.
Прибывшие в село голодающие из немецкого Поволжья сказали, что в городе Энгельсе можно приобрести лобогрейки – первые примитивные жатки на конной тяге. Страшная картина – пустующие дома, безлюдные деревни – предстала перед глазами, когда ехали туда. Получив разрешение на приобретение 18 брошенных лобогреек, погрузили их на пароход, который через два дня прибыл в Чистополь.
Работали на них практически круглосуточно. При дневной норме в три гектара хлеба скашивали на восьми. Вместо 300 снопов по норме женщины вязали по 600-700. А Е.Абрамова выдавала 2 тысячи снопов, и ей в поле вручили премию – пальто.
Только дела в колхозе пошли в гору, грянула война. 300 мужчин ушли на фронт, добрая половина из них не вернулась. Пять сыновей полегло на поле брани в семье Спириных. Счастливее оказалась семья Зотеевых, встретившая с войны всех пятерых сыновей. По отзывам сельчан – трудолюбивых, веселых, голосистых. Уж если вместе запоют, то гасли керосиновые лампы.
У старшего брата Александры Сергеевны – Ивана во время войны умерла жена, оставив сиротами пятерых детей, которых определили в детдом. После демобилизации он женился, забрал детей из детдома и вместе с Еленой Алексеевной, родившей еще пятерых, они воспитали и вырастили уже десятерых достойных сыновей и дочерей.
И еще о военном времени. Вместе с мужчинами жестокими дорогами войны прошли сельчанки П.Захарова, А.Шалыгина, М.Поликарпова, бывшая директор средней школы Л.Чекмарева, дошедшая сестрой милосердия до Берлина. Героем Советского Союза вернулся с войны С.Кузьмин. За ратный труд в годы войны орденом Трудового Красного Знамени награждена А.Жарехина.
Появились в селе свои знатные люди и в послевоенное время. Героем Социалистического Труда стала местная доярка Е.Багаева, кавалером ордена Ленина – М.Зиннурова. Высоких наград удостоено и само хозяйство, которое заметно укрепилось в годы правления Л.Паженковой и особенно – умелого организатора, орденоносца С.Мясникова, которому выпала честь выступать на одном из пленумов ЦК КПСС. В 1971 году хозяйство наградили орденом Ленина, а в год 50-летия Октября – памятным правительственным знаком.
Не только трудом, но и фольклорным коллективом “Камушка”, лауреатом городских и республиканских конкурсов, славятся Кубассы. Организатором и вдохновителем его является также А.Захарова. Ярким пропагандистом русского народного творчества, традиций, обычаев по праву называют талантливую солистку А.Самсонову.
Кубасцы гордятся знатными земляками – Героем Социалистического Труда, бригадиром сборщиков Казанского моторостроительного объединения М.Карповым, полковником милиции В.Салеевым, известным врачом Е.Крашенинниковым, доктором медицинских наук А.Беловым, народным учителем, автором книг и научных трудов по воспитанию и образованию П.Осиповым.
Многие десятилетия Кубассы бессменно являются центральной усадьбой самого крупного чистопольского КП “Кама”. К сожалению, высокие показатели и награды не улучшают жизнь сельчан. Раньше продукцию полей и ферм за бесценок сдавали государству во имя выполнения планов и обязательств. В последние годы почти вся она уходит на погашение кредитов за ГСМ, удобрения, запчасти. Около 50 тысяч центнеров зерна засыпали нынче в республиканские закрома, но денег за него до сих пор не поступило, и нечем рассчитаться даже с комбайнерами. По 20 и более тысяч рублей составляет задолженность по зарплате каждому из них.
В так называемые застойные годы худо-бедно были построены административные здания, Дом культуры, школа, мемориальный комплекс воинам-землякам, украшающие центр села. Но сейчас все меньше строится жилья, ветшают животноводческие и другие объекты, все чаще молодежь уезжает отсюда. Практически не осталось в хозяйстве главных специалистов. Уже десятый год в это крупное село, расположенное всего в 9 километрах от центральной трассы, подводится асфальтированная дорога.
До сих пор не дошли здесь руки до восстановления церкви, у которой, кстати, надежное основание и стены. Обещаниями ограничиваются народные депутаты, не проявляют инициативы и заинтересованности руководители хозяйства. А ведь на былой славе долго не продержаться.