Это не только об Апастове

Недавно произошли два события, которые при всей несравнимости своих масштабов имеют между собой глубокую внутреннюю связь.

Недавно произошли два события, которые при всей несравнимости своих масштабов имеют между собой глубокую внутреннюю связь. На состоявшемся в Москве съезде историков-архивистов – пожалуй, самой авторитетной в стране организации, стоящей на страже интересов общества в деле сохранения его исторической памяти, – Татарстан в лице его организации историков-архивистов был признан одним из лучших регионов в этой области духовной жизни. На конкурсе, в котором участвовали около 40 республик и областей, нашей организации было присуждено почетное второе место – после Санкт-Петербурга. Таким образом, мы опередили ряд самых авторитетных центров историко-архивоведческой мысли. Это было отмечено и в докладе руководителя Росархива В.Козлова, и в выступлении вице-премьера В.Матвиенко.


На съезде затрагивался ряд важных проблем как собственно архивоведения, так и его связи с исторической наукой и воздействия на формирование исторического сознания общества и особенно молодежи. Последняя задача признана приоритетной во многих цивилизованных странах. Не случайно, например, в США полагают, что одним из главных условий стабильности и процветания является минимизация разрыва в оценке исторических событий между старшим поколением и молодежью. Опыт историков-архивистов нашей республики, активно участвующих в издании документов, создании учебников и пособий по истории, выпускающих историко-документальный журнал “Эхо веков – Гасырлар авазы”, помогающий учителям истории, был рекомендован всем регионам. В этой связи возникает ряд вопросов. Вот только один из них.


Известно, что во время перестройки и слома некоторых отживших структур были, к сожалению, выброшены за борт и многие оправдавшие себя формы работы с молодежью и особенно со школьниками. Это касается в первую очередь патриотического воспитания. Ни с Иванами, ни с Ахметами, не помнящими родства и прошлого, мы из кризисной ситуации не выйдем. Поэтому наряду с учебниками и вообще исторической литературой в широком понимании этого слова необходимы издания, дополняющие их на материалах своего города, села, района, всего того, что мы зовем малой родиной. Уже есть интересные примеры издания таких книг и других материалов, правда, еще немногочисленные. Заслуживает внимания и начатая по инициативе мэрии подготовка пособия по истории Казани – для младших классов основной школы.


Одной из удачных попыток создания такого “субрегионального” пособия является, на мой взгляд, апастовский сборник “Земля предков – колыбель моя”, только что появившийся на свет. Он подготовлен известным журналистом Халимом Гайнуллиным при содействии редакционного совета, в который вошли видные ученые, политические и общественные деятели, журналисты – уроженцы района. В начале книги дается обзор основных историко-географических и экономико-статистических сведений о прошлом и настоящем этого края, известного по многим событиям, происходившим на этой территории в раннем средневековье. Именно здесь находились окраинные укрепленные рубежи легендарного Булгарского государства, ставшего одним из важных компонентов формирования татарского народа. Приводится ряд интересных фрагментов из исторических источников, повествующих о событиях, происходивших на территории теперешнего Апастовского района, – от времен колонизации до современности. О вкладе, внесенном жителями района в победу над фашистской Германией, можно судить по такому примеру: из деревни Ябалаково на фронты Великой Отечественной ушли 166 человек, и 89 из них навсегда остались на огромном пространстве от “белоснежных полей” Подмосковья до берегов “сонной” Вислы и стен Берлина… А сколько таких сел и деревень!


Не проходят авторы книги и мимо лихолетья середины 30-х годов. Как и во всех уголках необъятной страны, в Апастове находят своих троцкистов, агентов международного империализма, вредителей и диверсантов… Да и попробовали бы не найти!


Особое место занимает в книге раздел о людях заметных и известных в своей профессии, ставших интеллектуальным достоянием страны. Мне приходилось иногда слышать такое барско-пренебрежительное выражение – “аульная аристократия”. Да, немало выходцев из сотен и тысяч сел стали горожанами и преуспели в своей профессии! И это естественно – ведь и Тукай родился не в Суконной слободе Казани, и Гаяз Исхаки сделал первые шаги на этой земле не под Казанским Кремлем… Это в полной мере относится и к апастовцам.


Возьму на выборку несколько фамилий из кратких биографических очерков о знаменитых земляках. Дважды Герой Социалистического Труда Владимир Садовников был директором широко известного в узких кругах знаменитого Воткинского завода. Именно его ракеты СС-20 во многом заставили Запад пойти на серьезные уступки в деле разоружения. Рашит Исламшин стал заслуженным учителем РТ и РФ, доктором наук и возглавляет крупнейший в республике центр повышения квалификации и переподготовки работников образования. Асхат Галимзянов, возчик из Казани, отдал всю жизнь оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Список можно продолжить. Что отличает этих людей (они есть везде, а не только в апастовских краях) – высокая нравственность, умение делать свое дело без громких слов и личной корысти.


Хорошо, что в книге не забыты имена секретарей райкомов, председателей исполкомов, председателей колхозов, всех, кто обеспечивал выполнение трудных планов. Их мизерные привилегии кажутся по теперешним меркам смешными, работали они на износ и нередко сгорали на работе.


Думаю, что хорошим дополнением к тексту служат стихи об апастовских краях, включая даже трогательный “Апастовский вальс”. Завершает книгу раздел, посвященный апастовцам, удостоенным высоких наград и званий, включенным в энциклопедии и словари. Да и сама книга – это, по сути, небольшая энциклопедия – “апастика”.


Книга наводит на раздумья о назначении таких изданий. Полагаю, что сейчас, когда уже накоплен некоторый опыт преподавания истории Татарстана в школах республики и написаны учебники и учебные пособия, следует начать создание различных книг для использования, в первую очередь, в школах и других учебных заведениях районов и городов. Ибо история наиболее эффективно воспринимается через местный материал. Вот, например, в республиканских учебниках о событиях Гражданской войны или коллективизации, Отечественной войны даются в основном обобщающие цифры, конкретные примеры часто берутся произвольно и нередко “обойденными” оказываются целые регионы, не говоря уж о районах и отдельных, даже больших, селах и деревнях. А люди этого района, села, и особенно молодежь, хотят знать, а как все это отражалось и происходило на их малой родине.


Очевидно, настало время создания в дополнение к утвержденным Министерством образования учебникам и программам небольших пособий в соответствии с их содержанием и хронологическими рамками. Причем нереально все это делать через Минобразования и утверждать там же. Эти пособия, книги для чтения, материалы по истории (названия могут быть различными) должны помогать учителю, учащимся, да и всем интересующимся историей узнать о самых знаменательных событиях, происходивших на местах. В первую очередь надо бы создать такие книги в крупных исторических районах, тяготеющих к Чистополю, Бугульме, Альметьевску, Мензелинску, Елабуге, Мамадышу, где в свое время были центры уездов и кантонов. Авторов можно найти из местных энтузиастов-краеведов, привлекая в необходимых случаях и казанских ученых. Большую помощь в создании такой литературы могут оказать и уже оказывают организации историков-архивистов, как правило, базирующиеся в местных отделах, музейные работники, учителя, да и не только. Так, например, создание таких пособий вполне возможно на базе организаций историков-архивистов в Менделеевске, Нурлате и других городах и районных центрах.


Об этом направлении работы тоже говорилось на съезде историков-архивистов, с упоминания о котором начинается моя статья. Полагаю, что по мере накопления опыта Татарстанское общество историков-архивистов совместно с Минобразования РТ, институтами АНТ и КГУ может провести конференцию – семинар по методическим и методологическим проблемам создания таких “местных” историко-географических пособий с элементами экономической и статистической информации о районе или городе, как это сделали в Апастове. Возможно, надо через журнал “Магариф” опубликовать приблизительный проспект и структуру подобных изданий. Тем более что в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан накоплен богатый опыт работы с учителями истории и других гуманитарных дисциплин по созданию авторских программ, в числе которых есть и прототипы таких пособий.


Такие вот размышления вызывает ознакомление с книгой об истории, делах и жизни апастовцев. Полагаю, что эта книга – хороший подарок для жителей района и особенно молодежи, которая будет создавать и развивать его экономику и культуру в ХХI веке. Уроки прошлого, как позитивные, так и негативные, – они ведь не помешают никогда.


Булат СУЛТАНБЕКОВ.
Председатель правления общества
историков-архивистов РТ, профессор.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще