Эвакуация была выигранным сражением

Теперешние старики, кому за семьдесят, до сих пор могут без подсказки вспомнить слова песни “Если завтра война”, постоянно звучавшей до войны по радио.

Теперешние старики, кому за семьдесят, до сих пор могут без подсказки вспомнить слова песни “Если завтра война”, постоянно звучавшей до войны по радио. Была, как известно, и кинолента с таким же названием. И песня, и фильм одухотворяли сознание людей при той скупой довоенной информированности, в которой жил народ.


Но сегодня слова песни (которую, между прочим, дети должны были обязаны разучивать в школе) поражают наивностью. Как можно было боготворить “допотопные” барабаны и тачанки в эпоху оружия массового поражения? Что это – дань романтическим временам Гражданской войны или сознательное притупление бдительности граждан как раз накакуне военной схватки, неизбежность которой была очевидной? Взять, к примеру, такие строчки:


Полетит самолет, застрочит пулемет,
Загрохочут могучие танки,
И линкоры пойдут, и пехота пойдет,
И помчатся лихие тачанки.


Подымайся народ,
собирайся в поход,
Барабаны, сильней барабаньте!
Музыканты, вперед!
Запевалы, вперед!
Нашу песню победную гряньте!


Песня была написана в 1937 году (авторы – композитор Д.Покрасс и поэт В.Лебедев-Кумач) и до начала Великой Отечественной войны стала очень популярной.


В своем выступлении по радио 3 июля 1941 года Сталин среди прочего призвал к демонтажу и вывозу промышленных предприятий, материальных ценностей, к угону скота с территорий, которым угрожает оккупация врага. Оккупированными в начальный период войны стали важнейшие экономические районы на западе и юге страны, многие регионы оказались в непосредственной близости от театра военных действий, в пределах досягаемости авиации противника. Уже к сентябрю 1941 года Советский Союз лишился многих металлургических, машиностроительных производств, авиационных, танковых заводов, предприятий по производству вооружения и боеприпасов. На территории, занятой немцами, вскоре оказались десятки миллионов людей – около сорока процентов населения страны! Все это уменьшало оборонительный потенциал Красной Армии, сократило трудовые ресурсы, так необходимые для создания прочного тыла воюющей страны.


Вот она, цена ставки на сверхпатриотическое “шапкозакидательство”. Сражаться нужно было уже не на тачанках и с помощью конницы, а на танках и имея тяжелую артиллерию.


Слава Богу, несмотря на заблуждения Сталина о разгроме врага на его территории, реальный сценарий грядущей войны все же учитывался. 24 июня 1941 года, через два дня после начала войны, был создан Государственный Совет по эвакуации, ведавший перемещением предприятий, учреждений, учебных заведений, людей, материальных ценностей вглубь страны. Была поставлена задача создать на востоке – на Урале, в Сибири, Поволжье – новые промышленные центры, превратить восточные районы страны в основную экономическую базу СССР.


И такая база была создана. В еще недостроенных корпусах оборонных заводов выпускалась продукция, необходимая фронту. Массовое производство на заводах Урала “Т-34” – лучших танков Второй мировой войны – стало возможным благодаря применению сварки брони, разработанной эвакуированным из Киева Институтом сварки под руководством академика Е.Патона.


Глубоким тылом в годы войны считалась Татария, которая стала одним из центров приема эвакуированных. В нашей республике было размещено более семидесяти разных предприятий, среди них – крупнейшие авиационные, машиностроительные, приборостроительные, часовой заводы. В Казань были эвакуированы многие институты Академии наук СССР, конструкторские бюро, в которых работали видные ученые и знаменитые конструкторы. Чистополь, Елабуга собрали в годы войны известных писателей и поэтов. Зеленодольск принял из Киева знаменитый судостроительный завод “Ленинская кузница”.


Специальной директивой Гитлера военно-воздушным силам Германии было приказано всячески препятствовать советской эвакуации и нещадно бомбить эшелоны, двигающиеся на восток, разрушать железные дороги и мосты. Фашисты знали, какой потенциал на самом деле заложен в этой стране! И директива Гитлера тщательно выполнялась, так что трагедий с эвакуируемыми было не счесть. Одна из них разыгралась на железнодорожном узле Малин северо-западнее Киева в начале июля 1941 года. Здесь вперемежку стояло много эшелонов с воинскими частями и боеприпасами. Я видел своими глазами, как фашистская бомба по сигнальной ракете с земли попала в состав с боеприпасами, и взрывом разметало все вокруг…


Эвакуация начального периода Великой Отечественной войны и спустя 60 лет поражает масштабностью замысла и его исполнения. Она компенсировала или устранила буквально все недоработки в оборонно-промышленной сфере. Эвакуация поражает и мобильностью советского народа, его патриотизмом, терпением, трудолюбием.


Английский публицист А.Верт в своей книге “Россия в войне 1941-1945 годов” писал, что “советский народ был приподнято горд победой над немецким фашизмом. Чувства этой гордости относились и к эвакуации, мобилизующей и организованной – одному из многих выигранных сражений Второй мировой войны”.


С этим трудно не согласиться.


Е.ГОЛУБИЦКИЙ.
Зеленодольск.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще