“Шпрех” Анисимов и его самая заветная мечта

“Представление начинается!

“Представление начинается!”


Почти каждый вечер эти слова звучат на арене Казанского цирка. И каждый вечер человек во фраке с белой манишкой, произносящий их, стоит за барьером. Он дает короткие приказания, наблюдает за установкой цирковой аппаратуры, следит за полетом воздушных гимнастов и отвечает на каверзные шутки клоунов. Он делает все, что полагается во время представления режиссеру-инспектору манежа, или, как его издавна именуют во всем цирковом мире, шпрехштальмейстеру, а сокращенно по-закулисному – “шпреху”.


Сейчас в Казанском цирке мастером разговорного, “шпреховского” жанра слывет Владимир Анисимов. По фактуре – истинный хозяин, по характеру – доброта неимоверная. И не только люди так считают. Ведь не зря вокруг Владимира Николаевича пригрелись 32 персоны из семейства кошачьих. А, как известно, без ласкового слова эти Божьи твари жить не приучены и выбирают себе в хозяева и безропотно подчиняются тем, у кого душа исключительно добрая…


В цирк Анисимова потянуло еще в армии. В солдатской самодеятельности он прямо заболел сценой, добившись в конце концов благоволения знаменитого иллюзиониста Юрия Авьерино-Лапидо. Маэстро взял Владимира униформистом в свою программу. Юрий Кириллович не просто закладывал в юношу знания циркового дела, он воспитывал в нем чувство преданности сцене.


Владимир постоянно думал о собственной партии в многословной цирковой симфонии. Так родилась любовь Анисимова к кошкам. В конце концов не одному же Юрию Куклачеву выступать на цирковой арене с этими талантливыми животными! Анисимов разработал собственную стратегию дрессировки, и после изнурительно кропотливого курса подготовки впервые на арене появился номер с анисимовскими кошками – исключительно беспородными. Это было в 1980 году.


Спустя несколько месяцев аттракцион Анисимова был восторженно принят в Японии, где он гастролировал целых три месяца. Так начались поездки по миру.


А в середине восьмидесятых годов интересное кошачье братство получило прописку в Казанском цирке. Теперь оно имеет собственный почерк выступления, так сказать, оригинальный рисунок муркиных выкрутас. Опыта работы на манеже Анисимову не занимать, и вскоре руководство цирка сочло возможным и необходимым предложить ему пост режиссера-инспектора манежа, что, как совершенно ясно, является делом хлопотным и ответственным.


Сегодня в голове инспектора немало творческих задумок. Прежде всего он мечтает о создании энциклопедии Казанского цирка. У Анисимова уже собраны для нее материалы, и если взяться за дело всерьез, то получится вполне достойный фолиант, в котором будет отражен любопытный срез истории Казани. Главное – чтобы никто и ничто в этой книге не было забыто, в том числе обязательно – друг и помощник Владимира униформист Сергей Петров, по совместительству офицер и просто замечательный человек, который погиб недавно под колесами поезда при спасении маленькой девочки…


А еще Анисимов убежден, что пришла пора учредить в Казанском цирке солидный и авторитетный приз за лучший номер сезона. Тогда в Казань обязательно потянутся интересные исполнители – знаменитые и начинающие.


Наконец, как и многие артисты смежного жанра, Владимир Николаевич очень мечтает о самом простом на свете – об оригинальной новогодней программе, чтобы сыграть в ней роль… Деда Мороза! Можно представить себе, какой забавный был бы дедуля в окружении умниц-кошек. Ведущий программы гордо, надо думать, объявил бы: “Владимир Анисимов! Заслуженный артист Республики Татарстан! Инспектор манежа! Шпрехштальмейстер! Представление начинается!”


Вадим РАХИМОВ.


На снимках: режиссер-инспектор Казанского цирка Владимир Анисимов и его любимец.


Фото из личного архива В.Анисимова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще