Прости живет и не прощается

Нижнекамск построен на “костях” трех деревень – Ахтубы, Чабьи и Соболекова.

Автор статьи: Ирина МИТРЮШКИНА

Нижнекамск построен на “костях” трех деревень – Ахтубы, Чабьи и Соболекова. В отличие от них судьба села Прости, расположенного в четырех километрах от промышленной зоны, гораздо длиннее и удачнее. Через год ему исполняется 360 лет.


История села не ушла “в никуда” благодаря Владимиру Прокопьевичу Доброву, собравшему о нем интереснейшую информацию. И не только из дореволюционных реестров, архивных фондов, по которым определена дата “рождения” поселения. Но и по воспоминаниям местных старожилов, устами которых передается “главная” легенда о происхождении названия села. Связана она с именем Емельяна Пугачева. Будто бы находясь в наших краях со своим войском, он побывал в пяти поселениях. В Бетьках состоялась большая битва с правительственными войсками, в Набережных Челнах он был на отдыхе, во время которого на берег были вытащены лодки (челны), в Пьяном (ныне Красном) бору прошло хмельное застолье, в Соболекове Пугачев подарил соболиную шубу своей возлюбленной, а вот в Простях – с ней прощался и просил у нее прощения. Эта красивая легенда не имеет, увы, исторического подтверждения. И куда вероятнее молва о том, что во времена этого восстания (1773-1775 годы) простинцы ходили встречать войска Пугачева с хлебом-солью к Елабуге, до которой отсюда – через луга – километров десять. Само же село Прости появилось “на карте” за сто с лишним лет до восстания Пугачева и название получило от речушки, протекающей в полутора километрах от него. А первые поселенцы появились в этих местах еще во второй половине XVI века, после покорения Иваном Грозным столицы Казанского ханства. В безлюдные, глухие места стекались и беглые люди. Места, выбранные ими, были не только удобны, но и красивы. Прости расположено у подножья горы. С одной стороны окружено лесами, с другой – заливными лугами с озерами и протоками, до сих пор богатыми рыбой и дичью.


Простинцы любили свое село и считались рачительными хозяевами.


– Раньше, – вспоминал отец Владимира Прокопьевича, – просто так в село не въедешь. Вокруг были изгороди, на въезде стояли ворота, которые днем за гостинцы открывали мальчишки. К своим наделам в полях и лугах сельчане относились бережно. Их огораживали, чтобы избежать потравы посева животными. За изгородью следили. Если на чьем-то участке изгороди появлялась дыра, хозяина приглашали на сельский сход и обязывали починить.


В 1750 году в селе была построена деревянная церковь. В 1830 году она сгорела и отстроена вновь через пять лет уже из кирпича. Церковь простояла более ста лет.


Есть факты, что простинцы принимали участие в Отечественной войне 1812 года в составе казанского ополчения. Быть может, былая слава предков и подвигла одного из простинцев – Никиту Кайманова – в дни Великой Отечественной войны 1941 года стать первым в Татарстане Героем Советского Союза.


…За свою долгую жизнь Прости пережило не один пожар и не одно затопление в весеннее половодье. Но всегда, как ванька-встанька, заново отстраивалось, восстанавливалось и увеличивалось. В 1640 году в нем насчитывалось десять домов и 30-40 жителей, в 1700 – пятьдесят домов и 240 человек, в 1800 – 105-115 домов и почти 700 жителей, в 1926-30 годы – 370 домов и 2400 жителей.


История села получила новый поворот с началом строительства в конце пятидесятых годов ХХ века Нижнекамского нефтехимического комбината. Прости и Соболеково оказались его самыми близкими “соседями”. И в восьмидесятые годы во избежание возможных случайностей от опасного соседства было принято решение эти села расформировать. Что и произошло с Соболековом. А вот Прости осталось. Немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что нефтехимические выбросы минуют простинцев, уходя в сторону Челнов. Роза ветров – на их стороне, да и гора помогает. Жители же считают, что отстоять село удалось в силу твердости характера тогдашнего председателя сельсовета Владимира Доброва. В это можно поверить. Владимир Прокопьевич, самый старый, как он себя сам называет, мужчина в селе, в свои 78 подтянут, строен, бодр. Его памяти можно позавидовать. Уйдя на пенсию в 65 лет, занялся краеведением. На его счету пять книг о селе Прости, открытие музея, директором которого на общественных началах он является до сих пор. С селом Прости связано шесть поколений предков Владимира Прокопьевича. Сам он, имея возможность жить в городе, вернулся в Прости. Девять лет как живет бобылем, но оптимизма не теряет.


И вообще, как удалось мне заметить, в этом селе народ пожилой, но не унывающий. 70-летняя Валентина Чефранова, указавшая нам путь к дому Доброва, полоскала белье в колодезной воде, налитой в корыто – я поинтересовалась – еще девятнадцатого (!) века. Она, кстати, вдруг признала во мне свою, простинскую: поди, наша, беленькая…


Увы.


Мое наблюдение о среднем возрасте простинцев чуть позже подтвердила секретарь совета местного самоуправления Галина Доброва (однофамилица Владимира Прокопьевича). В 186 домах живет около 450 человек. В основном – люди предпенсионного возраста. Все, кто помоложе, работают в акционерных обществах “Нижнекамскнефтехим” и “Нижнекамскшина” – там зарплата хорошая, до промышленной зоны построена дорога, ходят рейсовые автобусы и вахта. И сейчас сами простинцы готовы считать себя, скорее, жителями пригорода Нижнекамска, чем села.


Тем не менее Прости, как и триста с лишним лет назад, готово помогать всем, кто нуждается в приюте и помощи. Так, лет пятнадцать назад количество простинцев увеличилось за счет беженцев из стран СНГ.


Едут в Прости и многие нижнекамцы. Строят здесь дачи. 147 уже стоят, 30 – строятся. Людей сейчас вообще к земле тянет. А к такой счастливой да удачливой, как Прости, еще сильнее.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще