На бывшем ногайском тракте, соединяющем сейчас Казань с Набережными Челнами, сравнительно недалеко от столицы Татарстана, лежит у реки Ноксы село Богородское.
Первые упоминания о нем местные краеведы относят к 1567 году, когда переселившиеся из нынешней Ивановской области крестьяне назвали его Сааровым починком. Позже починок стал селом Успенским, а с XVII века сосланные сюда из угличского села Богородского опальные крестьяне принесли с собой и новое название. С тех пор, и даже в советские времена, название села уже не менялось.
За эти годы, да что там годы – века, не изменился и характер жителей Богородского. Спокойствие, вежливость и удивительно чистый, без привычных в Татарстане поволжского или вятского акцентов русский язык до сих пор отличают этих сельчан от их соседей из окружающих Казань районов. Да они даже и по привычным промыслам всегда стояли особняком. Если до революции пестречинцы гремели на всю Россию своими гончарными изделиями, то в Богородском упорно следовали поговорке “Готовь сани летом, а телегу зимой” и прославились своими санями и телегами далеко за пределами Казанской губернии.
Сегодня в Богородском о прошлом зримо напоминает лишь церковь, опекаемая прибывшим в село в 1996 году отцом Игорем. В свое время деревянный храм в Богородском сгорел. Прихожане обвинили в несчастье старосту и посоветовали ему не возвращаться из Казани без нового сруба. Доехав до столицы и рассказав буквально первому встречному татарскому купцу о своих злоключениях, староста, видимо, так разжалобил его, что купец отдал ему для постройки новой церкви бревна, которые были приготовлены для сооружения… мечети.
Нынешний же священник – отец Игорь, приехавший сюда по совету своего духовного наставника, помимо реставрации церкви хочет еще и оборудовать местный святой источник. По его мнению, эта святыня с чудотворной водой могла бы стать как бы отправной точкой в возрождении села, которому сейчас как никогда нужна финансовая помощь. Здесь, увы, рассчитывать приходится только на чудо, что, впрочем, местных жителей ничуть не смущает, – по крайней мере, одно, можно сказать, задокументированное чудо в селе уже есть. Это лик преподобного Серафима Саровского, регулярно на Пасху появляющийся в притворе храма.
Но не менее чудесен и другой местный феномен – школа, которая стала для села настоящим культурным центром. Именно здесь бережно хранится не только местная история, но и особый дух предков, те самые “преданья старины глубокой”, которыми гордятся в Богородском.
По словам учительницы истории Гульнур Хамзиной, немало известных людей посетили в свое время это село. Здесь собирали свои отряды Стенька Разин и Емелька Пугачев, останавливалась, проезжая в ссылку, жена Владимира Ленина Надежда Крупская, недалеко от церкви был схвачен белогвардейцами революционер и командир Красной Армии Мулланур Вахитов…
Судьба же другого местного жителя с неприметным в России именем Иван Сергеев и подавно могла бы стать сюжетом для голливудского фильма. Уйдя из родного села на Первую мировую войну, он был ранен и попал в плен. Из-за его болезни французы не смогли вместе с другими русскими солдатами передать Сергеева в рамках обмена военнопленными России, а когда он выздоровел, на родине вовсю полыхал пожар революции. Вернуться тогда домой Иван Сергеев посчитал небезопасным. Работящего русского приметил хозяин мастерской, выдал за него свою дочь… Только в 1967 году “офранцузившийся” Иван смог ненадолго приехать на свою родину с внуками – Жан-Пьером и Бернардом. Дети его так в России и не побывали… А в той же местной школе работает его племянница – учит богородских девчонок домашнему труду и рукоделию…
Взрослые же жители села давно уже не делают саней на продажу. И хотя богородцев с их парным молоком, творогом и сметаной каждый день можно увидеть на казанских рынках, основным местом работы здесь стало подсобное хозяйство “Таттрансгаза” – ООО “Газовик”.
Не считая сельхозпроизводства, в трех цехах, оснащенных импортным оборудованием, готовят мясные, молочные и хлебопродукты, которыми снабжаются в основном газовщики Татарстана. В ближайшее время здесь разобьют теплицы, и еще одним видом продукции “Газовика” станут свежая зелень и овощи. Для самих же сельчан, по словам главы местного самоуправления Закира Зарипова, пришедшие к ним газовики стали еще и надеждой на переустройство Богородского. В местном бюджете, увы, нет денег ни на постройку некогда сгоревшего клуба, ни на ремонт дорог и прокладку тротуаров…