В восьмидесяти километрах от Казани, по железной дороге, за Арском лежит полурусская, полутатарская деревня Ново-Чурилино. Когда по тропинке входишь в нее, тебя встречает остов полуразрушенной деревянной церкви, речушка, прокопавшая в земле за столетия глубокий овраг, и высокие раскидистые вековые деревья.
Единственными приметами цивилизации здесь являются магазин, психоневрологический интернат на 450 человек, аптека, начальная школа и маленькая одноэтажная больничка. Даже не больничка, а социально-реабилитационное отделение “Надежда”, которое размещается на окраине села в белокаменном доме дореволюционной постройки с современным пристроем из красного кирпича.
Здесь работает коллектив из трех медсестер – К.Хузиной, Л.Хурамшиной, А.Хамзиной, массажиста Л.Ахметзянова и энтузиаста врачебного искусства, настоящего поэта своего дела, врача высшей квалификации Альфреда Зиганьшина. Конечно, маленькому социально-реабилитационному отделению не обойтись еще без повара, завхоза, шофера, нянечек и одного-двух мастеров на все руки, которые способны выполнить любую работу – лишь бы “больничка” дышала, жила, действовала.
Я услышал о Зиганьшине в Казани случайно, потом вести об этом сельском враче дошли до меня еще раз, и я приехал к нему.
Пожалуй, первое, что бросается в глаза в необычной методике сельского врача, – она резко отличается от обычной медикаментозной практики, отягощенной огромным количеством всякого рода анализов и дорогостоящих исследований. Его методика основана на древней традиции, уходящей корнями в приемы врачевания, известные как профилактическая восточная медицина.
Что лежит в ее основе? Иглоукалывание, массаж, воздействие на сознание больного словом, лечебный гипноз и, возможно, самое главное – строгая, жесткая диета. Больные, прошедшие через “Надежду”, знают о знаменитых “урючных днях” Зиганьшина. И, наконец, как эффективный лечебный фактор выступает общение с местной удивительно красивой природой.
Все это и применяет Зиганьшин при лечении полиартрита, остеохондроза, катаракты, гипертонии, атеросклероза, различных неврозов. Удивительно – используются вроде бы совсем простые средства, но результат налицо: люди сбрасывают лишний вес, у них нормализуется давление, содержание сахара в крови. За трехнедельный курс лечения происходит мощная очистка организма, вентилируются и очищаются все сосудистые системы и, самое главное, очищается душа. Недаром в арских краях о Зиганьшине идет слава, как о “шамане”. Шаманскими камланиями он, естественно, не занимается, но, без сомнения, является уникальным врачом, проповедуя больным новый образ жизни.
Нынешний сельский медик в чем-то, видимо, похож на старого земского врача – он должен быть специалистом разносторонним, уметь лечить все и всех. Но в чем-то он должен, наверное, превосходить врача старой формации, так хорошо описанного в свое время Чеховым. Нынешнему сельскому медику мало быть просто врачом, он обязан быть еще и умелым организатором, хозяйственником.
Последние два года для Зиганьшина и его маленького коллектива – это два года борьбы за то, чтобы очаг врачевания в Ново-Чурилино не погас. И борьба эта увенчалась успехом. После завершения ремонтно-строительных работ амбулатория в ноябре 2000 года была закрыта, а на ее базе и базе бывшей участковой больницы открылось социально-реабилитационное отделение.
Конечно, проблема эта решалась при активном содействии Министерства социальной защиты РТ, Арской администрации, руководства “Татнефтепродукта”, оказавшего “Надежде” спонсорскую помощь, других организаций. А.Зиганьшин рассказывает о поддержке своего маленького коллектива Ново-Чурилинским психоневрологическим интернатом, Арским колледжем, преподаватели и студенты которого безвозмездно работали на строительстве пристроя к “больничке”. Бескорыстной была помощь и бывшего колхоза “Корса”, пославшего на стройку бригаду рабочих, Арского лесхоза, выделившего транспорт, Корсинского лесничества…
Вот так всем миром и сделали это доброе дело.
Все это вроде бы мелочи (подумаешь, строительство маленького пристроя), но они свидетельствуют: не все так безнадежно в нашей жизни, как порой кажется. Добрая основа в душе людей сохраняется. И на нее сельский врач Альфред Зиганьшин делает ставку.
Так получилось, что меня в жизни всегда привлекали люди-энтузиасты, фанатики своего ремесла, выпадающие из рамок и привычных стереотипов. Я когда-то писал об Асхате Галимзянове, казанском фермере-арендаторе, который откармливал бычков и свиней, а вырученные средства переводил на счета детских организаций. Привлекли меня в свое время и философ Фан Валишин, образом своей жизни напоминающий знаменитого Диогена, кандидат геолого-минералогических и доктор философских наук Эдвард Хакимов, поэт Юрий Макаров. Это люди со своими, не занимаемыми ниоткуда идеями. И всей своей жизнью осуществляющие их. К такому же “золотому стандарту” человека относится и ново-чурилинский врач Альфред Зиганьшин.
Диас ВАЛЕЕВ.