Память – понятие конкретное

Началось все летом 1981 года с книги Р.

Началось все летом 1981 года с книги Р.Мустафина “По следам поэта-героя”, в которой автор рассказал, как побывал на месте пленения Мусы Джалиля. Изучив все детали, мы, четверо парней и пять девушек – бойцы “Снежного десанта” филологического факультета КГУ, решили тоже съездить в Мясной Бор, что в Новгородской области. Но, отправившись по следам земляков, мы оказались там, где боевая Слава не отлита в бетоне и бронзе. Где останки героев, отдавших жизнь за Отчизну, десятки лет лежали в грязи болот и клеветы.


Столкнулись мы тогда не только с трудностями работы на болоте. Пришлось отстаивать честь тысяч солдат и офицеров 2-й Ударной армии, посмертно оклеветанных, названных “власовцами”. А для этого – бросить вызов в центральной прессе и на телевидении и своим преподавателям-историкам, и самой Системе.


Во времена развитого социализма небезопасно было заявлять в прессе, что партия и правительство вовсе не чтут память конкретных защитников Отечества. Бросив останки многих тысяч советских солдат на полях сражений, чиновники всех рангов старались запретить само упоминание об этой проблеме. Рассказать о ней в печати было нелегко. И первым протянула тогда нам руку помощи университетская газета “Ленинец” (ныне “Казанский университет”). На свой страх и риск редактор Э.Михайлова опубликовала материал автора этих строк об оклеветанной и проклятой официальными властями армии. Газета “Советская Россия” смогла рассказать об этом лишь полгода спустя. А в сентябре 1987 года статью о работе “Снежного десанта” в Мясном Бору опубликовала и “Комсомолка” (“Армия не сдается, даже если ее командующий стал предателем”).


Видимо, чувствуя вину перед однополчанами и отцами, советские чиновники высшего уровня, в том числе и министр обороны Язов, стали опровергать обвинения горстки студентов: “У нас нет незахороненных воинов. У Кремлевской стены нашел свой вечный покой последний Неизвестный солдат. У нас никто не забыт и ничто не забыто. Подтверждение тому – крупнейшие в мире мемориалы”.


Но мы, двадцатилетние студенты, своими находками, архивными изысканиями, публикациями и любительскими фильмами доказали: эти мемориалы и Вечные огни стоят, как правило, на останках незахороненных солдат. Построены они на пенсии, которые не получили миллионы семей “пропавших без вести” на фронте.


Участие в экспедициях стало для нас не выполнением наказа старшего поколения, а протестом против его равнодушия. Наверное, и по этой причине еще до обнищания вузов деканаты и профкомы факультетов перестали финансировать поездки в Долину Смерти. Хочешь говорить правду от своего имени – ищи ресурсы сам.


Стоит ли удивляться, что большинство студентов все эти годы ездили в экспедиции, за редким исключением, на свои стипендии. Никакой оплаты за труд не предлагалось и там, в Новгородской и Ленинградской областях.


Но дело делалось: за студентами КГУ в Долину Смерти потянулись сверстники из других вузов, школьники и заводская молодежь Казани. Потом отряды появились в районах республики и в других регионах страны. Совместно с друзьями-поисковиками за прошедшие годы бойцы “десанта” нашли и похоронили с воинскими почестями останки около 16 тысяч солдат и офицеров Красной Армии. Возвращено доброе имя нескольким тысячам опознанных по медальонам и личным вещам защитников Отечества. Только под Мясным Бором найдены медальоны 31 уроженца Татарстана.


За эти годы организовано 35 поисковых экспедиций только в Новгородскую область. В каждой из них приняло участие более 3500 поисковиков из Татарстана – из Казани, Азнакаева, Буинска, Елабуги, Зеленодольска, Мензелинска, Набережных Челнов, Нижнекамска, Чистополя, Аксубаева, Арска, Бавлов, Кукмора, Лаишева. Состоялась экспедиция и нынешней весной.


Последние экспедиции были особенно удачными на открытия. Посчастливилось найти следы одной из дивизионных редакций 2-й Ударной армии. В воронке нам удалось собрать несколько килограммов шрифтов, которые были когда-то последним номером газеты “Боевой товарищ”. Сохранился шрифтовый заголовок газеты, несколько цинковых клише. Не менее интересной была находка особо секретного оружия Красной Армии – установки по подрыву радиоуправляемых фугасов. Из года в год находят ребята и штабные печати дивизий и полков 2-й Ударной армии, оставшиеся в карманах погибших штабистов.


И пусть твердят иные сегодня о кончине патриотического движения в республике, пусть пытаются подменить истинный патриотизм накачиванием мускулов в военизированных секциях. Мы будем делать свое дело. Остается надежда, что официальные власти все же признают движение “Снежных десантов” немаловажным в ряду молодежных инициатив. И будет это не только на словах.


Своей работой мы доказали, что увековечение памяти – понятие конкретное. Подготовлена к изданию 25-томная Книга Памяти, в которой увековечены имена 345 тысяч погибших земляков. Мы понимаем, что работа не завершена. Важно восстановить как можно больше судеб невернувшихся с войны. Если мы хотя бы не попытаемся вспомнить каждого поименно – четыре Вечных огня в Казани останутся лишь архитектурными деталями.


Откликнитесь, молодые друзья по идеалам! Найти нас, поисковиков, достаточно просто: рабочая группа редакции Книги Памяти находится в Кремле, телефоны в Казани – 92-21-20, 92-44-56.


Те, кто хотел бы убедиться воочию, что все сказанное не легенда, пощупать то, что было когда-то оружием, осколки снарядов и личные вещи солдат, могут прийти в музей “Снежных десантов”, что в доме № 83 на ул. Декабристов (во дворе магазина “Домовой”).


А вас, коллеги-поисковики, приглашаем на встречу “20 лет мы ходим в Долину Смерти”, которая состоится 16 июня в 10 часов у памятника Мусе Джалилю. Вспомним о славном прошлом, споем наши песни…


М.ЧЕРЕПАНОВ.
Бывший командир республиканского объединения “Долина”,
ныне – руководитель рабочей группы Книги Памяти РТ.





Пока не найдены родственники 17 земляков, погибших в Мясном Бору, среди них:


БЛАЖНОВ Виктор Ефимович, 1923 г. рожд., урож. Кировского района Казани, мать – Мария Ефимовна жила на ул. Гладилова.


ГАНЕЕВ Василий Кузьмич, 1908 г. рожд., урож. Татарстана, родственница – Екатерина Илларионовна жила в д. Соколовка Сумской обл.


ДАУТОВ Алексей Тимофеевич, 1917 г. рожд., урож. д. Урясьбаш Кукморского р-на.


ЗИМАЛЮТИН Андрей Никитович, 1903 г. рожд., урож. д. Стороше.


ЧИСТОВ Михаил Ник., 1923 г. рожд., урож. д.Чулпаново Октябрьского р-на.


Их останки найдены в Долине Смерти и захоронены с воинскими почестями на станции Мясной Бор.


Просим откликнуться тех, кто знал этих солдат или их родственников.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще