Неожиданное известие пришло из Белграда. Освобождена из-под домашнего ареста 75-летняя Йованка Броз – вдова бывшего президента Югославии Иосипа Броз Тито. Говорят, что так сурово с ней обошелся еще собственный муж. А все последующие правители лишь слепо исполняли волю маршала. Так это или нет, но последние 25 лет в обществе Йованка не появлялась. Заграничного паспорта у нее никогда не было. Жила на пенсию, правда, пользовалась автомашиной с шофером.
Аналогичная весть пришла из Бухареста. Правительство Румынии решило вернуть экс-королю Михаю дом в Бухаресте и старинный дворец в Араде на западе страны, отобранные у него после прихода к власти коммунистов в 1947 году. В конце войны влияние молодого короля было использовано при свержении режима Антонеску и вступлении Румынии в войну на стороне союзников. За это Михай даже получил от советского правительства Орден Победы. Но вскоре новая власть согласно канонам все поставила на свои места: король был вынужден отречься от престола и эмигрировать в Швейцарию, его лишили гражданства и всего имущества.
И вот возврат дома и дворца. Более того: президент Румынии Ион Илиеску заявил, что не станет препятствовать политической карьере короля Михая в стране. В свете этого заявления парламентские выборы в Румынии приобретают особый интерес.
Рвется в депутаты и болгарский экс-монарх Симеон II. Его судьба мало чем отличается от судьбы Михая, разве что жизнь эмигранта в Испании сложилась успешнее. Но дело здесь, видимо, уже в личных деловых качествах экс-монарха.
Царем Болгарии (третьим из династии Саксен-Кобургов) шестилетний Симеон II стал в августе 1943 года после внезапной смерти отца Бориса III, скончавшегося в самолете во время возвращения домой со встречи с Гитлером. Царство сына было недолгим. В сентябре 1946 года в результате организованного и контролируемого коммунистами плебисцита, объявившего Болгарию республикой, Симеона II вместе с семьей выслали в Египет, затем он поселился в Испании. Занялся коммерческой деятельностью, надо было зарабатывать деньги: у экс-монарха пятеро детей. Успех обеспечили образование (Симеон владеет английским, французским, немецким, арабским, испанским, итальянским и португальским языками), энергия и предприимчивость.
В мае 1998 года Симеон впервые за полвека посетил Софию, где его восторженно встречали полмиллиона человек. Через два года Конституционный суд вернул конфискованную в свое время царскую собственность.
В последнем своем интервью для печати, отвечая на вопрос, почему он не возвращается в Болгарию, Симеон сказал: “Я обязательно вернусь, но когда у меня будет конкретная программа того, что в ближайшее время я смогу сделать для Болгарии”. И вот, видимо, такая программа появилась. Во всяком случае, Симеон собирается баллотироваться в депутаты Народного собрания Болгарии на предстоящих 17 июня парламентских выборах. Он создаст и возглавит национальное движение “Симеон Второй”, главная цель которого – объединение болгарских граждан вне зависимости от их этнической и партийной принадлежности. Экс-монарх объявил журналистам, что готов “исполнить свой исторический долг перед Болгарией” в том случае, если получит сильную поддержку на выборах. Такое заявление аналитики трактуют двояко: как готовность возглавить новое правительство и как намерение добиваться реставрации монархии.
Возможно, в ближайшее время объявит о своей готовности создать и возглавить правительство в изгнании бывший афганский монарх Захир Шах, живущий в пригороде Рима. Тогда наряду с движением “Талибан” и противостоящим ему Северным альянсом может возникнуть третий политический фактор, олицетворяющий идею национального примирения. А это как раз то, что более всего нужно несчастной стране, раздираемой внутренними противоречиями.
Ставка делается на диаспору – афганцев, находящихся в эмиграции в разных странах мира, преимущественно в Германии. Их видные лидеры примут участие в традиционном сборе – Лоя Джирге. Избранный на ней орган должен будет заняться подготовкой новой Конституции Афганистана, а также организацией в будущем всеобщих выборов.
Ставку на Захир Шаха делают и Соединенные Штаты, и Саудовская Аравия. Россия, по мнению наших видных экспертов, также заинтересована в том, чтобы экс-монарх стал фигурой, способной объединить под своей короной враждующие стороны. Другие реальные пути прекращения войны в Афганистане не просматриваются. Немаловажно и то, что Пакистан, активно поддерживающий талибов, похоже, намерен дистанцироваться от этого движения. Таким образом, правительство Захир Шаха может стать полноправным участником международных усилий по урегулированию ситуации в Афганистане.
Вряд ли такая роль по плечу Реза Пехлеви, сыну свергнутого в 1979 году иранского шаха. Бежавший тогда от исламской революции в Соединенные Штаты бывший кронпринц, выступая на днях в Вашингтоне в Национальном пресс-клубе, заявил: “США должны помочь иранскому народу превратить свою родину в светское и демократическое государство”. По мнению Реза Пехлеви, сейчас для этого самое подходящее время. Годы президентства Хатами, считает он, принесли иранцам лишь разочарования. Иран оказался в международной изоляции, появились коррупция, безработица, инфляция, нарушение прав человека. Иранцы начинают осознавать, что нынешний режим несовместим с принципами свободы и гражданского общества. Пехлеви-младший утверждает, что у США и Ирана общие интересы. Что же до будущего государственного устройства страны, то его должен определить народ на национальном референдуме. Реза Пехлеви даже готов взойти на трон, если таковой будет воля народа.
Шансы Пехлеви-младшего восстановить монархию минимальны. Все те беды, которые он приписывает результатам деятельности президента Хатами, пышным цветом расцвели в Иране еще при его отце – шахе Мохаммеде Реза Пехлеви, правившем страной почти сорок лет. По сути, шах сам спровоцировал народные выступления, приведшие к господству исламских клерикалов. Память об этом жива в народе.
Слабым утешением для бывшего кронпринца может служить тот факт, что он не первым терпит фиаско на политическом поприще. До него такая участь постигла наследника албанского престола Леку, в эмиграции занимавшегося бизнесом. Его отец Зог I отрекся от престола в 1946 году, когда к власти в стране пришел коммунистический режим Энвера Ходжи. Через 15 лет Зог скончался. А сынишка в 1997 году появился в Албании в надежде восстановить монархию. Однако на референдуме соотечественники его не поддержали.
Н. ЕРМОЛОВИЧ.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”