(Продолжение. Начало в номере за 16, 23 августа)
Архиепископ Хрисостомос принимает нас в зале, стены и потолок которого расписаны картинами религиозного содержания. Глава кипрской православной церкви получил полномочия высшего иерарха в 1977 году непосредственно из рук своего легендарного предшественника Макариоса, будучи епископом Пафоса, и кажется, будто в зал шагнул тот самый памятник, что установлен перед президентским дворцом, – та же колоритность и спокойная величавость, идущая от осознания своей исторической миссии.
Хрисостомос поддерживает постоянные отношения с Русской православной церковью, он три раза бывал в нашей стране, да и здесь, на Кипре, российские иерархи – не редкие гости. Кстати, сейчас на острове находятся два священника, удовлетворяющие потребности проживающих здесь русских. Приветствуя нашу группу, он просит донести до братьев-россиян призыв об оказании поддержки в противостоянии киприотов с турками.
И здесь, в резиденции архиепископа, не обходится без политики…
Владыка, показывая свои владения, ведет нас по архиепископскому дворцу. У кабинета, который занимал Макариос, он останавливается:
– Эту комнату мы открываем один раз в году – в день рождения архиепископа Макариоса.
Из уважения к российским журналистам церковнослужители распахивают главные ворота дворца, что означает торжественный выход архиепископа по случаю какой-либо знаменательной даты или значительного события. И тут же у ограды дворца собираются любопытные. Для нас же главное – сфотографироваться с архиепископом. Что мы и делаем к всеобщему удовольствию.
В городе Лимасоле есть русская православная церковь, носящая имя св.Анны. Мы не могли не побывать в ней. И хотя время было позднее, тьма уже сгустилась над городом, нас терпеливо ждал отец Саввас – невысокого роста, крепкого телосложения человек с крупными мужицкими руками и лицом, испещренным глубокими морщинами-бороздами. Из-под рясы выглядывают то ли кирзовые сапоги, то ли кирзовые ботинки. По происхождению он грек, но всю жизнь прожил с русскими – сначала обслуживал русскую общину в Париже, а теперь здесь, в Лимасоле. Хорошо, без акцента говорит по-русски. Церквушка едва ли вместит два десятка человек, но в ней есть все, что положено православному храму, – иконостас, алтарь, набор религиозной литературы. Правда, освещение тусклое. Небогато живет русская церковь, поэтому приходится экономить на электричестве.
Отец Саввас, можно сказать, вдохновенный энтузиаст своего дела. Чего он только не придумывает, чтобы привлечь в церковь паству. Например, выпускает газету “Полевые цветы” – небольшой листок обыкновенного формата, какой вставляют в пишущую машинку. Сам печатает, сам размножает и раздает прихожанам. Вот как он объясняет выбор названия:
– Это слова из 102-го псалма: “Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет”. Когда человек осознает, что жизнь – вещь короткая и уходящая, он, естественно, задумывается о смысле жизни. Рождается, крестится, учится, работает, женится… Потом появляются дети, внуки. Вот он уже старик. Одно поколение заменяется другим, как листья деревьев. Так в чем же смысл жизни? Как-то в трудные минуты Пушкин написал такие горькие строки:
“Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозначный жизни шум”.
Сейчас мало кто помнит, – продолжает отец Саввас, – что Пушкину ответил – стихами же, в том же ритме и формате – московский митрополит Филарет, еще при жизни прозванный Мудрым. Да вы прочитайте мой листок, там все сказано. – Отец Саввас раздает нам свою “газету”.
Вот ответ Филарета:
“Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум”.
Ответ митрополита глубоко растрогал Пушкина. Он пишет ему стихотворное послание, в котором присутствует неподдельное чувство благодарности и умиления:
“Я лил потоки слез нежданных.
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей”.
“Жизнь на этой земле имеет смысл и значение, – пишет отец Саввас, – когда человек встречает ее под светом большой правды нашей веры… Христианская весть насчет жизни и смерти заключается в следующем: “Человек, ты живешь один раз, и ожидает тебя вечность. Поэтому выбери сегодня свободно и сознательно Закон Божий как правило земной жизни, чтобы жить вечно с Богом!”
В “Полевых цветах” дается информация о церковных службах, есть объявления. Интересно было узнать, что на Кипре действует Общество друзей славянских церквей, президент – игумен Арсений Махеда, вице-президент – отец Саввас, которое “помогает монастырским приютам в России. “Для этой цели, – сообщает отец Саввас, – мы поставили отдельный ящик в храме св.Анны. В одном из следующих номеров этого листка мы дадим подробности о количестве собранных денег и употреблении их”.
Несколько лет назад в Лимасоле побывал Юрий Лужков. В дар от москвичей он привез часовню, срубленную в Кижах. Вы ее видите на снимке. Поставили ее на высоком месте – часовня видна отовсюду. Поставили временно, даже не стали выкладывать фундамент, поскольку на этом месте уже должен был стоять православный храм, но собранные на его сооружение деньги “съел” августовский дефолт 1998 года.
Святая обитель – 1
В предыдущей главке я перечислил ряд известных кипрских монастырей, но самый известный не назвал – о нем решил рассказать особо. Поймете, почему.
Монастырь Киккос расположен в западной части горной гряды Троодоса в 18 километрах от самой высокой горной вершины Кипра Олимпоса. Расстояние от Никосии примерно сто километров, но поскольку на пути к Киккосу приходится преодолевать лесные чащи и горные массивы, да к тому же взбираться на высоту 1200 метров над уровнем моря (на такой высоте расположен монастырь), то дорога петляет так отчаянно, что на счетчике будут все двести. Поэтому решили выехать пораньше.
Беспощадное кипрское солнце создает такую “глубину резкости”, что на много километров видишь каждый кустик. Никосия находится в центре острова, на плодородной холмистой равнине. За окном автобуса – поля пшеницы и ячменя, чередующиеся с виноградниками, плантациями земляных орехов, обширными рощами апельсиновых, мандариновых, лимонных и оливковых деревьев. Оливковое дерево, дающее вкусные плоды и душистое масло, киприоты чтят издревле. Здесь считают, что спящий под оливой непременно видит добрый сон. Зелеными оливковыми ветвями обрамлен золотой силуэт острова на государственном флаге Республики Кипр. Это символ спокойствия и мира, к которым всегда стремились обитатели острова.
Чем выше поднимаешься в горы, тем живописнее открывается панорама: ярко-зеленые долины, изумрудные леса и виноградники на склонах гор, дикие скалы ущелий и крохотные деревеньки, как бы карабкающиеся вдоль извилистых берегов горных речушек. Иногда такие поселения располагаются у подножия гигантского креста высотой с многоэтажный дом, который виден за несколько десятков километров. Это что-то невообразимое – огромный белый крест, будто спущенный на землю высшими силами, словно парит над окружающим пространством в гордом одиночестве, и только потом, подъезжая ближе, замечаешь спрятанные за деревьями и виноградниками аккуратные, похожие друг на друга деревенские домики.
В прежние времена вся территория острова была покрыта лесами, но чужеземцы их нещадно вырубали, да и довольно частые пожары сделали свое дело. И тем не менее из почти 2000 видов деревьев, известных ученым и специалистам, 86 произрастают только на Кипре и нигде больше. Леса теперь можно увидеть лишь на склонах гор. Вот протягивают на шоссе свои ветви корсиканские и алеппские сосны, несколько видов дубов – золотой, карликовый и даже каменный, с мелкими и колючими листьями. А вот диковинные земляничные деревья и огромные кактусы. Эти названия произносит экскурсовод, она же рассказывает, что у подножия одной из гор Троодоса растет кедр, которому больше 800 лет. Здесь потрясающее количество диких цветов, причем 127 видов являются эндемическими. И все они – деревья, кустарник, растения – прекрасно чувствуют себя в средиземноморском солнечном климате круглый год, а яркая “бугенвилия” как-то вызывающе красиво выделяется на этом вечнозеленом фоне.
В лесных зарослях на крутых горных склонах можно встретить редких животных и птиц, если повезет, конечно. Не только туристы, но и многие киприоты мечтают увидеть муфлона. Впрочем, этого грациозного горного барана встретить нелегко: муфлон обитает высоко в горах и редко попадается на глаза людям.
…Монастырь открылся внезапно. Это целый городок. Основные здания связаны между собой так, что образуют четырехгранник с мощеным внутренним двором, в центре которого – колодец. Нас встречает отец Исайя. Он облачен в строгое монашеское одеяние, но глаза горят живо и весело, румянец на щеках – молодой еще, недавно окончил в Москве институт, где учился на химика. По-русски говорит четко и ясно, предложения строит легко и безукоризненно правильно. (Наверное, это привилегия иностранцев – говорить на правильном русском языке). Он ведет нас по открытой внутренней галерее, показывает покои игумена, общий зал для собраний, кельи монахов, библиотеку, гостевые помещения и рассказывает об истории монастыря, но мы уже многое узнали от экскурсовода в автобусе, пока добирались сюда от Никосии.
Полное название этой обители – “Святой Царский и Ставропигийский монастырь богоматери Киккоса”. Царским он называется потому, что основан благодаря личному участию императора Византии Алексия Комнина (1081-1118). Ставропигийский – потому что на краеугольный камень строения был положен крест (“ставрос”), что на церковном языке означает самоуправляемость монастыря, разумеется, в рамках единой церкви Кипра. Происхождение топонима Киккос неизвестно.
А история у монастыря действительно красивая. По преданию, здесь в одной из пещер жил добродетельный отшельник по имени Исайя. Однажды византийский правитель острова Мануил Вутомитис, отдыхавший жарким летом в местной деревне, пошел в лес на охоту и заблудился. Плутая по лесу, он встретил Исайю и попросил его показать дорогу. Монах, углубленный в свои размышления и избегавший всего мирского, ничего не ответил. Тогда правитель не только обругал, но и ударил Исайю.
Прошло немного времени, и Вутомитис, возвращаясь в Никосию, заболел неизлечимой болезнью. Корчась от боли, он вспомнил, как грубо вел себя с отшельником. Желая пойти к монаху, чтобы лично извиниться перед ним, правитель попросил Бога исцелить его, что тут же и произошло. Однако Бог предстал и перед отшельником, поведав ему, что все произошло по его, Божьей, воле, и убедил Исайю потребовать от Вутомитиса привезти на Кипр икону Божьей Матери, которую при ее жизни написал апостол Лука и которая хранилась в императорском дворце в Константинополе. Вутомитис содрогнулся от страха, услышав просьбу Исайи, так как она показалась правителю невыполнимой. Тогда монах убедил его, что речь идет о воле Божьей, после чего они договорились поехать в Константинополь вместе. Там они нашли императора Византии Алексия Комнина в большой печали, поскольку его единственная дочь тяжело заболела, причем тем же недугом, который поразил ранее Вутомитиса. Тогда они предстали перед императором. Исайя помолился, и дочь императора выздоровела. Далее они объяснили Алексию Комнину, что Божья воля предписывает перевезти святую икону в горы Троодоса. Императору было нелегко расстаться с иконой. Только когда его самого поразила та же болезнь, которой болели Вутомитис и его дочь, он осознал, что нельзя противиться Божьей воле. И все же он решил схитрить – попросил иконописца написать копию и в назначенный час выставил перед кипрскими гостями две иконы, похожие друг на друга до такой степени, что невозможно было определить, где оригинал, а где копия. Выручила пчела – она указала подлинник. И теперь эта неутомимая труженица особо почитаема в монастыре. Рисунок пчелы выложен мозаикой на полу в святой обители и внесен в герб Киккского игумена.
Вместе с иконой император выделил средства, необходимые для того, чтобы построить храм, в который ее должны были поместить. Исайя с большой радостью привез икону на Кипр, где народ оказал ему восторженную встречу и прошел вместе с иконой весь путь от морского побережья до Троодоса. Перед ними склонялись деревья, гласит легенда. Действительно, на склонах Троодоса мы видели немало склоненных сосен.
Одновременно прибыл на остров и Вутомитис. Он передал Исайе императорский указ с золотой печатью, который провозглашал монастырь Ставропигийским и отписывал на его содержание доходы от нескольких деревень. И вот уже более девяти столетий икона Божьей Матери хранится здесь, в Киккском монастыре. Ее называют царицей всех икон не только потому, что апостол Лука писал ее при жизни Богородицы, т.е. с натуры, но и потому, что такова была Божья воля – поместить икону на Кипре.
Старейшее историческое свидетельство о Киккосе встречается в рукописи 1136 года. Остальные сведения о первых годах жизни обители и обо всем византийском периоде почерпнуты из упоминаний о ней в позднейших текстах. Хотя это свидетельства косвенные, они убеждают нас в том, что монастырь оказывал значительное влияние на духовную жизнь Кипра. Святая обитель Киккоса завоевала такую славу и уважение, что после пожара 1365 года, во время латинского владычества на острове, восстановить ее вызвался сам король Кипра Петрос, католик по вере.
Монастырь берег и сохранял традицию, греческий язык и историческую память в основном посредством церковных текстов. В монастыре была мастерская по переписыванию и украшению рукописей, продолжающая византийские традиции. Вышедший отсюда рукописный псалтырь хранится сегодня в библиотеке патриарха Иерусалима.
В период турецкого владычества, когда религиозная вера для греков-хриcтиан была равнозначна национальному самосознанию, монастырь лелеял религиозные чувства своей паствы. Тысячи паломников, несмотря на трудности и сопряженные с ними опасности, путешествовали днями и неделями, чтобы достичь обители, помолиться у святой иконы, почерпнуть у нее силы и мужества.
Убежищем для христиан служили и рассеянные по всему Кипру, а также в других странах “метохи” – подворья монастыря. Одно из подворий, кстати сказать, находилось в Грузии.
И вот что интересно. Вокруг монастыря развивались искусство, иконопись, резьба по дереву, науки. Свидетельства тому – рукописные кодексы, музыкальные рукописи, различные реликвии и документы, сохранившиеся как в монастыре, так и по всему Кипру, а также у частных лиц и в музеях, библиотеках, архивах во многих странах мира. В восемнадцатом веке при монастыре открылась греческая школа, учениками были послушники и другие юноши, которые после окончания учебы возвращались в родные места. Позднее эта школа была преобразована в трехклассную греческую гимназию и остается таковой до сего дня. Многие выпускники гимназии продолжают свое образование в богословских школах Афин и Иерусалима.
Отец Исайя прерывает свой рассказ и приглашает нас в гостевое помещение. На столиках стоят рюмки с какой-то золотистой жидкостью, разложены мармеладки и восточные сладости.
– Прошу вас подкрепить силы, – приглашает к рюмкам отец Исайя.
– А что это такое?
– Чача.
– Чача? Настой на чайной заварке?
– Нет, что вы, – смеется батюшка. – Это водка нашего собственного производства. Она очень хорошо снимает усталость. Мы предлагаем всем паломникам. Представьте, вот он взбирается по горам, преодолевая лесные чащобы, приходит к нам обессиленный, а мы ему рюмку чачи – и усталость как рукой снимает. Ну, с Богом. – Отец Исайя степенно осушает стопарик, его глаза заиграли еще веселее.
Чача пьется легко, как слабенькое винцо, которое можно давать беременным женщинам, хотя градусов в ней побольше, чем в водке, – более пятидесяти. Действительно, какая-то легкость во всем теле появляется, ощущения обостряются. Многие из нашей группы потянулись за второй рюмкой, а кто-то уже за третьей. Отец Исайя посмеивается, делает знак монаху, который откупоривает бутылки и подливает в рюмки, – дескать, ничего, все в порядке, можно еще наливать.
И продолжает рассказ о монастыре.
Святая обитель – 2
Мы привыкли у себя в России к тому, что церковь – это чисто религиозное, “идеологическое” учреждение без примеси каких-либо мирских дел и забот, а священнослужители – этакие затворники, размахивающие кадилом и осеняющие паству крестным знамением. Здесь же, на Кипре, священнослужители – это люди с мужицкими мозолями, а монастырь – такое заведение, где одно из ведущих подразделений – бухгалтерия, не только подсчитывающая доходы и расходы, но и проводящая многоплановый экономический анализ. Конечно, на протяжении всей многовековой истории святой обители сюда постоянно поступали добровольные пожертвования от верующих, но не они определяют экономическое благополучие монастыря. Он имеет собственный винодельческий завод, где 120 рабочих. Завод выпускает на продажу виноградную водку и ликер. Есть здесь и производство мармелада и восточных сладостей. Благодаря тяжким трудам монашеской братии и умелым действиям руководителей монастыря он владеет ныне плодородными землями, мельницами, виноградниками, полями, давильнями винограда, плодоносными деревьями, оливами, рожковыми деревьями, скотом. Например, на центральной усадьбе обители развивается садоводство, виноградарство и пчеловодство. Здесь применяются новые методы ведения сельского хозяйства, которые затем распространяются по всему острову. Киккос был первопроходцем и по части закупки, ввоза и использования новой техники для полей и ферм.
Как видим, экономическая деятельность монастыря способна принимать национальный масштаб, хотя монахов в нем – два десятка человек (это сейчас столько, в иные годы было намного больше). Вот интересный пример. Кипрскому архиепископату принадлежал монастырь Архангела. Архиереи заложили его турецкому ростовщику, а когда пришла пора выкупать, у них не нашлось средств. Долг заплатила Киккская обитель и тем самым спасла монастырь для православной церкви Кипра. С тех пор он принадлежит Киккосу как подворье Архангела.
Я уже упоминал о греческой гимназии, которую содержит монастырь. Но это только малая толика благодеяний святой обители. Большие суммы выделяла и выделяет она для поддержки школ, открывающихся в городах и деревнях Кипра. Монахи и сами строят школы в сельской местности. “Мы очень заинтересованы в том, чтобы наш народ был просвещен”, – говорит отец Исайя. Монастырь подарил большие земельные участки на постройку школ в пригородах Никосии и на создание культурных центров, полностью оборудовал несколько школьных мастерских, внес средства или полностью принял на себя расходы по строительству дополнительных школьных корпусов, оборудовал компьютерные центры в педагогическом институте, в лицеях и школах; регулярно приглашает в школы для чтения лекций известных на Кипре ученых, деятелей литературы и искусства.
Причем филантропическая деятельность монастыря постоянно расширяется. На его средства построены детские сады, центры молодежи, дома для престарелых и пр. Особое внимание уделяется здравоохранению. Киккская обитель приобрела оборудование для трансплантационного центра и ряда больниц в Никосии и нескольких деревнях, покупает машины скорой помощи и дарит их министерству здравоохранения.
Оказывается помощь – моральная и материальная – православным патриархатам Ближнего Востока и Восточной Европы, а также миссионерским группам, несущим православие в страны Африки и Азии.
Но и это еще не все. Монастырь открыл духовную семинарию, а после турецкого вторжения принял под свою крышу сельскохозяйственную гимназию. В 1986 году в Киккосе учрежден исследовательский центр, который ведет научную работу и уже опубликовал около двух десятков научных трудов. В подворье Архангела построен большой современный актовый зал, где проходят симпозиумы, конференции и другие научные мероприятия. Одновременно монастырь финансирует издание многих книг общекультурного назначения. Созданы богатый исторический архив и специализированная библиотека, которая в последние годы обогатилась тысячами томов. В особом помещении библиотеки хранятся редкие издания, византийские рукописи, а также ценный архив греческих и оттоманских источников.
Для пополнения коллекции исторических реликвий Киккос принимает участие в аукционах, проводящихся за границей, и возвращает на Кипр предметы, являющиеся частью его культурного наследства и похищенные захватчиками острова. Таким образом монастырь возвращает на родину картины и церковные реликвии исключительной художественной ценности, старинные рукописи, географические карты, рукописи и гравюры, другие предметы древности.
Удивительно, но факт: монастырь ведет исследования в области византийской музыкальной культуры. Создан хор, он исполняет уникальные образцы церковных песнопений, которые, казалось бы, безвозвратно ушли в прошлое вместе с Византийской империей. Даже создана специальная школа, которая обучает церковной музыке.
Гордость Киккского монастыря – его музей. Полы музейных залов выложены гранитами и мрамором. Потолки, обшитые ореховым деревом, украшены резьбой и позолотой. Из динамиков приглушенно льется чарующая хоровая музыка.
– Это византийские песнопения, исполняет хор нашего монастыря, – сообщает директор музея. Зовут директора Иваном. Он украинец. По-русски говорит хорошо, но так быстро, что не все разберешь. Торопится в отведенное ему время побольше показать и рассказать.
Дорогие материалы, продуманное освещение, торжественные византийские песнопения, единственные в своем роде экспонаты, большинство из которых создано из золота, серебра, смальты, слоновой кости, шелка, пурпура, жемчуга и других драгоценных камней, – все это погружает посетителей в особую атмосферу, которая позволяет ощутить дух прошедших времен и мысленно представить славу и величие эллинизма и православия.
В зале № 1 демонстрируются дохристианские памятники культуры, найденные на Кипре. Основную часть экспозиции составляет керамика, начиная с медного века (2300 г. до н.э.) и заканчивая временами Римской империи (50 г. до н.э. – 330 г.н.э.). В следующем зале экспонируется древнехристианская коллекция – светильники, кресты, кадильницы, паникадила и другие предметы.
Евгений ЛИСИН.
(Продолжение следует).