Она успела сказать Джалилю, что он – большой поэт

В истории татарской литературы двадцатый век занимает особое место.

В истории татарской литературы двадцатый век занимает особое место. Тем больший интерес представляют личности, чей жизненный путь совпал с началом и завершением века. Эти представители татарской творческой интеллигенции встретили Октябрьскую революцию молодыми, но уже образованными людьми. Их зрелость совпала с трагическими событиями 1937 и 1941 годов. Их личная судьба, нравственный и творческий потенциал определили важнейшие приоритеты развития национальной культуры в последующие десятилетия.


Какие же общечеловеческие ценности служили путеводной звездой для представителей этой славной плеяды татарской интеллигенции? Ответить на этот вопрос хотелось бы некоторыми фактами из жизни Магинур Файзуллиной – литературоведа, критика, педагога, 100-летие со дня рождения которой отмечается в эти дни.


Она родилась в начале ушедшего века. Во время Первой мировой войны училась в знаменитой Троицкой семинарии, которую с отличием закончила в канун революции.


Через всю жизнь Магинур Файзуллина пронесла добрую память о прекрасных учителях детства и юности. Она вспоминала: “Начальное образование я получила в сибирском городке Атбасаре. В этот городок, затерянный среди песков, на 360 км отдаленный от железной дороги, прибыли из Иж-Бобьи учителя Афлятуновы. В 1910-1917 годах они приобщали татар к культуре своей нации. Они прекрасно читали суры из Корана, благодаря им мы впервые увидели татарские газеты, узнали о Тукае, Ш.Камале, Г.Ибрагимове… Как сейчас помню тот горестный день, когда мы услышали о смерти Г.Тукая. Был траур, отменили занятия. Мы хором пели песни на стихи Тукая, шли домой и плакали” (“Казан утлары”, № 4, 1980 г.).


Педагогическая деятельность М.Файзуллиной началась в Атбасаре в 1917 году. Сохранилась фотография тех лет: юная учительница со своими воспитанницами. Девочки в белых фартучках и платочках, в белом и сама учительница.


В годы Гражданской войны она преподает в школах Новосибирска, Омска, с помощью городских властей открывает малокомплектную татарскую школу в Славгороде. В эти же годы публикуется в газете “Азат Себер”, одним из редакторов которой был ее муж Хабиб Валеев. В 1925 году в Москве выходит ее книга для детского чтения “Октябрь балалары”.


Дальнейшая жизнь М.Файзуллиной связана с Татарией – Казанью и Елабугой. Она оканчивает Казанский педагогический институт и аспирантуру при кафедре татарской филологии, пишет диссертацию под руководством видного ученого, профессора Г.Нигмати. В 1936 году издает учебник-хрестоматию “Уку китабы” (“Книга для чтения”), куда наряду с произведениями татарских писателей были включены ее переводы русской и зарубежной классики.


В этот период в круг ее близких друзей входит поэт Муса Джалиль. Их знакомство состоялось еще в Москве в 1925 году. М.Файзуллина работала учительницей в татарской школе им.Нариманова (кстати, среди ее учеников был будущий татарский писатель Габдрахман Абсалямов), а М.Джалиль, будучи тогда студентом, жил по соседству с ней, на квартире у школьной “технички” Захиргуль. Рядом со школой располагался клуб татарских рабочих. М.Файзуллина была заместителем председателя клуба и отвечала за организацию встреч с деятелями татарской культуры. Частыми гостями в клубе были Муса Джалиль, певица и композитор Сара Садыкова…


Всю жизнь поддерживала Магинур добрые дружеские отношения и с прозаиком Г.Абсалямовым, который посвятил ей свой последний роман “Зеленый берег”. В ее ближайшее окружение входили также Х.Туфан, А.Алиш, Н.Даули, Л.Гильми. А самыми близкими подругами были Загида Тинчурина, жена известного драматурга, и Сарвар Адгамова, супруга К.Наджми, с которой Магинур подружилась еще в Троицке.


Хроника последующих лет и событий говорит сама за себя.


1937 год. Арестован и расстрелян замнаркома земледелия Татарии Хабиб Валеев, муж М.Файзуллиной. Репрессирован и ее научный руководитель, профессор Г.Нигмати. Ее саму, оставшуюся с тремя детьми, за связь с “врагами народа” увольняют с работы.


1941 год. В начале войны погибают оба подросших к этому времени сына М.Файзуллиной. В довершение ее выселяют из квартиры, а в 1952 году высылают из Казани.


Магинур не только устояла под ударами судьбы, но все эти годы жила активной творческой жизнью. В частности, она посвятила целый ряд журнальных и газетных публикаций творчеству Мусы Джалиля. Особо значимыми среди них являются статьи 1940 и 1948 годов. А предыстория их такова.


В 1939 году М.Файзуллина получила приглашение из Оренбургского пединститута прочитать курс лекций по советской литературе студентам татарского отделения. В программе значился и Муса Джалиль, но никаких материалов по его творчеству отыскать не удалось. Но поскольку М.Файзуллина давно увлекалась его поэзией, прочитать лекцию ей не составило труда. У студентов она вызвала живой интерес. После этого появилось желание написать статью о Джалиле, о чем М.Файзуллина поделилась с редактором журнала “Совет эдэбияты” Имамутдиновым. А после ее возвращения из Оренбурга на одном из совещаний к ней подошел Муса Джалиль: “Мне сказали, что вы хотите написать статью о моем творчестве. Я сам принесу вам материалы”. Через несколько дней у нее в руках оказалась целая кипа рукописных тетрадей с его стихами и необходимыми пометками.


Статья была написана и прочитана поэту в присутствии Аделя Кутуя. Никаких замечаний не последовало, и в третьем номере журнала за 1940 год статья была опубликована. Это единственная прижизненная монографическая работа о творчестве М.Джалиля.


Вторая статья, где автор восхищается силой и глубиной его таланта, вышла в 1948 году, когда еще была неизвестна судьба поэта, но плен и слухи о предательстве уже наложили вето на его имя. Для подобной публикации в то время требовалось немалое мужество как со стороны автора статьи, так и редактора журнала “Совет эдэбияты” Кави Наджми.


Вскоре М.Файзуллиной пришлось покинуть Казань и переехать в Елабугу. Она возглавила кафедру татарской литературы Елабужского пединститута, вела большую просветительскую работу, постоянно публиковалась в республиканской и местной печати, считалась среди татарского населения лучшим лектором, вечерами обучала желающих арабской письменности. Здесь ее навещали уже постаревшие друзья – Кави Наджми, Габдрахман Абсалямов, Загида Тинчурина, Фатыма Ильская, Наби Даули. Следила она и за творчеством молодых писателей, которые очень дорожили ее мнением.


Последняя статья М.Файзуллиной вышла в журнале “Казан утлары” весной 1983 года, уже после ее смерти. Ее творческое наследие представляет немалый интерес для истории татарской литературы. И не только ее книги, статьи, но и дневники, письма. В частности, сохранились десятки писем к ней Г.Абсалямова, в которых писатель делится своими раздумьями, планами…


Судьба М.Файзуллиной, в общем-то, типична для лучших представителей советской татарской интеллигенции. Воспитанные на культурных традициях конца девятнадцатого века, очарованные революцией семнадцатого года и не сломленные 1937-м, они сохранили высокий настрой души, явив нам пример нравственной стойкости, служения профессиональному долгу и культуре. Данью памяти этому уходящему поколению татарской интеллигенции стало присвоение имени Магинур Файзуллиной одной из школ города Елабуги.


Ария ВАЛЕЕВА.


Елабуга.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще