“Каждый должен жить долго…”

Рассказать об этом человеке – мой давнишний долг.

Рассказать об этом человеке – мой давнишний долг. Наша семья хорошо была знакома с прославленным земляком Якубом Джангировичем Чанышевым. Наезжая из Москвы в Казань, он частенько гостил у нас, а я, бывая в Москве, наведывался к нему.


Помню забавный случай. Чанышеву было уже за 80, жил он рядом с Лубянкой на восьмом этаже девятиэтажки. Мы вошли в подъезд, и Чанышев, минуя лифт, направился к лестнице.


– А что, лифт не работает? – удивился я.


– Работает, – весело отозвался он, – но мы пойдем пешком. Лифты существуют для интеллигенции и “буржуазии”, а все остальные для своей же пользы должны обходиться без них, – и бодро потопал наверх…


Якуб Джангирович Чанышев прожил яркую жизнь, причем вся она была отдана служению Родине в рядах Вооруженных Сил. В дни октябрьского вооруженного восстания в Казани в 1917 году он, прапорщик-большевик, командовал мусульманской ротой, оперативно занял Кизическую дамбу, а затем вместе с красногвардейцами и солдатами Заречья захватил железнодорожный вокзал. Он был членом революционного штаба восстания, а в дальнейшем – членом Казанского ревкома и совета комиссаров по управлению новым Казанским военным округом.


После победы Октября Чанышев принимает активное участие в организации Первой отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады, становится ее военным комиссаром. Воины бригады доблестно сражались с белогвардейцами и иностранными интервентами в Поволжье и Приуралье, громили отряды басмачей в Средней Азии.


Нелегко пришлось бригаде в Семиречье. В окрестностях Бухары свирепствовал большой отряд басмачей. Бандиты разоряли неугодные им аулы, убивали активистов, всячески мешая укрепиться молодой советской власти. Решено было ликвидировать этот отряд без большой крови силами бойцов татарской бригады.


Чанышев пошел на рискованный шаг, вызвавшись побывать в стане врага. Товарищи отговаривали его, считая, что это – верная смерть. Но комиссар стоял на своем. Безоружный, он отправился к басмачам.


Вначале его хотели расстрелять, но обошлось. Более того, боевики, которые не были особенно убежденными противниками новой власти, встретили доводы Чанышева с пониманием. А вскоре арестовали своего предводителя Абдуллу-бека и его приспешников, сложили оружие и разошлись по домам.


После ликвидации басмачества комбриг Чанышев вернулся в Казань. Десять лет он командовал 1-й Казанской стрелковой дивизией и возглавлял местный военный гарнизон, а кроме того, в 1925-1927 годах был председателем Центрального совета Осоавиахима Татарии. В дальнейшем служил командиром 3-й горно-стрелковой дивизии в Туркестанском военном округе.


В огне Великой Отечественной наш знаменитый земляк был, как говорится, от звонка до звонка. В должности командира полка, дивизии, стрелкового корпуса и заместителя командующего армией он сражался под Москвой, Харьковом, Воронежем, Сталинградом, на территории Польши, участвовал в штурме Берлина и оставил свой автограф на одной из колонн рейхстага.


Боевые заслуги Якуба Джангировача Чанышева отмечены двадцатью четырьмя государственными наградами. Но самой дорогой реликвией был для него пистолет, полученный от М.В.Фрунзе, с надписью: “Стойкому защитнику пролетарской революции”.


Генерал-лейтенант Чанышев прожил без малого 97 лет и до конца своих дней оставался в боевом ветеранском строю. Преподавал в академии Генерального штаба, постоянно выступал перед молодежью, по радио и телевидению, писал статьи о героях, о патриотическом долге будущих защитников Отечества.


В музее истории и традиций ОСТО-ДОСААФ Татарстана хранится письмо Я.Д.Чанышева с добрым напутствием землякам-казанцам и жителям республики. Там есть такие слова: “Каждый должен жить долго, но никто не должен быть старым”.


Иван ЯЩЕНКО.
Ветеран войны, заслуженный работник культуры РФ и РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще