По Хрущевскому лесу в село Тумутук

Неожиданный случай привел меня в село со странным названием Тумутук, расположенное на самой границе Азнакаевского района с Башкортостаном.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Неожиданный случай привел меня в село со странным названием Тумутук, расположенное на самой границе Азнакаевского района с Башкортостаном. Приехала дальняя родня из Узбекистана, и за разговором одна из тетушек-пенсионерок вдруг вспомнила, что ее мама родом из этих краев, но вот в самом селе бывать им не приходилось. Родились две сестры в печально знаменитом на всю страну своим экологическим неблагополучием уральском городке Карабаш, практически вся жизнь прошла в Средней Азии. Жили туго, потому ездить куда-то не было возможности. А в семидесятом умерла мама, и татарстанские родственники с ее стороны вовсе остались неизвестными. В памяти сохранились только название села и одно имя – племянника двоюродного брата.


От Заинска до Азнакаева путь не дальний, так что ранним субботним утром мы выехали в дорогу. Часа через полтора были в Тумутуке и прямиком – в сельсовет. Председатель Азат Шигапов с сочувствием отнесся к странным визитерам, которые только и смогли, что назвать имя своей матери да еще одного родственника. С полчаса Азат Бикмухаметович “висел” на телефоне, обзванивая сельских аксакалов. Помог Фазылжан ага Хакимзянов, тридцать восемь лет возглавлявший этот сельсовет. Именно он припомнил, что была такая жительница, даже предположительно ее родню сумел назвать. Подняли архивные книги – и одна фамилия уже на бумаге.


И вот мы у ворот добротного дома. На стук выходит сухощавая женщина, и тут даже слова не потребовались, настолько разительно внешнее сходство трех женщин…


Оставив своих гостей, которые оказались двоюродными сестрами, в счастливых слезах, мы с председателем сельсовета отправляемся по селу.


Вообще, как выяснилось, судьба этого населенного пункта неординарна. Еще в 1935 году стал Тумутук районным центром, отделившись от Азнакаевского района. И в таком статусе он просуществовал двадцать два года. Это время оказалось для села весьма созидательным. Именно тогда появилось добротное здание средней школы, начали работать музыкальная школа, детский сад и ясли. В самом центре Тумутука достраивается мечеть. Прежде здесь была земская школа, затем магазин и склады, а вот теперь добротные до сих пор каменные стены обновились и украсились необычным по своему оформлению минаретом.


По поводу названия села существуют две версии. По одной, оно происходит от словосочетания ” Тымыз Ык”, что означает Тихий Ик. Эта река – своеобразный водораздел между Татарстаном и Башкортостаном – протекает буквально в нескольких десятках метров от околицы. Со временем прилагательное с существительным преобразовались в Тымытык, так село по сей день называется по-татарски.


По другой версии, которую предложил казанский ученый, доктор филологических наук Гумар Саттаров, название поселения произошло от наименования близлежащего пруда Тымызык. Однако в местном диалекте зачастую буква “з” подменяется буквой “д”. Позже последняя стала звучать как “т”. Вот и появился, мол, на свет “Тымытык”. К тому же никто вам достоверно не скажет, откуда пришли первые поселенцы-тумутукцы. Кто-то считает, что из соседнего башкирского Бакалинского района, а кто-то говорит, что народ здесь обосновался в столь далекие времена, что уже и не припомнить дату. Кто знает истину? Но вот, разглядывая карту, заметила я любопытную закономерность. Прямо напротив Тумутука, в пяти километрах, на башкирской стороне стоит деревня Новый Тумутук, чуть дальше Сассыкуль и напротив – Новый Сассыкуль, потом Урсаево и через реку – Новоурсаево, Суендык и опять – Новый Суендык.


Еще одна особенность этого населенного пункта в том, что он не единожды менял место своего расположения. Достоверно известно, что прежде располагался Тумутук у подножия Красной горы, что высится за рекой. Потом переместилась деревня к плотине, опоясывающей Ик, и лишь в середине девятнадцатого столетия прочно укрепилась и разрослась на нынешнем месте.


Тумутукцы себя особо не загружают решением спорных исторических вопросов, а мирно осваивают горную гряду, поросшую густым лесом. Здесь есть пасеки местных жителей, да и места, говорят, богатые на ягоды и живность.


Нынче в селе пятьсот одиннадцать дворов, где проживают тысяча четыреста шестьдесят восемь человек. Трудятся они в двадцати с лишним организациях, расположенных тут же. В СПК “Авангард”, чья центральная усадьба обосновалась в бывшем райцентре, работают всего триста с лишним человек. Рабочих рук не хватает. Но бывший прежде колхоз былую славу не подрастерял. И по сей день он в числе лучших азнакаевских хозяйств. На день нашего приезда здесь вовсю кипела работа на четырех тысячах гектаров пашни. Уже завершили уборку ржи, озимой пшеницы, гороха, овса. Практически половина посеянной пшеницы уже на зернотоке кооператива. Запаслись в достатке кормами.


Заглянули мы на чашку чая к Миннисагиру Харрасову, двадцать лет возглавлявшему колхоз “Авангард” и лишь в восемьдесят девятом передавшему бразды правления нынешнему руководителю. Были времена, по рассказам старого председателя, когда хозяйство гремело на всю республику. Только сельхозугодий здесь числилось около десяти тысяч гектаров. Имелся огромный свинокомплекс, где было более семи сотен голов крупного рогатого скота. Но всю живность заставили пустить под нож, чтобы организовать на базе “Авангарда” спецхоз. С трудом в последние годы удалось восстановить и былую мощь, и былую славу.


В завершение разговора Миннисагир Харрасович вдруг поинтересовался, какой дорогой мы добирались сюда. Да мы и сами внимание обратили: путь из Азнакаева в село ведет через …Хрущевский лес. Не случайно, как оказалось, дали это имя лесному массиву. Тринадцатого августа 1964 года именно здесь, под сенью тумутукских деревьев, потчевали обедом главу Советского государства Никиту Хрущева. В ту пору Харрасов был секретарем партийной организации колхоза, и на его плечи легло много забот.


– До последнего не говорили, что Хрущев может остановиться у нас, – вспоминает ветеран.- Но подготовка велась по полной программе. Завезли новые запчасти, меняли на тракторах все те детали, которые вдруг могли подвести. Вдоль дорог аккуратно заскирдовали солому, чтобы красиво все это выглядело. Красили все вокруг, чистили. А на кукурузном поле в двести гектаров даже вышку поставили на тот случай, если Никита Сергеевич вдруг захочет поле осмотреть сверху.


Встречали его пышно. А еду готовил для Хрущева знаменитый повар из Казани Ахметзянов. Конечно, мы сошки маленькие, нас и близко к кортежу не подпустили. Там ведь было все руководство Татарии, много больших чинов из Москвы. У нас он так и не остановился, но, проезжая по селу, попросил ехать медленно, понравились ему наши места. А ровно через два месяца, 13 октября, если помните, его и сместили с должности. А лес так и стали звать Хрущевским…


Но, как мы убедились, главная гордость тумутукцев – это люди. А тут много имен, которые давно на слуху у республики. Директор средней школы Ильдус Фазлыев перечисляет одного за другим: редактор журнала “Чаян” Ринат Закиев, его брат, работающий в Казанском педагогическом университете, полномочный представитель РТ в Москве Назиф Мириханов, писатель Альберт Яхин, композитор Анвар Шарафиев. А знаменитый татарский писатель Закир Хади, учившийся в здешнем медресе в середине девятнадцатого столетия и оставивший воспоминания об этой деревне в своей книге “Зиганша хазрат”? Отдельно упомянул Ильдус Забирович другого тумутукца – начальника НГДУ “Елховнефть” Ардината Нугайбекова, помогающего своей родной школе. Попросил через газету передать ему благодарность и просьбу не забывать, что в сельском образовательном учреждении проблем всегда куда больше, чем в городе…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще