В начале мая в Чутеево нашли бивень мамонта. Увидеть находку заезжим корреспондентам не удалось, да и из деревенских-то мало кто успел на нее взглянуть: кость быстренько забрали для исследований в Казань. Но уж хотя бы постоять на берегу речки, где когда-то, возможно, бродили мамонты, мы могли себе позволить.
Поэтому и отправились в Чутеево.
По дороге сразу же задались вопросом: откуда взялось такое странное название деревни? Оказывается, поселение это имеет необычную и интересную историю.
Чути-бабай
Рассказывают, будто основал ее некий Чути Киреев, житель Аксубаевского уезда, сосланный за какие-то прегрешения царской охранкой в Сибирь, но по дороге умудрившийся скрыться и впоследствии обосноваться в этих красивых местах. От того Чути-бабая образовалось четыре ветви рода. Каждая имела свой знак: вилы, молоток, гусиные лапки, стремена. Этот знак применялся и в тех случаях, когда надо было поставить на бумаге свою подпись.
Независимый нрав основателя деревни проявился не только в неподчинении режиму. Вскоре, а историки датируют этот период 1670 годом, в этих местах набирает силу процесс насильственной христианизации. Чути-бабай вместе с частью населения пытался избежать этого, скрываясь в других деревнях. Часть жителей перебралась в другой конец губернии и основала поселение, которое называют Новые Чути. Несколько десятков семей властям удалось окрестить, но затем эти люди вновь возвратились в ислам. И так вышло, что в округе Чути оказалась единственной мусульманской деревней. Все последующие посягательства на свою веру жители уже отстаивали с оружием (а точнее – с вилами) в руках. Рассказывают, что дело доходило до кровавых столкновений, но чутеевцам удалось сохранить независимость.
За минувшие столетия много испытаний выпало на долю народов, населяющих эти земли, и теперь никому нет дела, кто какую веру исповедует и исповедует ли вообще. Но трагическое прошлое оставило глубокий след в историческом сознании чутеевцев. Новое, молодое поколение должно знать не только историю своей страны, но и малой родины – родной деревни, любить ее и хранить. И где этому учить, как не в деревенской школе? В Чутеевской школе и учат…
Бивень из Тутыйкоша
Именно в школе больше всего сокрушались по поводу скорого исчезновения бивня мамонта. Завуч Фидания Камалова, так та просто из себя выходила, как только начинали говорить об утраченной находке. Как же, двухметровый бивень прекрасно дополнил бы уже имеющуюся коллекцию костей, вполне возможно, принадлежащих тому же мамонту. Когда и откуда впервые появились они в школе, теперь уже многие не помнят, а вот бивень нашел Мансур Хуснутдинов.
Его называют самым увлеченным человеком в деревне, так что неудивительно, что бивень “попался” именно ему. Мансур-абый – инженер-строитель, последние четыре года – пенсионер. Поэтому времени у него хватает, чтобы в любое время года прогуливаться по окрестностям родной деревни. “Зачем?” – спросила я. “А зачем вы гуляете у себя в Казани по улице Баумана?” – в ответ спросил он. В общем, я поняла, что Мансур- абый – созерцатель. Наступила весна, прошелся по любимым местам: как они пережили зиму, что тут изменилось? Прошел дождь – снова причина для прогулки: что новенького нанесло на берега речки Тутыйкош? Вот 2 мая и заметил он с высокого берега реки какой-то незнакомый белый предмет, появившийся в размытой почве. Спустился, подкопал, и на свет появилась огромная, со специфическим запашком кость. Сходил за сыновьями, вместе вытащили кость на берег, привезли на машине в деревню.
Находка оказалась очень весомой – 218 сантиметров в длину, 18 сантиметров в диаметре, весом в 35 килограммов. Старикам в мечети рассказал, те удивились: никогда не видели, не слышали ничего подобного. Теперь, конечно, чутеевцам (а Мансуру-абыю – особенно) интересно: что-то скажут ученые, которые увезли находку? Кто знает, может, здесь целое кладбище мамонтов?
А в школьном музее хранятся не только останки мамонта. Есть предметы старины (кроме традиционных сосудов, прялок и кумганов, лежит на одном из стендов и пистолет), которыми пользовались чутеевцы в прошлом веке, и даже – дощатый домик, внутреннее убранство которого дает школьникам представление, как жили их прадедушки и прабабушки.
Есть здесь стенд, на котором собран материал об одном из жителей села – Шакуре Рахимове. А был он… конокрадом. Но Шакур-карак хоть и имел прозвище “Вор”, в глазах односельчан человеком был очень уважаемым.
Шакур-карак
История жизни этого человека послужила материалом для создания художественной книги. Она тоже есть в школьном музее. А еще там есть вырезка из газеты “Кызыл Татарстан” за 1926 год, в которой рассказывается, как был задержан и за какие преступления приговорен к расстрелу Шакур Рахимов.
По меркам нынешнего времени, за конокрадство к расстрелу не приговаривают. Не заслуживал столь жестокой меры наказания он и тогда. Очевидцы рассказывали, что когда Шакура арестовали и повезли в Казань, на пути его следования стояли люди, готовые в любую минуту вызволить его, но сигнала не последовало: конокрад не предполагал, сколь сурово обойдется с ним новая власть, – все-таки было ему в ту пору 65 лет.
В своей округе Шакур пользовался большим авторитетом: его банда, а насчитывались в ней десятки человек, никогда не крала у бедных. А вот беднякам лошадей, случалось, дарили. Помогал Шакур нуждающимся и продуктами. Оттого и чтят чутеевцы его память. Тем более что был случай, когда Шакур спас жизнь многим крестьянам. Было это в Гражданскую войну. Говорят, умел он людей к себе расположить, слушались его. За советом приезжали со всех окрестностей, даже из Ульяновска.
Бывают в школьном музее дети, внуки (один из них, кстати, долгие годы был министром сельского хозяйства в Узбекистане) Шакура-карака. Благодарны, что жизнь отца, деда отражена не в черно-белом варианте. Ведь любая жизнь – многомерна и многоцветна, а то, что их родитель был личностью, – бесспорно. Хорошо, что современные школьники имеют возможность сами делать выводы.