“Ответим морем огня!”

Больше пятидесяти лет храню я письма с Ленинградского фронта от мужа Михаила Ивановича Ухарова – маленькие, пожелтевшие от времени конвертики, на каждом из которых штамп: “Проверено военной цензурой”.

Больше пятидесяти лет храню я письма с Ленинградского фронта от мужа Михаила Ивановича Ухарова – маленькие, пожелтевшие от времени конвертики, на каждом из которых штамп: “Проверено военной цензурой”.


Эти письма писал он мне с полуострова Ханко, где располагалась наша военно-морская база, которая защищала Ленинград на дальних подступах. Ханко “запирал” вход из Балтийского моря в Финский залив. Владеть им – значит владеть ключом к морским воротам Ленинграда. Враг пытался уничтожить защитников полуострова с моря, с воздуха. Когда из этого ничего не вышло, он перешел к психической атаке. В листовках, разбрасываемых с “фокке-вульфов”, советских воинов называли “героическими защитниками Ханко” и предлагали “почетный плен”.


Наши воины отвечали на эти листовки врага так: “Сунешься с моря – ответим морем огня! Сунешься с земли – взлетишь в воздух! Сунешься с воздуха – вгоним в землю!”


Бойцы мужественно и стойко обороняли полуостров 164 дня. Но потом было принято решение оставить позиции. Перед самой эвакуацией гарнизон устраивал фашистам так называемые “дни молчания”, когда с нашей стороны не раздавалось ни звука. Думая, что гарнизон покинул оборонительные рубежи, враг пытался перейти границу. Вот тут-то наши и устраивали немцам настоящее побоище. Когда же последний защитник Ханко поднялся на борт корабля, с полуострова в сторону врага ударили пулеметы – с помощью хитроумных устройств они “работали” без участия людей.


Двое суток добирались защитники Ханко до Ленинграда. Шли только ночью, днем таились у скалистых берегов острова Гогланд – в осеннем небе выслеживали свою добычу “коршуны” Геринга, а в водах шныряли немецкие субмарины.


В те дни “Правда” писала: “Пройдут десятилетия, века пройдут, а человечество не забудет, как горстка храбрецов, патриотов земли советской, презирая смерть во имя победы, являла пример невиданной отваги и героизма. Великая честь и бессмертная слава вам, герои Ханко!”


Бросив на Ленинград отборные части, вооруженные лучшей военной техникой, враг рассчитывал взять его с ходу. Не вышло! Девятьсот дней и ночей Ленинград стоял насмерть. Героическими усилиями воинов Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана.


Пятьдесят пять лет прошло со дня Великой Победы. И все эти годы ленинградцы свято чтут память тех, кто погиб, защищая город. “Никто не забыт, ничто не забыто!” – эти слова, высеченные на гранитных плитах Пискаревского мемориального кладбища, звучат как клятва поколений беречь традиции отцов и дедов, до последней капли крови защищать честь и независимость своей Родины.


Мария УХАРОВА.
Казань.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще