Крылатая судьба Корсукова

В пору детства нынешних уже седовласых ветеранов большинство подростков мечтали стать исключительно.

В пору детства нынешних уже седовласых ветеранов большинство подростков мечтали стать исключительно… летчиками. Эта профессия была одной из самых популярных. Помню, как мы с друзьями буквально бредили “небесными тихоходами”, стремились подражать Чкалову и Девятаеву, Столярову и Гагарину…


Мне, мальчишке послевоенной поры, повезло. Я встретил замечательного человека, влюбленного в авиацию. Ныне это старейший авиамоделист Татарстана и России Валентин Корсуков. Ветерану-инструктору и почетному члену Казанского аэроклуба исполняется 6 марта восемьдесят лет.


…В Казань семья Корсуковых переехала из мордовской глубинки. Было это в далеких тридцатых годах. Шестилетний Валя, поддавшись веянию времени, сразу же записался в летный кружок при школе.


Валентин Корсуков в 1937 году (в центре с моделью). С руководителем повезло – им был Леонид Ошин. Какие модели он только не изготавливал! Пришедших к нему мальчишек Ошин очаровывал даже искусным бумажным планерком. Собирался он без клея, на бумажных заклепках. Зато удивительно: мог улететь на расстояние в километр и даже больше… Свое мастерство Ошин бережно передавал воспитанникам.


Рано ушли из жизни родители Валентина, и он, не успев закончить восемь классов, пошел работать… инструктором-авиамоделистом в клуб меховщиков. Не прошло и года – перевелся в Дом пионеров, расположенный тогда в здании пединститута. Здесь с двумя другими штатными инструкторами он создал на базе собственной площадки в Верхнем Услоне клуб планеристов, где мальчишки уже летали на планерах конструкции О.Антонова (А-1). Юный инструктор, сам впервые вкусивший азарт полета, практиковался в воздухе с ровесниками-подопечными до упаду – от зари до заката.


А дальше, претворяя в жизнь популярный лозунг “От модели – к планеру, с планера – на самолет”, Корсуков поступает в Вольское летно-техническое училище.


– Поначалу было очень трудно, – рассказывает Валентин Михайлович. – У меня были проблемы с физподготовкой. Но упорные занятия сделали свое дело, и я догнал остальных.


После окончания училища молоденький сержант Корсуков переехал в Пермь, где два года прослужил механиком по моторам технической службы на скоростных бомбардировщиках. Вдруг приказ: всем пройти медкомиссию – в те грозные годы стране не хватало летчиков. Валентина признали годным к летной службе и перевели в школу летчиков-штурмовиков на Урал. Так официально начался его авиационный стаж.


Валентин Корсуков в 1978 году.– Начало войны я, можно сказать, проспал, – продолжает Корсуков. – Мы сдавали зачеты, и я расквитался с ними досрочно. Прилег на чехлы, задремал. Вдруг сквозь сон слышу: страшный шум-гам. Меня уже будят: “Вставай, война началась!”


Курсанты, конечно же, сразу начали рваться на фронт, но пыл их остудили: “Красной Армии, – предупредил командир, – нужны летчики, а не юнцы с кулаками. Учитесь!” Вольной жизни пришел конец. Шла очень плотная учеба по сокращенной программе, прежние развлечения наподобие танцев настрого запретили. Упор на занятиях был сделан на стрельбу и изнурительную физподготовку.


В начале 1942-го начались учебные полеты сначала на легком самолете По-2. Потом курсанты пересели на знаменитые штурмовики Ил-2. Однако на фронт летчикам попасть было не суждено. Зато летом 1945 года полк, в котором служил Корсуков, направили в Маньчжурию.


Сотни вылетов совершил здесь за два месяца офицер Корсуков. Один гул мотора его грозного Ила вызывал у японцев ужас. Война в Китае закончилась быстро. Победу Корсуков отпраздновал в Порт-Артуре…


Вернувшись в Казань, он снова оказался среди детей. Сначала работал на станции юных техников руководителем авиамодельной секции, а затем почти десять лет – летчиком-инструктором в Казанском аэроклубе.


– Летали мы уже на самолетах Ут-2 и Як-18, – вспоминает ветеран, – на небольшом аэродроме, где сейчас расположено объединение “Казаньоргсинтез”. От желающих летать не было отбоя. Поэтому вскоре пришлось открыть филиалы аэроклуба в Чистополе и Зеленодольске, планерную школу в авиационном институте.


Как-то на авиасоревнованиях Валентин Михайлович встретил свою будущую жену Зою. В том же аэроклубе она была инструктором по массовой работе. “Авиационный” роман породил крепкую семью.


Изматывающий труд в молодости и в войну сделал свое дело. В пятидесятых годах врачи запретили Валентину Михайловичу летать. Он вернулся в авиамоделизм, во Дворец пионеров. Долгое время был там заведующим техническим отделом и руководителем авиамодельного кружка…


Здесь я его и встретил. Корсуков так бережно передавал нам, мальчишкам послевоенных лет, любовь к авиации, что мы воспринимали его уже не как преподавателя, а как отца. Для многих мальчишек, успевших вырасти в семье без мужчины, это определило судьбу, делало каждого из нас личностью.


Помнится, как мы старались во всем на него походить – в пунктуальности, вежливости, скромности. Специально Валентин Михайлович не делал из мальчишек чемпионов, он просто создавал коллектив. Чемпионов выращивала сама творческая атмосфера вокруг руководителя.


Но какими впечатляющими были достижения – коллектив воспитанников Корсукова долгое время был лучшим в республике. Ежегодно ребята с легкостью выигрывали даже международные соревнования. Трое ребят – мастера спорта СССР Наиль Мубаракшин, Вячеслав Пантюхин, Фарид Хакимуллин – в разное время становились чемпионами России и долгое время входили в ее сборную. В кружке Корсукова начинал и многократный чемпион мира и Европы Александр Андрюков. А сколько учеников Валентина Михайловича защитили кандидатские и даже докторские диссертации, преподают на технических кафедрах!


Вскоре Корсукова снова потянуло в большую авиацию. Это случилось, когда его пригласили на Казанский вертолетный завод. Здесь он почти два десятка лет проработал старшим инженером и руководителем полетов серийных Ми-8. Руководство высоко оценило его вклад во внедрение новой техники, он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.


Двадцать лет назад Валентин Михайлович ушел на заслуженный отдых. Но когда его снова пригласили поработать – на сей раз в научную библиотеку Казанского госуниверситета, согласился сразу. Лишь бы общаться с молодежью.


Валентин Михайлович беспокоится о нынешнем молодом поколении. С тревогой он воспринял, например, весть о том, что в Доме детского творчества имени А.Алиша (том самом его Доме пионеров) не стало авиамодельного кружка. Неужели у государства не хватает даже скромных средств на поддержание здорового увлечения, на котором воспитывалось не одно поколение детей в нашей стране!


Да, поколению Корсукова в чем-то по-своему чертовски повезло. Но он, став в эти годы истинным философом, думает не о себе, а о нашем общем будущем…


Ю.СЕРГЕЕВ.
Педагог.


На снимках: Валентин Корсуков в 1937 (в центре с моделью) и 1978 годах.


Фото из личного архива В.Корсукова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще