В памяти – веселая деревенская улочка, на которой собрался, кажется, весь местный люд. Старики на лавочках, на корточках дымят махоркой. Более молодые мужики – кто побойчее – крутятся вокруг молодок да женщин более степенных. Это они в нарядных платьях, крепдешиновых косынках с ветками березок в руках завели хоровод. Для гармошки места нет. Песни все больше поют старинные, тягучие. И все равно безумно весело.
Я оглядываю своих босоногих подружек и радуюсь, что у меня платье самое яркое – красное, в белый горошек и с кружевными оборками. Напоминает старинный сарафан, совсем как у бабушек, что вытащили свои наряды из сундуков. Так полагается на Троицу.
Церкви у нас поблизости нет, самая ближняя – за сто сорок верст. Но накануне мы все ходили на кладбище и поминали ушедших родственников. Взрослые у могил молились. Бабушка Алексана все повторяла: “Сия есть благословенная суббота, сей есть успокоения день…”
… Господи, как давно это было! Из того нарядного, песенного хоровода на этом свете не осталось почти никого. Но приходит Троица и чудесным образом воскрешает их, подтверждая истину, что покуда человека помнят, он не уходит в безвестность, он всегда рядом.
И куда бы судьба потом ни забрасывала, повсюду в русских селениях я замечала особо трепетное отношение к Пятидесятнице. Из городов и чужих весей стремятся на свою малую родину люди, чтобы объединиться с близкими в этот прекрасный день, добром помянуть ушедших. Да, неумолим зов расцветшей природы, превратившей уголки дорогой нашей земли в царство света, зелени и молодых ветров. Но срывает с мест, из привычных будней прежде всего душа, которую в ее именины не утолить простыми воспоминаниями о гуляниях у родной околицы.
Но почему именины? Может, это вольность и непозволительная, однако рождение православной души как-то невольно связывается у меня с сошествием Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день по воскресении Господа. Библейские предания повествуют, что когда ученики Иисуса Христа собрались в одном доме, вдруг зашумели небеса, появился огонь, разделившийся в виде языков на всех присутствовавших. И тогда апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить на разных языках, чтобы нести в мир Его истину.
В этот день открылась сила и слава Триединого Божества: Бога Отца, от которого исходит Святой Дух, Бога Сына, пославшего Духа от Отца, и Бога Духа Святого, наглядно сошедшего на апостолов. В Троицу прощаются верующим согрешения, молятся в храмах о благодати Небес живущим и упокоении умерших.
С тех апостольских времен у христиан и появился обычай украшать в день Пятидесятницы церкви, свои дома зелеными ветвями, цветами. Это как символ обновления людей, очищения их душ силой сошедшего на верующих Святого Духа. Вот они, именины православной души!
Многие из нас еще только ищут свой путь к вере. И в Троицу все возможно, как, например, возрождение обычаев, традиций. Вот совсем недавно на весеннего Николу Чудотворца в селе Русское Никольское в очередной раз согрел сердца многих сотен людей республиканский фольклорный праздник. И мало кто сейчас помнит, что после десятилетий забвения это старинное изумительное действо – праздничные хороводы – местные работники культпросветработы возродили именно в Троицу, когда в село по неписаному закону съезжаются все выходцы из него.
Год от года набирал этот престольный для никольского люда праздник свою силу. Появилась потребность возродить и церковь, которая сиротой стояла возле роскошного Дома культуры. Трудов на восстановление храма было положено предостаточно. И теперь в церкви идут службы, исцеляются души, и люди, не отрекаясь от красоты земной, все чаще обращают свои взоры к Небесам.
Завтра у нас Пресвятая Троица. Во многих селах ее отпразднуют на славу. Впрочем, вся неделя пройдет под ее благодатным светом. Засеяны поля, на зеленые луга вышли стада. Нам есть чем дорожить и о чем молиться.