В эти дни мы отмечаем 110-ю годовщину со дня рождения замечательного татарского композитора, фольклориста, педагога и общественного деятеля Султана Габяши. Его вклад в татарскую культуру значителен и во многом недооценен даже сегодня. Тягостная атмосфера идеологического прессинга
20-30-х годов, надломившего судьбы многих представителей национальной интеллигенции, чуть было не поглотила и Султана Габяши. Его имя и творческое наследие надолго оказались вычеркнуты из истории татарской культуры. Но всегда звучала его знаменитая “Кукушка” – песня на стихи Г. Рахима, написанная композитором еще в 1913 году. Позже появились ее хоровые обработки – авторские и композитора А. Ключарева. Долгое время “Кукушка” была визитной карточкой Государственного ансамбля песни и танца РТ. Говорили даже, что, если бы Габяши был автором только одной этой песни, он уже навсегда остался бы в народной памяти. Однако в том-то и дело, что композитор был очень разносторонней творческой личностью.
Габяши получил прекрасное образование в лучших татарских медресе – “Мухаммадия” в Казани и уфимском “Галия”. Он был большим знатоком классической литературы Востока и фольклора тюркских народов, владел несколькими восточными (арабский, турецкий, персидский ) и европейскими (латынь, немецкий, французский) языками.
Предки композитора были учеными, религиозными деятелями, занимались резьбой по камню, эпиграфикой. Его прадед и основатель династии – Губайдулла Габяш – был автором известной поэмы “Фатимакаме”, а также книги стихов. Видное место в общественной жизни Казани конца XIX – начала
XX вв. занимал и отец Султана – крупный религиозный деятель, один из лидеров джадидизма, историк Хасангат-казый Габяши. Человек высочайшей культуры, он был сторонником светских тенденций в национальном образовании. Видя большое влечение сына к музыке, он пригласил для него и дочери Рокыи преподавательницу, которая учила их игре на рояле.
С 1909 года Султан Габяши начал участвовать в татарских литературно-музыкальных вечерах, которые проходили в Уфе и Казани. Вел концертные программы, аккомпанировал певцам, играл в оркестре. Имя
С. Габяши прочно утвердилось на концертной эстраде. Тогда же впервые зазвучали его собственные сочинения – романсы и песни на стихи Тукая и Рамиева, пьесы для фортепиано. Они сразу же привлекли мелодическим богатством и снискали молодому автору большую популярность. “В лице Габяши мы приветствуем первого татарского композитора”, – писал поэт Сагит Рамиев.
К этому времени в Казани уже существовал татарский драматический театр. Ярким событием стала поставленная на его сцене в 1917 году драма Гаяза Исхаки “Зулейха”. Автором музыки к этому спектаклю был Султан Габяши. Все газеты, откликнувшиеся на премьеру, неизменно отмечали то сильное впечатление, которое производила на зрителей его музыка.
За “Зулейхой” последовали другие спектакли, среди которых выделяются постановки по мотивам известных восточных легенд “Юсуф и Зулейха”, “Тахир и Зухра”, “Славный джигит”, “Шах Габбас” и другие. К сожалению, до нас дошла лишь небольшая часть музыки Габяши, написанная для этих драматических произведений, но и она позволяет судить о нем как о композиторе большого лирического дарования. Уже в наши дни на сцене Камаловского театра была вновь поставлена драма “Зулейха”, где в полную силу зазвучали голоса ее великих создателей – Гаяза Исхаки и Султана Габяши, музыку которого восстановил дирижер театра Фуат Абубакиров.
И все же главные театральные работы С. Габяши были впереди. Первые татарские оперы “Сания” (1925) и “Эшче” (“Рабочий”, 1930) были написаны им в соавторстве с Г.Альмухаметовым и В. Виноградовым и стали своеобразным символом национального обновления, обогащения мусульманской культуры европейскими музыкальными традициями. К созданию первых татарских опер было приковано внимание не только музыкантов, но и широкой общественности. Их премьеры стали крупным событием для республики, получили небывалый резонанс в местной и центральной прессе. Материалы о “Сание” попали и в зарубежные издания, а опера “Эшче” была показана в Москве.
Композитор в эти годы был полон сил и творческих планов. Активно занимался педагогической деятельностью, будучи в числе первых преподавателей существовавшей тогда Восточной консерватории, а затем Восточного музыкального техникума.
Габяши стоял у истоков татарской музыкальной фольклористики. Всю жизнь бережно собирал и хранил он татарские и башкирские народные песни, включенные им позже в сборник “Национальные мелодии”. А в 1931 году во многом благодаря его личным усилиям была организована большая фольклорная экспедиция по районам Татарии, итогом которой стало уникальное собрание образцов традиционной татарской музыки.
Творческая убежденность композитора, опирающегося на практику народного музицирования и отстаивающего ценность традиций, шла вразрез с официальной идеологией. Интерес к народному творчеству назвали национализмом, верность традициям – косностью и противодействием пролетарской культуре. Ложные и несправедливые обвинения в пантюркизме и панисламизме явились поводом для резкой критики и отстранения композитора от активной общественной и педагогической деятельности. Толчком к этому послужила статья “О “габяшизме” в татарской музыке”, подписанная инициалами “А.П.” и опубликованная в ноябре 1930 года в газете “Кызыл Татарстан”, а также ряд организованных откликов на нее, подхвативших крайне негативную оценку творчества композитора. Само слово “габяшизм” стало синонимом религиозно-националистического, реакционного начала в татарской культуре. Все это было тяжелым ударом для композитора. И весной 1932 года, устав от нападок, он переезжает в Уфу.
Габяши внес немалый вклад в развитие музыкальной культуры Башкирии. Он руководил различными хоровыми коллективами, совершил еще одну фольклорную экспедицию, участвовал в создании Союза композиторов республики. А Казань тем временем, казалось, напрочь забыла о Габяши, хотя сам он всегда рвался сюда…
Сегодня имя Султана Габяши снова на слуху, а его творчество обретает свое законное и почетное место в истории татарской музыки. О нем пишут книги, публикуются его фольклорные труды, студией “Панорама” снят документальный фильм о династии Габяши…
Творческие идеи композитора, в частности, предложенные им интонационно-ладовые модели, восходящие к исламской музыкально-поэтической культуре, были подхвачены и реализованы много лет спустя в творчестве современных татарских композиторов – А.Монасыпова, Ш. Шарифуллина, Р. Калимуллина, М. Шамсутдиновой.
К сожалению, музыка самого Габяши звучит пока крайне редко. При жизни композитора не было издано ни одного его сочинения, и по нынешний день никто не взял на себя этот труд. Редкие исполнения осуществляются по рукописям автора, хранящимся в архиве ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова. Не стал в этом смысле исключением и юбилейный концерт, состоявшийся 16 мая в НКЦ “Казань”… Остается надеяться, что в скором времени нотная часть архива все же будет издана и вся музыка Султана Габяши станет такой же узнаваемой, как и его знаменитая “Кукушка”.
Гульнур ГУБАЙДУЛЛИНА.
Кандидат искусствоведения.