Оброненный в море листок золотисто-изумрудный…

(Продолжение.

(Продолжение. Начало в номерах за 16, 23, 30 августа).


Музей располагает богатым собранием художественных изделий, изготовленных из золота и серебра. Разнообразная богослужебная утварь – святые чаши, дарохранительницы, дискосы, лампады, кацеи (ручные кадила), сосуды для мирра, мощехранительницы, посохи, сионы, дикирии и трикирии (архиерейские подсвечницы), сосуды для святой воды, кадильницы, оклады богослужебных Евангелий – это то, что дали музею Кипр, Малая Азия (Смирна, Кападокия, Константинополь), Россия и другие страны. Евангелия, дошедшие из России, украшают многочисленные драгоценные камни и многоцветная смальта. Впечатляет своими размерами и весом печатное двуязычное Евангелие с греческим (1799 г.) и славянским (1796 г.) текстами. Деревянный переплет обшит серебряными и золотыми пластинами. Выпуклая поверхность оклада, на котором стоит печать русской мастерской-изготовителя, украшена чеканкой и гравюрой. На лицевой стороне пять смальтовых медальонов со сценой Воскресения Христова и образами четырех евангелистов украшены драгоценными камнями.


Никосия. Памятник Макариосу III.Сцена Воскресения Христова сопровождается двенадцатью сценами Страстей Господних. Размеры Евангелия – 52 на 36 сантиметров. “Вес – двадцать килограммов”, – сообщает директор музея.


Вообще о России здесь многое напоминает. Среди церковной утвари имеются подсвечники, канделябры, светильники исключительно русской работы восемнадцатого и девятнадцатого веков, другая священная утварь и дары, ожертвованные храму. Такой любопытный факт. Колокольня при храме построена лишь в 1882 году, поскольку в течение длительного периода турецкого владычества пользование церковными колоколами было запрещено. Колокольня имеет 6 колоколов, самый большой из них и самый громкоголосый изготовлен в России. Он весит 1280 килограммов.


Киккский монастырь известен редким собранием святых мощей. Они хранятся в специальных кивотах (сионах), в основном деревянных или серебряных. Большинство мощехранительниц имеют форму закрытой книги, которая украшена изображением Киккской Богоматери и ликами святых. Так, одна из мощехранительниц содержит кисть руки святого Филиппа, еще одна – главу кипрского святого Иоанна Потамитиса. (“Честную главу, – уточняет Иван. – Произносить и писать надо только так”.)


Несмотря на четыре пожара, которые довелось пережить монастырю, здесь сохранилась большая коллекция шитья послевизантийского периода. Самым красивым образцом считается вышитая золотом Плащаница Спасителя (1703 год). Вся сцена надгробного плача вышита на красном фоне золотыми и серебряными нитями и проволокой, а обнаженные части тел передаются тонкими, цвета пшеницы, нитками.


Из православной Грузии поступил в монастырь дар царя Ираклия II и его супруги Дареджаны. Это покров со Святой Киккской иконы (1780).


Иван обращает наше внимание на деревянный, отделанный костью кивот Святой иконы Киккской Божьей Матери. Он исполнен в исламо-арабском стиле и украшен растительными и геометрическими мотивами, а также христианскими символами. Эта работа 1785 года является примером сосуществования и взаимодействия двух миров.


Иван ведет нас в маленькую комнату музея. В этом восьмиугольном, увенчанном куполом помещении нашли свой приют экспонаты из пергамента и бумаги. Это рукописи с иллюстрациями и без них, документы и книги, которые издавал монастырь, бумажные иконы и печати. Самым старым является Служебник из пергамента времен основания монастыря (XII век), исписанный с двух сторон, длиной 4,1 метра. Он содержит в себе текст Божественной литургии.


Вместе с отцом Исайя мы направляемся в храм, где хранится бесценная реликвия – икона Божьей Матери, ради которой и создан монастырь.


Храм вначале был деревянным, как и весь монастырский комплекс, но деревянные строения часто становились добычей пожаров, которые с 1365 по 1541 год нанесли невосполнимый ущерб монастырю, пока его не обновили капитально, с использованием камня. Однако пожары случались и позднее – в 1751 и 1813 годах. Они унесли человеческие жизни, уничтожили интерьер храма, кельи монахов и гостевые помещения, погубили плоды духовного труда и произведения искусства, накопленные в течение веков, обратили в пепел уникальные рукописи и исторические документы. Но вот что удивительно – сколько бы пожаров и опустошений ни случалось, Святая икона не пострадала.


Нынешний иконостас был создан в 1755 году. Знаменитая икона находится в центре иконостаса слева от царских врат – третья по счету. Она известна и как Пресвятая Богородица Елеуса (источник милосердия). На ней изображена Пресвятая Дева, держащая младенца Христа правой рукой (отсюда еще одно название – Божья Матерь праворучная). Икона покрыта серебряным и золотым окладом. Особенность иконы в том, что она скрыта под покровом, который никогда не снимается, – с тех пор, как ее привезли на Кипр.


Отец Исайя подходит к иконе, целует покров и крестится.


– Если ее никто не видел, то откуда известно, что она праворучная? – спрашиваем мы.


– Так ведь апостол Лука сделал копию…


По преданию император Византии Алексий, отдавая свою любимую икону отшельнику Исайе, распорядился: поскольку он теперь не сможет ее лицезреть, то пусть и никто ее не видит.


В религиозной литературе встречается такой эпизод. В 1669 году патриарх Александрии Герасим осмелился приподнять покров, чтобы увидеть лик Божьей Матери, но был наказан за свой кощунственный поступок и был вынужден со слезами на глазах просить у Бога прощения. Русский монах Василий Барский, побывавший в монастыре в 1735 году, пишет, что монахи снимали покров с иконы только во время жесточайшей засухи, предварительно перенеся ее на соседнюю вершину, которая стала называться Трони (престол), где они служили специальный молебен. Делали они это, не глядя на ее лик, обращенный к небу.


Впрочем, отец Исайя выдал нам секрет: есть маленькое отверстие в покрове, в которое дозволяется смотреть архиепископу Кипра и иерархам из России. Но в это отверстие можно увидеть лишь часть одеяния Пресвятой Девы, а не ее лик.


В храме можно видеть подношения, свидетельствующие о чудесах Богоматери.


Так, например, часть “меча” была подарена храму как свидетельство спасения от верной гибели моряков с корабля, борта которого были пробиты огромной меч-рыбой в 1718 году. Когда-то некий чернокожий нечестивец попытался совершить кощунство над иконой, и рука его отсохла. Эта высохшая мумифицированная рука (или ее подобие?) находится сегодня рядом со Святой иконой, чтобы напомнить о случившемся.


Икона пользуется такой славой на Кипре и в других странах, что поток паломников к ней постоянно растет. Верующие, посещающие монастырь, просят Богородицу исцелить их или дать силы преодолеть жизненные испытания. Легенды гласят, что благодаря Святой иконе спасались терпящие кораблекрушение, бездетные женщины рожали, а больные излечивались. Жители острова иногда просят монахов перенести икону в их деревни для освящения, так как верят, что одного ее присутствия достаточно для того, чтобы остановить распространение заразных болезней, эпидемии, мора и других бедствий. Особенно тесно Святая икона связана с засухой. Исторические источники отмечают молебны в связи с прошениями к ней о посредничестве, чтобы пролились на землю небесные потоки.


Во время турецкого владычества для выноса иконы за пределы монастыря и совершения крестного хода требовалось соответствующее разрешение, прошение о котором христиане подавали заранее. Иногда в этом отказывали, и тогда им приходилось доходить до самого султана.


Побывали мы и на Трони, где размещен престол Богоматери. На это величественное возвышение помещается икона во время молебнов – ликом к небу.


Рядом с престолом Богоматери находится могила первого президента Республики Кипр, архиепископа Макариоса III, который был послушником Киккского монастыря и завещал похоронить себя именно здесь.


Наша поездка в святую обитель завершилась обедом, который дал монастырь в одном из близлежащих подворий. В трапезной были заранее накрыты столы (мы прибыли с большим опозданием, нас терпеливо ждали) с большим запасом мест, видимо, на случай непрошеных гостей. Или монашеская братия должна была подойти. Отец Исайя, весь в черном, восседал во главе стола. Он и открыл банкет, то бишь обед. За столом всего было вдоволь – водки, вина, закусок. Вскоре и у журналистов заиграли глаза, появился румянец – как и у нашего батюшки. Обслуживали нас девушки, которые неплохо понимали по-русски. Одна из них, Варвара, гречанка по национальности, приехала на Кипр два года назад из нашей страны, рада была встрече с нами, пожаловалась: “Скучаю по России”.


Пафос


Отобедав в подворье Киккского монастыря, мы направились в Пафос – курортный город на морском побережье.


Поистине Кипр – удивительный, сказочный остров! Музей под открытым небом. Здесь все – история. За окном автобуса руины крепостей и замков, храмы и монастыри – немые очевидцы битв и походов, опустошительных набегов и изнурительных осад. У их стен не раз разыгрывались сражения между киприотами и многочисленными завоевателями…


Вас всюду встретят с улыбкой. Вдоль всего пафосского побережья на много километров – отели, кемпинги, дома отдыха, курорты, пляжи, игровые площадки. Я записал в свой журналистский блокнот некоторые названия – “Спортивный центр Афродиты”, “Теннисный корт”, отели “Аннабель”, “Пафосское побережье”, “Венус бич” (все – пять звездочек), “Александр Великий”, “Алоэ”, “Аванти”, “Киприа Марис”, “Пионер бич” (четыре звездочки), “Авлида”, “Дионисий”, “Кассос”, “Мелина”, “Вероника”, “Феофано”, “Роман”, “Фаэтон бич” (три звездочки). Я перечислил лишь малую толику гостиниц, привольно раскинувшихся на золотом морском берегу. Даже зимой отдыхающих здесь больше, чем коренных жителей, а уж про лето и говорить нечего.


В центре города – живописная рыбацкая гавань и крепость в окружении нескольких кафе и таверн.


Пафос был первым городом, принявшим христианскую религию. Остров был провинцией Священной Римской империи, когда в 45 году нашей эры восседавший в Пафосе правитель Кипра Павел Сергиу был обращен в христианство Святым Павлом и стал первым христианским правителем в мире.


Отель “Фаэтон бич” – словно муравейник. Огромный холл заполнен снующими туда-сюда людьми. Кто-то уезжает, кто-то приезжает, кто-то ребенка потерял, а вот пестрая группа спешит на экскурсию, автобус дрожит от нетерпения. Нас встречает русскоязычный служитель отеля, отдает связку ключей от номеров – разбирайтесь сами, кому какой, но не торопится отпускать. Сначала каждому надевается на руку зеленое бумажное колечко (потом расскажу, зачем), а затем нам подносят бокалы с шампанским – с прибытием! Мало одного – бери еще! Это Пафос, это “Фаэтон”!


Быстро расходимся по номерам, полчаса на то, чтобы привести себя в порядок, – и снова в путь! Впереди банкет с мэром города Пафос.


В ресторане нас ждали в восемь вечера, мы прибыли в 21.30. Думали: ну все, не дождется нас мэр, и уйдет, помянув недобрым словом необязательных и сумасбродных русских журналистов. Но нет, дождался. Высокий, стройный, в строгом костюме (надо же, столько времени парился в нем при более чем тридцатиградусной жаре!), Фидияс Сарикос излучал сплошную доброжелательность, расточал улыбки и целовал дамам ручки.


Было шумно и весело – нас не нужно было разогревать, и мы радостно откликались на любое остроумное (да и неостроумное) слово. Первый тост, конечно, произнес мэр. Ну, а потом наша очередь настала. И поскольку каждого распирало от желания выступить и было такое чудесное, солнечное настроение, то банкет закончился нескоро. В завершение вечера преподнесли мэру презенты. Я подарил альбом “Казань”. Помнится, сказал такие слова:


– В столице Татарстана живут татары и русские, то есть мусульмане и православные. Живут дружно, их никогда не разделит колючая проволока, чего и вашему городу желаем.


Наутро проснулся в своем одноместном номере, вышел на балкон – в первую очередь бросился в глаза большой открытый бассейн, вокруг него изумрудная трава, а в нескольких метрах – море, пляж, зонты, летнее кафе, голые тела. Невозможно передать цвет моря, он меняется будто сам по себе – от темно-синего, даже фиолетового, до светло-бирюзового и голубого.


В этот день у нас состоялась экскурсия по городу.


Из всех кипрских городов Пафос – самый “подвижный”, он несколько раз менял свое месторасположение. Есть Пале-Пафос (Старый Пафос). Именно он являлся столицей Кипра в V веке до нашей эры. Здесь, в частности, находилось знаменитое святилище Афродиты – близ того места, где согласно греческому мифу богиня любви и красоты появилась из пены морской. Этот миф породил массовую волну переживших несколько столетий культов и ритуалов во всех соседних странах. Правда, от этого интереснейшего памятника кипрской архитектуры, известного во всем античном мире, сохранились лишь руины фундаментов и отдельные архитектурные фрагменты. В Пале-Пафосе в результате археологических раскопок найдены также остатки поселения позднемикенского времени вместе с некрополем.


К концу IV века до нашей эры пафосский царь Никоклис в десяти километрах от Пале-Пафоса в месте, удобном для устройства морской гавани, основал новый город – Неа-Пафос и перенес туда свою столицу. Неа-Пафос находился западнее Пале-Пафоса, неподалеку от современного Пафоса. Раскопки здесь сильно затруднены, поскольку на части территории античного города располагается современное селение Като-Пафос (Нижний Пафос). Тем не менее археологи проводят здесь интенсивные исследования, так как Неа-Пафос необычайно богат памятниками древности. Кто знает, может быть, именно здесь сокрыта подлинная история человечества. Не случайно город включен в каталог ЮНЕСКО “Сокровища мировой цивилизации” и список мирового культурного наследия.


Раскопаны опоясывавшие город оборонительные сооружения, крепостные ворота, целый ряд высеченных в скалах подземных помещений, назначение которых специалисты затрудняются установить. Предполагается, что это казармы воинов, охранявших городские ворота, но первоначально они, вероятно, использовались как святилища и подземные храмы в честь кипрских божеств.


Среди подземных сооружений в Пафосе наибольший интерес представляют так называемые царские могилы, открытые в северном некрополе. Когда спускаешься под землю и видишь эти колонны, монументальные гробницы, а также опустевшие ниши, из которых изъяты мощи, и понимаешь, что ты соприкоснулся с Вечностью, – холодок пробегает по спине… Как утверждают археологи, эти погребения следует датировать третьим веком до нашей эры – они сооружены за 300 лет до рождения Христа!


На побережье неподалеку от Като-Пафоса обнаружен античный театр с сохранившимися четырнадцатью рядами сидений амфитеатра. Ученые считают, что театр был построен в эллинистический период и реконструирован в III веке нашей эры.


Богатство Пафоса, достигшего наивысшего расцвета в римский период, наглядно демонстрирует сооруженная в пятом веке до нашей эры “вилла Диониса”. Ее обнаружил в 1962 году крестьянин, пахавший свое поле неподалеку от пафосского маяка. Плуг за что-то зацепился, крестьянин стал освобождать его – и вдруг обнаружил каменный пол с мозаичными картинами дивной красоты. Потом сюда пришли археологи, и сейчас то, что осталось от дворца, прикрыто постройкой с крышей, боковыми стенами, мостками внутри для туристов. Дворец поражает своими размерами – площадь его около двух тысяч квадратных метров! Посмотреть на эту изумительную мозаику, которой выложена вся площадь дворца, приезжают туристы со всего мира. Мозаичные напольные картины изображают сцены из жизни греческого бога виноградарства и виноделия Диониса (отсюда и название дворца), причем в каждой комнате, в том числе и в тех, где жила прислуга, даже в бане, свои картины. И каждая из них собрана из разноцветных отшлифованных камешков. Тут не просто мастерство художника, а неимоверный, поистине каторжный труд.


Недалеко от виллы Диониса находится “дом Тесея” – открытые в 1966 году экспедицией польских археологов остатки фундаментов огромного, площадью не менее шести тысяч квадратных метров, дворца, имевшего анфилады просторных жилых и парадных помещений, полы которых также украшены мозаичными панно из разноцветных камешков. В этом дворце размещались и бани, кладовые, кухонные помещения, дворики, окруженные колоннадами портиков. Дом назван по получившей широкую известность великолепной мозаике, изображающей схватку легендарного афинского царя Тесея (Тезея) с Минотавром. Археологи выдвинули гипотезу, согласно которой здесь находился разрушенный землетрясением дворец римских проконсулов, которые правили Кипром с 58 г. до н.э. по 395 г.н.э.


Наша экскурсия из-за нехватки времени планировала заход только на виллу Диониса, но как можно упускать случай побывать на развалинах дворца Тесея, потом всю жизнь себя корить будешь, и мы с главным редактором газеты “Советская Чувашия” Африканом Германовичем Соловьевым, не менее любознательным, чем автор этих строк, отделились от группы и пошли по указателю к дворцу Тесея. Мозаичные картины действительно изумительны, остатки колонн, фундамента поражают воображение, но Боже мой! – все это величественное творение человеческих рук находится под открытым небом, ничем не защищено ни от ветра, ни от дождя, ни от лихого человека. Какой-нибудь любитель древностей запросто может наковырять мешок этих разноцветных мозаичных камешков и у себя дома выложить картину. Если бы этот дворец обнаружили где-нибудь в США, так американцы, я не знаю, наверное, шатер из золота над ним соорудили. У них нет такой истории, и потому они над каждым черепком трясутся, а тут, на Кипре, история в буквальном смысле под ногами валяется.


А может, это элементарная беспечность народа, утомленного солнцем и собственной многовековой биографией?


В нескольких километрах восточнее Пале-Пафоса обнаружены остатки возникшего еще в VIII веке до нашей эры святилища Аполлона Гилата, который издревле почитался на острове. Здесь находились обрамленные колоннами культовые здания, помещения для паломников, для отдыха и переодевания атлетов, а также палестра, в которой проводились спортивные состязания в честь Аполлона.


В двух километрах восточнее святилища Аполлона на морском побережье раскопаны руины Куриона, одного из древнейших кипрских городов. Жизнь здесь началась в микенскую эпоху, но расцвета город достиг в римский период. Курион был обнаружен в девятнадцатом веке, систематические раскопки начались здесь в 1933 году и продолжаются по сей день. От городской застройки Куриона сохранились преимущественно фундаменты, фрагменты мозаичных напольных панно, а также нижние части стен. Значительно лучше сохранился неоднократно реконструировавшийся в античные времена театр Куриона. Он вмещал до трех с половиной тысяч зрителей. Теперь каждым летом в рамках фестиваля древнегреческой драмы в древних амфитеатрах Куриона и Пафоса под открытым небом устраиваются представления. Многочисленные туристы и гости Кипра имеют возможность познакомиться с современными интерпретациями трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида, комедий Аристофана.


Последним пунктом нашего маршрута по достопримечательностям Пафоса стала единственная в своем роде церковь Святой Параскевы. Построена она в девятом веке, сохранилась роспись четырнадцатого века. Но время безжалостно обесцветило краски.


Ларнака


“Ларнака – превосходный курорт. У нас вы найдете все: великолепные гостиницы и апартаменты, прекрасные пляжи, зеленые парки и сады, неторопливые, обрамленные пальмами променады, зазывающие кафе, магазины, предлагающие широкий выбор местных и импортных товаров, изобилие ночных развлечений на любой вкус – бары, клубы, дискотеки. Приезжайте и участвуйте!” – предлагал красочный буклет. Мы приехали и поучаствовали – кое в чем. И убедились: в рекламных листках – все правда. “Променады” были действительно обрамлены пальмовыми аллеями, а расположенные на набережной кафе были настолько “зазывающими”, что мы стали обходить их стороной. Владельцы кафе стояли на улице и едва ли не за рукав хватали, чтобы мы у них перекусили.


– Наш город дал миру великого философа Зенона, – с гордостью сказал мэр Ларнаки Георгиос Ликургос. – Его портрет вписан в нашу муниципальную эмблему. А недалеко от мэрии, на набережной, установлен памятник этому философу.


Действительно, Зенон является выдающимся древнегреческим мыслителем, имя которого известно каждому образованному человеку, как основателя школы стоиков и стоицизма – одного из направлений в философии. Его идеи вдохновляли многих великих людей. В частности, Сенеку, Эпиктета, Марка Аврелия. И если в энциклопедиях и специальных справочниках не дается точного ответа, когда родился и умер Зенон, то в Ларнаке не сомневаются: родился в 336 и умер в Афинах (повесился) в 264 году до нашей эры. Но есть одна закавыка.


– В учебниках и справочниках утверждается, что Зенон родился в городе Китионе, его даже именуют так – Зенон Китионский, а вы, господин Ликургос, называете Ларнаку, – нашелся среди нас знаток древнегреческой философии.


– Китион – это старинное название Ларнаки, – ответил мэр.


С мэром можно было поспорить, поскольку перед поездкой в Ларнаку мы прочитали, что Китион – это античный город, на месте которого расположена современная Ларнака. Но, возможно, Китион так “плавно”, без каких-либо исторических перерывов передал свое имя позднему поселению, что и нет смысла говорить о разных городах.


В Ларнаке есть археологический музей, где большинство экспонатов составляют предметы, найденные при раскопках Китиона. Но музей располагает также коллекцией находок эпохи неолита из Хирокитии, древнейшего на Кипре поселения. Вначале считалось, что это поселение существовало приблизительно в 5800-5250 годах до нашей эры, но раскопки последних лет дают основание утверждать, что временной барьер следует отодвинуть вглубь истории до 6800 года до нашей эры. По обилию находок и их сохранности поселение в Хирокитии является уникальным среди памятников эпохи неолита. Обнаружено свыше ста ульеобразных круглых жилищ с конической кровлей, стоящих на каменных фундаментах. Местами сохранились стены из глины или необожженного кирпича. В полукруглых пристройках хранились имущество и провизия. Закрывавшееся звериными шкурами или обломками дерева отверстие в стене служило входом в жилище. Умерших хоронили под глиняным полом или поблизости от дома. Найденные в могилах многочисленные орудия труда из вулканического стекла, кости и камня, каменная посуда, различные украшения, плоские каменные фигурки идолов позволяют утверждать, что на острове в те времена существовала высокоразвитая неолитическая культура. Островитяне уже тогда умели тщательно обрабатывать камень и дерево, им было известно прядение и ткачество. Каменные сосуды из Хирокитии безукоризненно отшлифованы, некоторые из них украшены незамысловатым орнаментом. Наиболее древними памятниками кипр-ской скульптуры являются плоские каменные идолы, изображающие людей и животных в обобщенно-абстрактной манере.


Обилие древних памятников на Кипре издавна привлекало внимание как “охотников за сокровищами”, так и исследователей, среди которых было немало дилетантов, фактически не знакомых с научными методиками проведения раскопок. Как свидетельствовал известный швейцарский путешественник и коллекционер шестнадцатого века Йодикус де Мегген, у грабителей кипрских гробниц он приобрел немало ценнейших произведений древнего искусства. Непоправимый урон многим памятникам древности нанесла в 1865-1877 годах серия раскопок, которую дилетантскими методами проводил американский консул в Ларнаке генерал Л.Чеснолой. Он собрал богатейшую коллекцию кипрских древностей, которая впоследствии была закуплена нью-йоркским Метрополитен-музеем и занимает там в настоящее время почетное место. Большим количеством древних экспонатов с Кипра располагают также Британский музей в Лондоне и парижский Лувр. Правительство Кипра, отдельные учреждения и лица предпринимают ныне немалые усилия, чтобы вызволить из-за границы вывезенные туда раритеты.


По нашим меркам Ларнака – средний город, даже городок, а вот мэр Георгиос Ликургос с гордостью произнес: “У нас 55 тысяч жителей”. Это бурно растущий город, который в последние десятилетия интенсивно застраивался современными зданиями. И если в середине 70-х годов население Ларнаки составляло 35 тысяч, в начале 90-х – 45 тысяч, то за последние 7-8 лет оно увеличилось на десять тысяч. В городе выросли новые административные здания, конторы банков и фирм, поскольку в окрестностях Ларнаки возникала крупнейшая на Кипре промышленная зона.


Большинство жилых домов в Ларнаке, как и в других городах, – это строения средней этажности, с широкими окнами, пропускающими много света и воздуха, но затененные от солнца глубокими балконами и лоджиями, которые обычно опоясывают все этажи. Первый этаж, как правило, нежилой (здесь находятся магазины, офисы различных торговых фирм, промышленных компаний, учреждения, склады, гаражи и т.п.), и поэтому отсчет этажей в доме начинается со второго. Зданий повышенной этажности и современной космополитической архитектуры на Кипре мало. Городские жители здесь отдают предпочтение не многоквартирному дому, а небольшому двухэтажному коттеджу. На первом этаже обычно располагаются гостиная, кухня, столовая, зона отдыха и обслуживающие помещения. Спальни находятся на втором этаже. Около дома разбивается сад или цветник, иногда сооружается бассейн. В планировке и оформлении таких особняков широко используются элементы традиционной кипрской архитектуры: кладка первого этажа выполняется из необработанного природного камня, устраивается наклонная черепичная крыша, на второй этаж ведет внешняя деревянная или каменная лестница, балкон второго этажа поддерживают деревянные или каменные колонны.


Евгений ЛИСИН.


(Окончание следует).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще