Нет у жителей бугульминской деревни Сула единого мнения насчет возникновения ее названия. Одни считают его производным от татарского слова, обозначающего водное место, благо речушек и родников здесь достаточно. Другие выдвигают иную версию, тоже связанную с водой.
Дескать, более двух веков назад обосновался в нескольких десятках километров, в верховьях огибающей нынешнюю Сулу реки, беглый крестьянин, скрывающийся от властей. В лесистом предгорье заложил на поляне большую пасеку, с которой по этим местам распространилось пчеловодство. Вот и стали предшественники сулинцев на вопрос о том, где они обосновались, отвечать так: “Недалече от реки, что с ульев течет”, имея в виду ту далекую пасеку. Со временем реку, текущую “с ульев”, стали называть проще и короче – Сулой. Как и деревню, вольно раскинувшуюся близ ее берегов.
Женская часть населения деревни придерживается своей, более романтической версии. Да, соглашаются сулинки, упоминаемый нашими мужиками пасечник в верховьях реки жил, но дело не в ульях, а в его дочери-красавице. Очень хороша была, и характер золотой. Неудивительно, что приглянулась она молодому повесе помещику, который часто наезжал охотиться в ту дубраву, где стоял дом пасечника, весьма скаредного человека. Он-то и поддался на уговоры помещика, за большие деньги отдал ему свою дочь в наложницы.
У девушки, как водится, конечно же, был свой любимый – парень из соседнего села. И поскольку жизнь в барских хоромах ее никак не прельщала, она пыталась переубедить отца, но тот от своего решения не отступил – деньги ему свет застили. А дочь, простившись с милым, ушла в лес и долго плакала там, прислонясь к деревцу, а потом упала с разорвавшимся от горя сердцем и превратилась в родник.
Вот с него-то, утверждают женщины, и начинается река, которую прежде не Сулкой или Сулой называли, а Солой – от слова соль, поскольку много в ней соленых слез той бедной девушки.
Вот так перемешались в названии деревни и вкус меда, и соль слез. А судьба этого поселения оказалась по-настоящему славной. Давно известна Сула как умелыми землепашцами, скотоводами, так и искусными ремесленниками, особенно ткачами, столярами и плотниками, о мастерстве которых говорят, к примеру, красивые, тонкой работы резные наличники на некоторых сулинских домах.
Примечательна деревня и тем чудом, что свершилось близ нее на ключе, названном впоследствии Святым. Давным-давно нашли здесь сулинцы невесть как появившуюся икону Достойной Божией Матери. Бережно хранили ее, передавая из поколения в поколение. И лишь недавно последние деревенские хранители святыни передали икону городской церкви.
А еще ходят в среде бугульминских любителей всего таинственного слухи о том, что происходит в Суле, на развалинах бывшей помещичьей усадьбы, нечто необьяснимое: только начнут охочие до кладов люди копаться на месте прежних барских покоев, как вдруг откуда ни возьмись возникает перед ними…обезьянка! Вроде бы симпатичная и не агрессивная, однако наводящая на кладоискателей мистический ужас.
Конечно, трудно принять всерьез разговоры охотников за чужими сокровищами о разгуливающем в наших краях экзотическом зверьке. Однако сей факт мне подтвердила отличающаяся, по мнению сулинцев, серьезностью и весьма трезвым отношением к жизни их односельчанка Лидия Васильевна Прохорова. Эта хоть и пожилая, но совершенно не склонная к мистицизму женщина в прошлом тоже видела обезьянку на отцовском подворье, но тогда больше изумилась, а не испугалась.
Исстари присущи жителям Сулы остроумие, веселое отношение к жизни. С завидным для ее почтенного возраста чувством юмора рассказывала мне Анна Матвеевна Хутина о том, как изменилась первая буква ее фамилии. Дело в том, что прежде в деревне и другие Кутины жили, а потому в колхозные времена возникала порой путаница с начислением трудодней. Анна Матвеевна с мужем были работниками старательными, и им не хотелось за просто так делить заработанные трудодни с однофамильцами. Вот и надумали из Кутиных стать Хутиными – начальство им в этом пошло навстречу.
Бабе Ане уже порядком за восемьдесят, но она не жалеет времени на то, чтобы учить огородничеству детей тех горожан, которые строят в Суле дачные особняки. Надеется на то, что сумеет приобщить парнишек и девчонок к труду на своей земле и осядут они затем в милой ее сердцу деревне. До войны она была большой, нынче же обезлюдела. Ставить ее на ноги кому-то надо, не зря ведь Сула входит в состав СПК “Прогресс”.